Постмодернизм» как феномен культуры ХХ в.



Постмодернизм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн, по определению «Нового философского словаря», — это «состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, допостмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи». В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

В сфере художественной культуры возникновение постмодернизма, по мнению Фр. Джеймисона, вызвано реакцией на высокие формы модернистского искусства. Поскольку модернистских форм высокого искусства было несколько, то соответственно сложились разнообразные формы постмодернистского искусства, стремящиеся вытеснить предшествующее в художественной практике. К особенностям постмодернизма Джеймисон относит стирание прежних категорий жанра и дискурса, которые можно обнаружить в области так называемой современной теории. Это явление относится, прежде всего, к французским текстам, но постепенно становится широко распространенным. К примеру, как определить работы М. Фуко, вопрошает Джеймисон, что это, философия, история, социальная теория или политическая наука? Такого рода «теоретический дискурс» — черта постмодернизма. М. Рыклин полагает: Фуко пишет литературой, поскольку в его текстах много неопределенности, неклассифицируемого напряжения, что в литературе он видит машины смысла. Такого рода теоретический дискурс, впитавший в себя особенности художественного дискурса, — черта постмодернистской эпохи.

Итак, доминирующим в культуре становится постмодернистский плюрализм и это отличает постмодернизм от модернизма как явления конца XIX — начала XX в., где плюрализм имел место преимущественно в художественной сфере. Кроме того, важным является то, что постмодернистский плюрализм радикальнее, чем любой предшествующий. Он радикален настолько, что может теперь последовательным образом стать универсальным.

В культурном постмодерне выполняется характерная для XX в. смысловая структура множественности. Во всех сферах своего проявления, осмысливая опыт предшествующего развития человечества, возвращаясь к истокам и основаниям, усматривая в пройденном пути не только ошибки и заблуждения, постмодернизм готов увидеть через прошлое и настоящее то, что должно сформироваться в будущем, и тем самым предполагает поиски путей к самоспасению и самосохранению человечества.

Подводя итог, отметим, что постмодернистская культура не есть что-то экзотическое — это реальность нашего века, обнаружившая себя в разных культурных регионах и в разных национальных моделях, осмысление которой продолжается.

Культура Беларуси 10-13вв.: тенденции развития.

Христианство, проникшее на Беларусь, оказало влияние не только на политическую жизнь, нормы морали, но и на культуру народа.

Вместе с христианством на Беларуси получили распространение новые традиции, новые архитектурные стили.

В X - XIII вв. в некоторых странах Западной Европы оформился в искусстве и строительстве замков, церквей романский стиль. Церковной по содержанию была настенная живопись, в которой сильно чувствовалось Византийское влияние. В XII в. широкое распространение получил готический стиль, в XIII в. - сооружения "дан-жон" - высокие вежи. К этому типу сооружений относится известная'"Белая вежа". Рано на Беларуси появилась письменность. Первой найденной надписью является надпись, выполненная на печатке Полоцкого князя Изяслава. Заспуга 'создания бе-лорусской азбуки и письменности принадлежит славянам по происхождению, византийским церковникам и политическим деятелям братьям Кириллу и Мефодию.

Одним из ярких проявлений развития культуры стало принятие и распространение на Беларуси христианства. Оно проникло сюда в IX в.. но официальное принятие произошло в Х в., хотя прямых сведений о крещении нет. Вместе с тем, на Беларуси начался подъем культуры, который проявился в развитии письменности, архитектуры, живописи, бытовой культуры.

Письменность Беларуси в IX - XIII вв. представлена надписями на печатках князей, рукописными церковными книгами, надписями на так называемых камнях Бориса и Глеба, в берестяных грамотах, на кресте Лазаря Богши и т.д. Постепенно письмом в XII в. стали пользоваться не только князья и церковники, но и простые люди.

Книжная культура Беларуси достигла своих высот в творчестве таких известных просветителей, как Ефросинья Полоцкая, Кирилла Туровский, АврамийСмоленский, Клим Смолятич.

Принятие христианства на Беларуси привело к появлению каменного зодчества. Прежде всего оно представлено храмовыми постройками. В конце IX в- в Полоцке была постровна первая церковь Богородицы, в XI в. -Софийский собор, В XII в. в Полоцке находилось 10 церковных сооружений. Возникли также храмы в Турове, Пинске, Витебске. Мен-ске и др. городах. Памятником военного зодчества XIII в. является оборонная вежа в г. Каменце, так называемая 'Белая вежа".

Выдающимся памятником культуры является крест, сделанный Л. Богшей по заказу Ефросиньи Полоцкой Итак, принятие христианства в 988 г. явилось важным государственным делом. На Беларусь христианство начало проникать в IX в. До этого славянские племена, расселившиеся здесь - кривичи, дреговичи, радимичи - были язычниками.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 512; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!