Уровни игровой деятельности дошкольников на этапе констатирующего эксперимента



 

У 7 детей (44 %), сюжетно – ролевая игра находится на промежуточном уровне развития игры. Промежуточный сюжет характеризуется тем, что в игре ребенка первоначально «царят» часто повторяющиеся либо разрозненные манипулятивные действия с предметами и игрушками, но после включения в игру персонажа или события, вводимые взрослым, начинают происходить связанные между собой события. В результате ребенок заканчивает сюжет взрослого, а не собственный.

Основной особенностью кольцевого сюжета является то, что ярко выделяются предметные действия и действия связанные в цепочку, которые многократно повторяются.

Таким образом, проведенная комплексная диагностика, включающая анкетирование педагогов ДОУ, опрос детей и наблюдение за ходом игровой деятельности, показала делает актуальность разработки способов развития способности детей к построению сложной сюжетной игры. В процессе опытно-экспериментальной работы с выделенной группой детей нами была проведена коррекционно-развивающая работа, ориентированная на актуальный уровень развития ребенка (его готовность к обучению в школе и взаимодействию с окружающими) и его социализацию (приложение 2).

 

Педагогические условия повышения эффективности влияния детской игры на социализацию дошкольников

 

Проанализировав полученные в ходе диагностики результаты, я пришла к выводу: иг­ру можно использовать как средство социализации ребенка, в том числе через общение со сверстниками и взрослыми, развития творчества, приобщения к обучению в школе и т.д .

Совместно с воспитателями, работающими в ДОУ № 30 “Золушка” Целинского района, мы разработали игровые занятия и участвовали в преобразующем эксперименте со старшими дошкольниками, целью которого явилось создание педагогический условий, способствующих социализации детей в процессе игры. В практической деятельности мы опирались на следующие работы, в которых нашли методический материал:

· Коломийченко Л. Программа социального развития (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.- 2002.- № 4.- С. 15-25 [36];

· Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим де­тей общению. - Ярославль, 1997 [30];

· Кошелева А.Д. Эмоциональное разви­тие дошкольника. - М., 1985[40];

· Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание.- 2002.- № 4.- С. 7-13 [41]; и др.

Мы старались выстаивать занятия в форме игровых ситуаций, побуждаю­щих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, при­чем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и ра­достным, веселым событиям. Содержание проводимых занятий предусматривает формирова­ние у детей знаний и умений, необходи­мых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что на­зывается культурой поведения. В ходе занятий стремились подвести детей к то­му, что является необходимым для социализации - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.

На занятиях дети, как правило, вы­полняли игровые задания, поэтому це­лесообразно использовать этюды и уп­ражнения, короткие и доступные по со­держанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В ка­честве своеобразного отдыха предла­гала подвижные игры, позволяющие де­тям расслабиться, «выпустить пар».

Итак, задачами опытно-экспериментальной работы по социализации дошкольников, построенной на игровой деятельности, стали следующие ориентиры социализации: 

· Коммуникативные способности и качества.

· Умение распознавать эмоции дру­гих и владеть своими чувствами.

· Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

· Умение сопереживать и радоваться чужим радостям, огорчаться из-за чужих огорчений.

·  Умение выражать свои потребнос­ти с помощью вербальных и невербальных средств.

·  Умение взаимодействовать и со­трудничать.

  Ниже приводятся примерные кон­спекты занятий-игр, которые использовались в практической деятельности. Их также может применять любой педагог, творчески переработав с учетом возможностей своих воспитан­ников. Главное, что желательно сохра­нить, - это игровой характер (паль­чиковые игры, речевые игры, игры-драматизации и др.) и предоставление детям пространство для самореализации.

Чего желательно ожидать от ребен­ка во время занятия?

1.  Желания принимать в нем активное участие.

2. Доброжелательного настроя на за­нятие.

Что требуется от взрослого во время занятий?

