Тема войны в белорусском кино.



Одной из важнейших тем для советского кинематографа, конечно, являлась война.

Именно поэтому одним из лучших советских фильмов периода стала картина М.Калатозова «Летят журавли» (1957), представляющая собой экранизацию пьесы В. Розова «Вечно живые».

В центре картины – судьба молодой пары (А.Баталов и Т.Самойлова), на долю которой выпало испытание войной.

Фильм полон сочувствия к обычному, живому человеку, иногда совершающему ошибки, но обладающему настоящими чувствами, понятными каждому зрителю.

Стоит отметить и операторскую работу.

Камера чётко следит за душевным состоянием героев и стремится его передать.

Так, в знаменитой сцене гибели главного героя камера словно мечется из стороны в сторону, снимая деревья и таким образом изображая уход из жизни.

Фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля.

Тема войны и в дальнейшие годы оставалась одной из ведущих в отечественном кинематографе, экранизировались многие произведения советской военной литературы.

Создатели военных картин стремились рассматривать прежде всего человека, попавшего в данные обстоятельства, и связанных с этим круг моральных вопросов.

Кроме того, использование военной темы позволяло режиссёрам затрагивать вопросы, в общем-то табуированные тогдашней властью (например, сталинские репрессии).

Среди наиболее выдающихся военных советских фильмов следует отметить «Иваново детство» А.Тарковского, «А зори здесь тихие…» С.Ростоцкого, «Проверка на дорогах» А.Германа, «Они сражались за Родину» С.Бондарчука.

В центре каждого из них – сознание человека на войне, необходимость сделать нравственный выбор, развитие и становление личности в таких условиях.

Как правило, в каждом из этих фильмов прекрасно демонстрируется красота природы, которая противопоставляется войне, жестокости и смерти, выступает как символ вечных ценностей.

Говоря о военном советском кино, нельзя отдельно не упомянуть о фильмах А.Германа.

В его картинах («Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны») стремление к реализму максимально.

На экране не описывается, а воссоздаётся атмосфера военных лет.

Главные герои этих лент никоим образом не напоминают бесстрашных героев, это вполне обычные люди, стремящиеся сохранить в это страшное военное время что-то человеческое в душе.

Белорусское кино на военную тему «Девочка ищет отца», «Альпийская баллада», чуть позже «Я родом из детства», «В августе 44-го». Эти фильмы показали сколько пережил наш народ. Тематика фильмов диктовалась именно этой народной болью.

Период конца 1980-х – начала 1990-х стал настоящим триумфом белорусского неигрового кино. Сенсацией стали и первые полнометражные картины "Его зарыли в шар земной" (о забвении пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны), "Маринеско". Огромен кинофонд, созданный белорусскими кинематографистами на военную тематику: Киноцикл В. Дашука по сценариям С. Алексиевич "У войны не женское лицо"; "Шел мокрый снег" – о малолетних узниках Озаричского концлагеря (реж. А. Карпов-младший); "Маленький остарбайтер", "Памятник" (реж. Ю. Горулев); "Его зарыли в шар земной…", "Маринеско", "Черная дорога", "Отверженный", "Солдаты Италии", "Красный дьявол", "Гастелло" – реж. А. Алай; "Цитадель. (Храм на границе)" (реж. М. Ждановский); "Маленький Петер с Большого Бора, или Доброе утро всем" (реж. В. Корзун) и др.

Киностудия «Беларусьфильм» сделала новый шаг в своем развитии, постепенно уходя от традиционной военно-патриотической тематики в направлении глубокого исследования жизни современного общества.

Выход из периода «малокартинья». Советское кино 1950-1960 гг.

Выпуск художественных фильмов в 1948-1949 гг. начал неуклонно сокращаться и уже к 1951 г. составил всего девять фильмов в год. Этот период в истории отечественного кино обозначается как "малокартинье".

Эпоха малокартинья завершилась вскоре после смерти Сталина. «Оттепельная» либерализация кремлевского курса второй половины 50-х вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Наиболее заметной фигурой тех лет, бесспорно, стал Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). «Оттепель» позволила выйти на экраны не только фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»).

В середине 50х гг. в жизни страны начался новый этап. В советской кинематографии тоже произошли большие изменения. В кино пришло много молодых авторов ─ выпускников ВГИКа. Актёры, режиссёры, операторы, художники получили возможность активно работать.

В кино пришло много молодых авторов – выпускников ВГИКа. Актеры, режиссеры, операторы, художники поучили возможность активно работать. Подход к воплощению жизни на экране в корне изменился и усложнился. У нового поколения кинематографистов проявилось романтическое отношение к современности ─ это было желание построить "социализм с человеческим лицом". Фильмом, положившим начало новому периоду советского кино, стало "Возвращение Василия Бортникова" (1953 г., режиссёр В. Пудовкин). В этом рассказе о послевоенной деревне не было бутафорского изобилия "Кубанских казаков". Крестьян интересовали не только сельскохозяйственные достижения, но и личные проблемы и переживания. Кинематограф устремился к изображению реальной жизни и реальных характеров.

Трилогия И. Хейфица «Большая семья», «Дело Румянцева» и «Дорогой мой человек» были сделаны на современном материале и затрагивали нравственные категории: честность, трусость, благородство, верность. Героями все чаще становились молодые люди, которым свойственна верность романтическим идеалам и тяга к демократическому преобразованию общества. Художников периода «оттепели» привлекала не только тема современности. Появился огромный интерес к русской классике. Среди самых заметных экранизаций – фильмы по рассказам А.П. Чехова – «Попрыгунья» и «Дама с собачкой» (1960 г., реж.И.Хейфиц), романам Ф.М. Достоевского «Идиот», «Преступление и наказание» (1970 г.). Но также и комедии постепенно становились лиричнее, смех – непосредственнее. Три комедии: «Верные друзья» (1954 г.), «Солдат Иван Бровкин» и «Девчата» пользовались всенародным успехом. В художественные фильмы вплеталась и изрядная доля сатиры. Эльдар Рязанов в своих фильмах тяготел к социальному гротеску и едкой сатире. Фильмы «Карнавальная ночь» (1956 г.) и «Берегись автомобиля» (1966 г.) вошли в золотой фонд отечественного кино. Юмор Леонида Гайдая более демократичен. Эксцентрика его короткометражек – «Пес Барбос и необычайный кросс» (1961 г.) и «Самогонщики» (1962 г.) – отсылает к немой комической американца Мака Сеннетта, коронным приемом которого была безумная, плохо мотивированная погоня.

Во второй половине 60-х гг. пафос романтической революционности стал отходить в прошлое. Наступили скучные, но относительно спокойные времена. Кинематограф отреагировал на изменение общественного климата с необычайной оперативностью. Уже в начале 70-х гг. отечественные фильмы поменяли свою интонацию. Отныне режиссерам приходилось сдерживать свой темперамент. В период так называемого застоя в почете – неопределенность и недосказанность. На смену пафосу и прямому высказыванию приходят подтекст, нюансы, полутона.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!