Романтизм в музыкальной культуре Беларуси 19 в.



В конце XVIII-XIX в. на Беларуси работали такие композиторы, как С. Монюшко (автор оперы «Галька», написанной с использованием белорусской народной мелодики, поставлена в Вильне), М. Огинский, Д. Стефанович, Н. Орда, Ф. Милодовский (автор оперетты «Конкуренты», поставленной в Минске), М. Ельский, И. Глинский, Ф. Лопата, Я. Иодко, Ю. Шадурский (автор оперетты «Тарас на Парнасе»).

Аранжировкой белорусских народных песен занимался А. Абрамович. В начале XX в. изучала и пропагандировала белорусскую народную песню Музыкально-этнографическая комиссия при Московском университете, созданная Н. Янчуком.

Музыка романтиков отличалась повышенной эмоциональной выразительностью, психологическимавтобиографизмом, лиричностью. Музыкальный язык более дифференцируется по сравнению с классической музыкой. Поэзия и музыка в поисках особой выразительности приходят к синтезу и содействуют расцвету камерно-вокальной лирики и оперы. В романтической опере происходит слияние музыки, слов и театрально-сценического действия.

Симфонические произведения отражали наиболее типичные качества романтической музыки - стремление к размышлению, переживанию, созерцанию, т.е. тягу к образам внутреннего мира, в противовес объективным образам внешнего мира, характерным для классиков.

Проблема гуманизма в европейском изобразительном искусстве.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры. Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.

В XV веке эта проблема была осознана повсеместно, с той лишь разницей, что на севере Европы, в частности в Нидерландах, к объективному построению пространства шли постепенно, путем эмпирических наблюдений, в то время как в Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии и оптике научная теория линейной перспективы. Эта теория, позволяющая построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над средневековой концепцией изображения.

Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.

Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А.Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания "божественный". Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто "Микеланджело Буонаротти". У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.

     В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица - как знать, так и бюргеры.

Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые формы - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и майолики.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 595; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!