1. Терпение, которое необходимо педагогу вообще, как никакое другое качество.

2. Желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок.

3. Принимать всех детей такими, какие они есть.

4. Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка.

5.  Способность к импровизации.

   Может быть, это прописные истины, но как подчас нелегко следо­вать им в повседневной жизни, а без них контакт с ребенком невозможен.

Важно соблюдать следующие педагогические условия, на которых строилась опытно-экспериментальная работа:

· Помнить, что каждый, человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывать это в игровом общении с ним и всячески подчеркивать это.

· Научиться не сравнивать одного ребенка с другим и не ставить никого никому в пример.

Система, использованная в работе, состоит из следующих игровых блоков: игры на развитие умения сотрудничать, игры на умение активно слушать, игры на умение пере­рабатывать информацию, игры на уме­ние конструировать «текст для другого» (умение говорить самому), игры на развитие роли и сюжета и пр. В целом, каждый блок ориентирован на самость ребенка: развитие его способности придумывать игровое завершение сюжета, проявлять коммуникативность и терпимость по отношению к другому, умение регулировать собственное поведение.

В конечном счете, в представленных играх – играх с правилами, сюжетом, драматизацией и т.п. - воспитатель не является главным. Его задача состоит в поддержке инициативы детей, прогнозиро­вании возможных реакций воспитанников на пра­вила и условия игры. Поэтому, в игре старшие дошкольники имеют:

 • право на свою сис­тему ценностей;

• право на ответст­венность;

• право на личное до­стоинство и уважение этого достоинства;

• право на индивиду­альность и своеобразие;

• право на независи­мость от других людей;

• право на свою мысль

• право на отстаивание своих прав.

Содержание игровой деятельности со старшими дошкольниками.

“Движение по кругу”. Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выно­сит свой стул за круг - стульев стано­вится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются ме­стами те, у кого... (светлые волосы, крас­ные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся мес­то. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

  Игра в «тарелочку». Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает ее, называет имя какого-нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотро­нуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает ее и называет сле­дующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из игры.

‘Травинка”. Считалкой выбирают «наблюдателя»; остальные дети - «травинки».

Задача «наблюдателя» - выбрать са­мую лучшую «травинку», т.е. ребенка, ко­торый внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитате­ля:

1. Поднимите руки медленно вверх через стороны.

2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.

3. Глазами «изрисуйте» солнышко, ко­торое греет травинку.

4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад.

  5. Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сто­рону, вперед-назад.

  6. Затем ветер стихает — травинки за­мирают.

  7. Ветер усиливается - травинки вновь сильно раскачиваются.

  8. Ветер затихает- травинки тянутся, опустив руки.

«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, ста­новится «наблюдателем», и игра повто­ряется.

“Учим контролировать движения и работать по правилам”. Группа в обручах.Каждый ребенок берет обруч и с его помощью «прицепляется» к соседу - и так до тех пор, пока вся группа не ока­жется сцепленной обручами. Соединив­шись, дети стоят тихо в ожидании нача­ла звучания музыки; под музыку стараются двигаться так, чтобы сохранять цепь. Возможны такие способы сцепления: за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут об­разовать цепочку, конус, круг.

“Холодно-горячо, право-лево”. Воспитатель (или ребенок) прячет условный пред­мет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло или горячо», «холод­но»…

Превращение”. Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были на­званные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий на­зывает его «яблоко» — дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

“Горная тропинка”. Перед игрой детям читают басню С. Маршака «Два барана» и проводят бе­седу по ее содержанию.

• Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?

• Какие качества погубили баранов?

• Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?

• Как, на ваш взгляд, следовало бы по­ступить баранам?

Затем начинается игра.

Воспитатель. Представите, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомни­те баранов). Ваша задача - не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.

Пропасть шириной 2 м, мостик и тро­пинка шириной 25-30 см ограничены веревкой или очерчены мелом.

Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются че­рез пропасть.

