От античности до начала XXI века



Происхождение и значение понятия «душа»

Душа́ (от старослав. доуша; греч. ψυχή, лат. anima) – разум или дух, сложное понятие из области философии, психологии и религии. Обобщенное название внутреннего мира человека, в противоположность его физическим функциям. В обыденном сознании – «психика», высшие проявления психики человека, связанные с его культурой, моралью, нравственностью.

Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в философско-религиозной традиции и ориентированной на нее психологии. Душа – это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. Возникновение понятия «душа» связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и т. д. Сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей во сне тело и обретающей независимое от него существование.

В период античности представлялось, что органом души является головной мозг (Алкмеон), сама же душа представлялась одним из видов вещества: душа как огонь (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), смешение четырех элементов (Эмпедокл) и др. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель, согласно которому душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. Это учение было преобразовано в идеалистическое (Фома Аквинский) в эпоху средневековья. В новое время Декарт отождествил душу с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятна о душе было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе (философской, психологической и др.) термин «душа» не употребляется или используется очень редко – как синоним слова «психика». В повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям «психика», «внутренний мир человека», «переживание», «сознание».

Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа человека – бессмертная субстанция,обитающая в теле человека, но не зависимая от него, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, душа:

• в религиозных и идеалистических представлениях – нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти тела человека.

• в устаревшей психологической терминологии – совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

• внутренний, психический мир человека [6].

По мнению известного этнографа и историка первобытной религии Э. Тайлора, первобытные люди считали, что душа – это тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени; она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. С другой стороны, имеется представление о том, что душа – это сгусток энергии, которую не измерить никакими приборами[7].

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда и растения.

С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).

По Платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания – лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения.

Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Родоначальник экспериментальной психологии В. Вундт за 16 лет до открытия первой в мире психологической лаборатории, в 1863 г. провел целый курс лекций об истории развития души человека и души животных. Вундт излагал проблемы психогенеза в своих работах «Grundzüge der physiologischen Psychologie» (1908–1911) и «Völkerpsychologie» (1908–1917).

Для психологии это понятие имеет принципиальную важность – хотя бы потому, что само название этой науки буквально можно перевести как «наука о душе». В отечественной психологии именно такое понимание бытует с конца XVIII в. Так, например, еще в 1791 г. в Санкт–Петербурге была выпущена книга с примечательным названием «Начальные философические статьи, касающиеся до существа и свойств души человеческой, сочиненные во вкусе древних писателей и расположенные по образу, математическим наукам свойственному, иначе, составляющие науку, психологией называемую». Такое представление существовало чуть более века. В 1916 г. С.Л. Франк констатировал: «Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения науки о душе... Прекрасное обозначение «психология» – учение о душе – было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области».

Долгие годы в нашей стране само понятие души считалось идеалистической абстракцией, несовместимой с естественно-научным, материалистическим видением мира. Создалась парадоксальная ситуация – психология оказалась наукой о том, чего якобы и нет.

Само греческое слово «психе» изначально является именем собственным. Так звали героиню древнегреческого мифа, известную в отечественной литературной традиции как Психея. Согласно преданию, земная девушка Психея полюбилась Эроту (в латинской традиции – Амуру), сыну богини Афродиты (Венеры). Мать, недовольная перспективой столь неравного союза, постаралась ему всячески воспрепятствовать и заставила Психею преодолеть множество нелегких испытаний, которые та, однако ж, с честью выдержала. Эрот, со своей стороны, уговорил олимпийских богов способствовать его союзу с любимой. В результате Психея обрела бессмертие, и влюбленные навеки соединились. Для древних греков Психея символизировала бессмертную сущность человека, поднимающую его над бренностью бытия. Ее именем стали называть душу, представления о которой у греков сильно отличались от тех, что были впоследствии развиты в рамках христианской доктрины.

Слово «психология» придумали не древние греки. Его ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф на рубеже XVII – XVIII вв. Именно Христиану Вольфу (1679–1754) принадлежит одна из первых попыток выделить психологию в качестве самостоятельной философской дисциплины. В конце 60-х годов XX века историк психологии М. С. Роговин писал об этом следующее: «Попытки создать психологию как науку, независимую от философии, предпринимались и до второй половины XIX в.; они были обречены на неудачу, хотя бы уже потому, что имели место внутри философии и предпринимались с помощью методов умозрительной философии (Х. Вольф, 1732; И. Н. Тетенс, 1776–1777; И. Ф. Гербарт, 1816)» (Роговин, 1969, c.96). Вольф делил психологию на эмпирическую и рациональную. Первая рассматривает душу со стороны ее связи с телом («Эмпирическая психология» – «Psychologie empirica», 1732); вторая же занимается неизменной, бессмертной душой («Рациональная психология» – «Psychologie rationalis», 1734). Соединение тела и души Вольф объяснял «непонятным чудом», сводя психические явления к особым способностям души [4].

Ныне это название уже не отражает прежних представлений о душе и является скорее традиционным, символическим (подобно тому, как геометрия давно вышла за рамки землемерия, однако называется как встарь).

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!