Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима



Характеристика эпохи

Античное общество Древней Греции и Древнего мира в период расцвета имело рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности. Характерным было применение рабского труда. Политической системой была демократия, и даже В Римской империи присутствовали важные демократические институты. Античное общество отличалось высокими достижениями в области науки и культуры. Экономическая мысль достигла серьезных успехов уже в античном мире.

Предмет и метод

Источниками, по которым можно судить об экономической мысли античного общества были философские произведения. В наибольшей степени экономические проблемы поднимались в работах древнегреческих философов Платона (428 – 348 гг. до н. э.) «Государство» и «Законы» и Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.) «Никомахова этика» и «Политика», а также Ксенофонта (430 – 355 гг. до н.э.) в работе «Экономика». Следует упомянуть и хозяйственные сочинения древнеримских аграриев – Катона, Варрона и Колумеллы.

Предметомизучения экономической мысли Античности было прежде всего частное хозяйство , т.е. микроэкономика. В методеприсутствовал как нормативный (с точки зрения морально – этических оценок), так и позитивный подход. Были также элементы анализа и синтеза.

Основные теоретические положения

1. Богатство. В отличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе речь шла прежде всего о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы потребления. Древнегреческие философы отмечали,что человек богат, когда его потребности удовлетворены, и следовательно, чем скромнее у человека потребности, тем легче ему стать богатым.

2. Разделение трударассматривалось с разных сторон. Так, Ксенофонт отмечал связь разделения труда с размерами рынка (спроса) и с качеством продукции. В небольших городах один и тот же мастер вынужден выполнять многие виды работ, т.к. спрос на любые товары в целом невелик. «В крупных же городах благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла…Разумеется, кто проводит время за ограниченной работой, тот в состоянии выполнить ее наилучшим образом». Более обобщенно подходил к разделению труда Платон, который видел в нем «основной принцип строения государства». «Государство возникает из нужд человека, т.к. никто не может сам удовлетворить своих нужд». Поэтому, чтобы удовлетворить свои потребности, люди должны жить единым обществом,. где каждый будет специализироваться на том, к чему у него есть способность, и затем, обмениваясь с другими результатами труда, удовлетворять все свои потребности.

3. Товар. Наряду с понятием богатства древнегреческие философы вводят понятие «ценность». Прежде всего ценностью объявляется продукт, имеющий определенную полезность. Далее они различают продукт и товар. Последний имеет не только полезные свойства, но и способность к обмену. Она тоже придает товару ценность. Платон и Аристотель поднимали очень важную теоретическую проблему измерения ценности товаров. Величайшей заслугой Аристотеля является предположение о возникновении в процессе обмена «соизмерения разнородных вещей» и роли денег как средства для сравнения потребности в товарах.

4. Деньги, по мнению Аристотеля, - это «искусственная»,т.е. созданная людьми, вещь для удобства торговли.

Греческие философы выделяли три функции денег: как средство обращения, средство соизмерения и средство накопления. К функции накопления они относились отрицательно, т.к. в этом случае деньги «употребляются не для того, для чего они были изобретены». Эта позиция наиболее полно проявилась в учении Аристотеля об экономике и хрематистике.

5. Учение об экономике и хрематистике было первым опытом систематизации хозяйственных отношений. Аристотель все виды хозяйственной деятельности разделил на две части, назвав их «экономика» и «хрематистика». Критерием деления он сделал цель деятельности. Для «экономики» такой целью были названы предметы потребления, для «хрематистики» - деньги (по гречески – хремата). Стремление к предметам потребления естественно, т.е. заложено в природе человека и оно прекращается с насыщением потребностей. В то же время, по мнению Аристотеля, в природе человека нет потребности к деньгам, это желание неестественно и поэтому здесь «никогда не бывает предела в достижении цели».

К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи. Сюда же относится и ростовщичество.

Таким образом, в сочинениях античных философов уже присутствует теоретический подход к экономическим проблемам.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!