Подводятся итоги: «Какая пара про­шла лучше всех? Почему?». Оцениваются ловкость, вежливость и внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения пробле­мы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

“Глаза”. В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместедетьми анализирует эти изображения. Дети разбиваются на пары: у одногоглаза завязаны, у другого - нет (он –глаза” своей пары). Далее ребенок с завязанными глазами рисует на бумаге,лучшие команды “глазам”: «Вправо, влево, наверх, вниз, влево» (команды даются сопорой на образец}. Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

  “Замри!” С помощью считалки выбирается морской царь. Он следит за неподвижностью “морских фигур” и “волшебной точкой” удаляет нарушителя. Ведущий говорит: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура - замри!».

Дети, замерев в любой позе, ждут сиг­нала: «Отомри!».

“Я не должен”. Воспитатель заранее готовит сюжет­ные картинки, связанные с приемлемы­ми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый — ребенок, ребенок, — ребенок, ребенок - окружаю­щий мир) и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака « - »).

Ребенок раскладывает около шабло­на те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоот­ношениях между людьми, между чело­веком и природой, человеком и пред­метным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли на­блюдателей и советчиков.

“Звери на болоте”. Играют все дети группы. Они - «зве­ри», которые попали в болото. У каждо­го по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только па­рами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и по­шли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь — это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок

Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные вари­анты спасения!

“Связующая нить”.    Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взя­лись за нить.

  Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувству­ют, что они хотят для себя и могут поже­лать другим.

  Когда клубок вернется к взрослому, дета натягивают нить и закрывают гла­за, представляя, что они составляют од­но целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

“Цепочка слов”. Выбирается водящий. Он придумыва­ет и называет три-пять слов, потом ука­зывает на любого игрока, который дол­жен повторить слова в той же последо­вательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.

“Собери чемодан”. Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет

свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет новый. И т.д. Условие - повторяться нельзя.

Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили предыдущие игроки, и называют свой.

“Эхо”.

Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.

“Почта”. Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почтальон.

Дети. Откуда?

Водящий. Из Рязани.

Дети. А что там делают?

Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и тд. (дети изобража­ют действия, названные водящим).

«Да» и «нет» не говорите. В игре участвуют две команды. Вос­питатель предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встает перед другой командой, игроки которой в те­чение минуты «обстреливают» его во­просами. «Доброволец» должен отве­чать на них, соблюдая правило: «Да и нет не говорите».

Если игрок произнесет одно из этих слов, это будет означать, что команда-соперница его перехитрила и он дол­жен вернуться на свое место. Если же игрок в течение минуты удержится и не произнесет запрещенных слов, то ко­манда-соперница признает себя по­бежденной.

Усложнить игру можно, используя стихи, скажи, рассказы, небольшие по содержанию и объему.

‘Зеркало движений” Один ребенок - «зеркало», все осталь­ные ненадолго закрывают глаза или от­ворачиваются. Воспитатель молча пока­зывает «зеркалу» какое-либо упражне­ние или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказыва­ет, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у более полови­ны детей правильные действия не полу­чаются, выбирают новое «зеркало».

“Тайный смысл”. Взрослый называет несколько посло­виц и просит выбрать одну из них, кото­рая подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).

Примеры пословиц. У страха глаза ве­лики. Трусливому зайке и пенек - волк. Одна пчела много меда не носит. Как аукнется, так и откликнется;

“Идет следствие”. С помощью считалки выбирают двух детей (детективов), все остальные - свидетели. Они видят, как воспитатель незаметно для детективов вешает на до­ске какую-нибудь сюжетную картинку, к примеру -«Пожар в высотном доме». Свидетели дают показания об этом, ноне прямо, а косвенно, например: «Я чув­ствую запах дыма. Становится все жар­че. Кто-то громко кричит. Слышны ав­томобильные сирены. Подъезжают ма­шины красного цвета». И т.д.

