Первобытное общество и Древний мир



В первобытных обществах представления о душе были частью верований, мифологической картины мира. Люди считали, что каждая вещь, живая или неживая, обладает душой, для которой «тело» служит только временным местом обитания. Любое событие, будь то удача на охоте, гроза, болезнь, засуха или пропажа какого-либо предмета, предопределялось и направлялось таинственной душой.

С появлением философии возникли новые представления о душе, уже не религиозные, сакральные, а светские, открытые для рациональной критики и дискуссий. Важнейшие направления в учении о душе связаны с именами древнегреческих философов Платона и Аристотеля (384–322 до н. э.). Платон рассматривал душу и тело как две независимые субстанции. Душа – начало незримое, божественное, вечное. Она стремится познать истины, которые существуют в мире идей, отдельно от материального мира и вне сознания человека. Тело, напротив, зримо, низменно, тленно. Душа призвана управлять им, однако тело предъявляет свои права. Ему нужно питание, оно может болеть, им владеют страсти; всё это мешает чистому познанию, чистым чувствам. Душа – самое драгоценное в человеке, считал Платон, и о ней следует заботиться значительно больше, чем о благополучии тела. Ведь после его смерти душа продолжает существовать, и дальнейшая её судьба зависит от того, как человек прожил жизнь: она может удалиться в мир идей или, если подчинялась телу и была отягощена телесным, будет блуждать близ Земли.

Некоторые идеи Платона оказались весьма ценными для дальнейшего развития психологии. Так, он впервые описал душу не как единое целое, а состоящей из разных частей: вожделеющей (подверженной плотским желаниям), страстной (находящейся во власти чувств) и разумной. Конфликты устремлений вожделеющей и страстной души не всегда может разрешить разум. Платон полагал, что поведение человека должно направляться разумом, а не чувствами. Именно это отличает людей от животных, чьё поведение подчинено исключительно желаниям и потому не может быть сознательным и свободным. Свобода предполагает осмысление поступков, осознанное руководство ими. Проблема борьбы страстей и разума в душе человека, или, если использовать современную терминологию, идея внутреннего конфликта, стала особенно актуальной в XX столетии.

Младший современник Платона Аристотель признан отцом психологии, как и многих других наук. Его трактат «О душе» долгие века считался самым значительным сочинением в этой области. Аристотель видел основы психологии не только в философии, как Платон, но и в биологии, медицине; именно он сформулировал идею естественнонаучного изучения психики. Не случайно на знаменитой фреске Рафаэля Санти «Афинская школа» Платон указывает на небо, а Аристотель обращает руку к земле.

Аристотель иначе, чем Платон, понимал и что такое душа. Для него разделение души с телом невозможно и бессмысленно. Душа есть сущность и форма живого тела, она не существует без него, но и не является телом. В трактате приводится следующая аналогия: если представить, что глаз – живое существо, то душой его будет зрение. Материя без души лишь потенция, она ничто, но может стать всем. Так, расплавленный металл принимает форму меча, молотка или топора, находя вместе с формой и своё предназначение – рубить, колотить, отсекать. Иными словами, главная функция души состоит в осуществлении бытия организма. Как полагал философ, она умирает вместе с телом, но часть ее (высшие идеи) остается, поскольку мудрость, приближаясь к божественному, вечному, абсолютному, обретает бессмертие. Согласно Аристотелю, существует три вида души: растительная, животная и разумная. Растительная способна размножаться и питаться. Животная, сверх того, наделена стремлением (чувствами) движением, ощущением и памятью, а разумная душа (она есть только у человека) может ещё и мыслить. Каждая более высокая форма души надстраивается над предыдущей, привнося нечто новое. Представление Аристотеля о взаимосвязи и непрерывном совершенствовании души содержит идею эволюции психики, получившую развитие много веков спустя.

Аристотель создал первую в психологии развёрнутую теорию познания. Начальным его этапом он считал ощущение – активный процесс взаимодействия органов чувств человека с внешним миром. При этом душа уподобляется форме того тела, которое она воспринимает. Всякое ощущение оставляет след в виде образа: объединяясь по сходству, смежности и контрасту, т. е. по механизму ассоциаций, образы создают новые, более общие образцы. Так Аристотель задолго до психологии Нового времени высказал идеи ассоциации (связи) между психическими явлениями. Человек может сравнивать, развёртывать обобщённые образы, создавать новые. Их логическое сопоставление приводит к рождению абстрактных понятий. Наблюдая за красным яблоком, мы сравниваем его, с одной стороны, с красным цветком, с другой с зелёным яблоком и приходим сначала к обобщённому образу красного, а затем к абстрактному понятию цвета.

Представления великих античных философов о душе оказались глубоко различны. Аристотель материалистически решал вопрос о том, что такое душа (для него это сущность тела, его высшая форма), тогда как Платон – идеалистически (душа существует отдельно от тела и соединяется с ним лишь на время). Внесла вклад в учение о душе и античная медицина. Гиппократ (около 460 – около 370 до н. э.) предположил, что индивидуальные особенности человека и, в частности, темперамент, определяются соотношением в организме четырёх основных жидкостей – крови, слизи, черной желчи и жёлтой желчи. В зависимости от особенностей человека и его темперамента следует назначить лечение болезни, а также корректировать образ жизни. Тем самым Гиппократ впервые вынес вопрос о многообразии психического состояния человека, о связи психологического состояния с состоянием всего организма. Рассматривая связь особенностей души, темперамента и типов людей с физико-климатическими условиями местности (сочинение «О воздухах, водах, местах»), Гиппократ положил начало исследованиям психологических характеристик этносов. Отец медицины первый заявил, что органом ощущения и мышления нужно считать не сердце, а мозг. Римский врач Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 200) продолжил эту линию наблюдений и выявил чувствительные и двигательные функции спинного мозга.

Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов. В III–V вв. н. э. в работах Плотина (205–270), Аврелия Августина (354–430) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания.

Позднее с V по XIV вв. в работах Боэция (480-524), Фомы Аквинского (1226–1274), Дунса Скота (1265–1308) и других складывается представление о личности. Важно заметить, что мощное влияние христианской теологии, основы которой включали философию неоплатонизма, придавало этим работам этико-теологический характер, приближая его к линии, заложенной учением Платона.

Так уже в глубокой древности 6ыл заложен фундамент психологии – науки о душе как сущности живого, дающей способность ощущать, мыслить и переживать.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!