Культура Беларуси 14-16 вв.: стили «готика», «ренессанс», «барокко».



Развитие белорусской культуры проходило в сложных исторических условиях: с 14 века территория современной Беларуси была включена в Великое княжество Литовское (ВКЛ), с 16 века вошла в Речь Посполитую и оставалась в ее составе до конца 18 века. В силу этих обстоятельств различные области белорусского искусства были связаны с русским, восточноевропейским, с западным средневековым искусством. В этом заключается одно из своеобразий развития белорусской архитектуры.

В 14 – первой половине 17 веков формируется белорусская народность. Развившаяся на основе высокой для того времени древнерусской культуры белорусская культура играла большую роль в ВКЛ.

Вторая половина 13 – 14 вв. – начало нового этапа в развитии бел.архитектуры. Она объединила традиции древнебел. и зап-евр архитектуры в лице романского и готического стилей.

Романский стиль. Были свойственны суровость внешнего вида с массивностью стен, большими башнями, узкими окнами-бойницами с мин. декоративности.

Готике было свойственно ощущение стремления вверх, интерьеры хорошо освещались, были оснащены легк. каркасами, колонами, витражи на окнах.

В 14 – 15 вв. в светской архитектуре – новый вид замки-крепости. Их появление было вызвано необходимостью обороны от внешнего врага. В это время целый пояс замков возник вдоль сев-зап. границы ВКЛ, образовал оборонительную систему. Одним из первых каменных замков на нашей территории был Лидский (возведен в 20-е годы 14 в.). Представлял трапецию (80х93 см) Толщина стен – 2м, на стенах – боевая галерея с бойницами, в 2-х углах замка – башни.

В архитектуре – смесь романского стиля и готики. К др. наиболее ранним памятникам относится замок в Креве. Построен в 30-е годы 14 в. Был большим по размерам. Длина стен – 108 м, толщина – 2,75 м. Новое в замке – башня Кейстута, кот. была вынесена за территорию замка , чтобы улучшить его защиту. Замки в Лиде и Креве заложили основу развития замковой архитектуры буд. столетий.

Одним из самых мощных сооружений являлся Гродненский замок. После пожара 1398 г. замок сгорел и на его месте – каменный с 4-мя башнями, толщина 2-3 м., высота 10 м.

В начале 15 в. в системе оборонительных построек в Гродно сущ. 3 замка – верхний и нижний. Из замков, составлявших гордость, следует назвать замок в Мире и Новогрудке.

Бел.архитекторы 15 в. создали новый тип православного храма и новый стиль в архитектуре, белорусскую готику. Характерный представители – Сынковичская и Маломожейковская храмы – крепости, построенные на зап. Беларуси в 15-16 вв. Прямоуг. в плане с двустатной крышей и 4мя башнями. Эти храмы представляли из себя крепости-замки в миниатюре.

В замковой и храмовой архитектуре часто сочетаются черты разных стилей и направлений, свойственных как восточной, так и западной культурам.

Многие замки 14-16 вв. имеют черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов или сводов с нервюрами, высокие окна и двери стрельчатого очертания. При этом белорусские мастера использовали практически наиболее приемлемые и интересные художественные приемы готической строительной техники.

В 16 в. начали распространяться реформаторские идеи, приведшие к утверждению в архитектуре принципов искусства Возрождения. В архитектуру проникают сначала элементы ренессанса, а затем барокко.

Живопись Беларуси 17-18 вв.: белорусская иконопись, сарматский портрет.

В станковой и монументальной живописи конца XVI – XVIII ст. столетий наблюдается переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма и барокко.

Для живописи начиная с XVIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).

Иконопись в это время также переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму. Одновременно проявляется стремление дать психологическую характеристику библейским персонажам («Троица старозаветная» из д.Достоево Брестской области, 1-я половина XVII века). Фоны икон этого периода богато украшались орнаментом. Многие иконы писались с местными особенностями. Зачастую иконы напоминали жанровые сцены, в них появляется пейзаж, изображения животных, интерьер. С середины XVII века в Беларуси формируется несколько иконописных школ: брестская, могилёвская, витебская, гродненская, истоки которых лежат в общественно-политическом, экономическом и конфессиональном развитии этих территорий.

В станковой живописи XVII века важное место занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Дальнейшее развитие получил сарматский (парадный) портрет. Крупные магнаты, шляхта хотели видеть всю галерею родственников. Чем древнее был род, тем почётнее. Иногда художникам заказывали портреты несуществующих знатных предков.

В портрете XVII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.

Сарматский портрет мало изменился, т.к. он подчинялся строгим канонам: фигура должна изображаться в рост, реже – погрудно или поколенно, в парадной одежде с атрибутами власти, под изображением помещалась длинная подпись («Портрет ГризельдыСапеги», «Портрет Елизаветы Радзивилл», «Портрет Кшиштофа Веселовского»). Авторы большинства портретов нам не известны. И всё-таки несколько имён художников того времени мы знаем:БартоломейСтробель, Иоганн Шрётер.

Высокого художественного уровня достигает живопись XVIII в. Преобладающим остаётся стиль барокко, влияние рококо и классицизма было незначительным.

Монументальная роспись преобладала при оформлении костёлов, униатских и православных храмов. Роспись храмовв XVIII веке не подчинялась строгим канонам, как ранее, библейский сюжет трактовался вольно, включались и исторические сцены (росписи Кармелитского костёла в Мстиславле, росписи Кармелитского костёла св. Станислава в Могилёве.По барочному символичны с многочисленным количеством символических фигур росписи иезуисткого костёла Божьего Тела в Несвиже). Эти росписи занимают почётное место в истории белорусской культуры.

Иконопись являлась средством борьбы за сохранение национальной культуры православных. Поэтому иконы писались на старинный манер: плоскостное письмо, упрощённые фигуры ит.д., но добавляются бытовые предметы, которые превращают икону в произведение народно-примитивного смысла.

Белорусский портрет XVIII века продолжал развиваться в рамках сарматского портрета, который к тому времени смотрелся как архаизм.

Приглашённые магнатами западноевропейские живописцы писали заказные портреты парадного типа. К ним относятся знаменитый портрет Михаила Казимира Огинского – высокообразованного человека, мецената, музыканта, знатока искусства, основателя оперного театра в Слониме. Огинский показан в полный рост, в довольно театральной позе, в ярком кафтане, выделяющемся на тёмном фоне, при ордене Белого орла. Это парадное изображение представляет нам волевого и уверенного человека.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1698; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!