Свидетели, с одной стороны, должны давать показания так, чтобы детективы не сразу поняли, что именно происхо­дит; с другой - они не могут давать лож­ных показаний.

  Как только детектив решит, что он понял, в чем дело, он говорит: «У меня есть ответ». Однако если он скажет, что это пожар, но не догадается, что это по­жар в высотном доме, ответ не будет принят в качестве удовлетворительно­го. Каждый детектив имеет право триж­ды выдвигать свои версии.

Детектив имеет право «расшевелить» группу, говоря: «Я хочу знать больше». По прошествии двух минут детектива­ми становятся другие участники.

Перечень повседневных ситуаций для игры: «У автомобиля проколота шина», «Она с удовольствием читает книгу». И т.д.

“Поиск смысла”. Детей знакомят с баснями И.А Кры­лова и предлагают пересказать их со­держание, найти скрытый в них смысл, провести конкурсы на поиск смысла,инсценировать басню.

“Плохое настроение”. Воспитатель объясняет, что у каждогоиз нас бывает хорошее и плохое настроение. Мы должны научиться понимать истинную причину этого и правильно реагировать и на плохое поведение человека, и на его высказывания. Например, один мальчик пришел в детский сад в плохом настрое­нии и со злобой сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть». Тот подумал немного и очень спокойно спросил: «Тебе хочется поиграть с другими детьми?». У мальчика сразу улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся на него, а просто понял его.

Затем воспитатель предлагает вы­брать ребенка, который может показать «плохое настроение». Остальные дети должны попытаться правильно реаги­ровать, начиная с фразы: «Ты имеешь в виду, что...».

“Я начну, а вы продолжите” (Учим использовать такой прием активного слушания, как развитие мыслей собеседника). Взрослый приносит незаконченные предложения из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Ребенок должен закончить предложение, используя образные слова и выражения. Например. «Был яс­ный день, снег на солнце... (сверкал, ис­крился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы... (пулей, вихрем, так что дух захватывало). Санки перевернулись, и мальчик... (шлепнулся, бухнулся в снег, полетел ку­барем). Коле очень захотелось, чтобы гора получилась. Он трудился... (не по­кладая рук, без устали, в поте лица)».

“Играем со сказкой”. Воспитатель знакомит детей со сказ­ками Дж. Родари из цикла «Сказки, у ко­торых три конца»: «Волшебный Баран», «Большая морковка», «Хитрый Буратино». Обращает их внимание на то, что каждая из них не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с ними. Затем предлагает послушать три варианта кон­цовки и выбрать тот, который больше нравится, или придумать свой конец и нарисовать к нему иллюстрации. Можно предложить детям придумать веселую, печальную или поучительную концовку.

Завершить игру можно выставкой ри­сунков.

“Мое начало - твой конец”. Дети делятся на две команды: одна -придумывает начало истории про иг­рушку (собачка, мишка) по цепочке; дру­гая - ее продолжение (также по цепочке).

“И это хорошо, и это плохо”. Воспитатель предлагает детям посмо­треть на ручку с двумя колпачками. «Этот колпачок белый - он будет означать "хо­рошо", этот колпачок черный - он будет означать "плохо". Если ручка повернута белым колпачком кверху, нужно гово­рить "хорошо", если черным - "плохо"».

Выбирается тема, в которой дети способ­ны выделить «хорошее» и «плохое» (время года, животные, бытовые приборы и т.д.). Например - тема «Лес». Ручка поверну­та белым колпачком вверх («Лес - это хорошо, потому что он очищает воз­дух»). Передаем ручку Ане, поворачивая ее черным колпачком вверх. Аня долж­на объяснить, почему лес - это плохо. Например, «Лес - это плохо, потому что в нем можно заблудиться». И др.

“Что было бы, если бы...» (Развиваем способность аргументировать свою точку зрения). К детям приходит Фея с волшебной палочкой (можно, что это была игрушка) говорит, что мо­жет превратить их в того, в кого они по­желают, но они должны обосновать свой выбор.

   Варианты. «Если бы я был художником, то нарисовал бы...»; «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль...»; «Если бы я был цветком, то радовал бы...»; «Если бы я был воспитателем, то...».

“Договор по правилам”. Педагог предлагает детям выбрать се­бе любую роль. Но они должны доказать всем, что смогут ее сыграть: рассказать, что будут делать, почему, как и для чего.

“Построим город”. Один ребенок - «архитектор». Егозадача    рассказать «начальникустройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности и пожелания каждого ребенка, распределяет роли идоговаривается с каждым, что он должен делатъ. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, архитектор оценивает соответствие застройки его замыслам.

“Телевизор” (Установление «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми).Выбирается один ребенок («ведущий телепередачи»); остальные дети делятся на группы и уходят в другое помещение.

Воспитатель дает ведущему задание - показать по телевизору (окно в ширме и стульчик со спинкой) передачу «Новости» («В мире животных», «Музыка на ТV» и т.п.). Пока он готовится, взрослый приглашает первую группу телезрителей, рассказывает им о событиях, которые бу­дут показаны; телезрители по описанию угадывают, что это за передача, и догова­риваются, как расскажут о ней второй группе детей. Их приглашают в группо­вую комнату. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.

“Телеграф”. Четыре ребенка - «связисты»; осталь­ные - наблюдатели; воспитатель - отправитель телеграммы; один ребенок - ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитыва­ет ему текст телеграммы один раз. Пер­вый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие во­просы. Затем он приглашает второго свя­зиста и передает ему услышанный текст; второй - третьему, третий - четвертому; четвертый - получателю. Получатель пе­ресказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?

Примерный текст: Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цве­ты. До встречи. Твой друг.

“Диалоги”.

1-й. вариант. Дети объединяются в пары. Им дают задание поговорить на тему типа «Мое любимое время года» («Лучший день», «День рождения» др.). Детям необходимо запомнить, о чем рассказал собеседник. В течение 5-7 минут дети общаются. За­тем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети, поменявшись па­рами, рассказывают друг другу, что ус­лышали от предыдущих собеседников.

2-й вариант. «Переговоры». Дети де­лятся на две команды. Тему для разгово­ра выбирают сами. Условие: не перебивать друг друга. В течение 5-7 минут ко­манды общаются по выбранной теме и делают вывод, о котором сообщают пе­дагогу или ребенку-наблюдателю.

Игры-драматизации с пальчика­ми”. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изоб­ражение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета дейст­вует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или сво­бодно передвигаясь по комнате.

“Светофор”. В работе используются макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, машин, фигурки пешеходов, водителей и т.д. Целью игры является закрепление знания правил дорожного движения и нахождения на улице. Происходит разыгрывание повседневной жизни населенного пункта.

Ребенок выбирает себе фигурку (роль), которую будет представлять. Фигурки-пешеходы и фигурки-водители должны подчиняться при движении сигналам светофора (красный – стоять, желтый – приготовиться, зеленый – двигаться). Фигурка-постовой регулирует движение на улице.

“Поваренок” (для одного-двух детей). Ребенку предлагается побывать в роли повара, который готовит, например, первое блюдо (борщ). В качестве материалов игры используется посуда, карточки с изображением различных продуктов (капусты, мяса, яиц, картошки, конфет и пр.), процесса приготовления блюда.

Ребенок выбирает необходимую посуду, нужные продукты (по карточкам). Необходимо выложить с помощью карточек процесс приготовления заданного блюда в правильной последовательности.

Вышеназванные игры, использованные в практической части исследования, ориентированы на старший дошкольный возраст ребенка. Как показало наблюдение, дети с огромным удовольствием учились сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией, придумывать сюжеты, помогать друг другу в игре.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!