Основные направления развития культ.Бел. вт. пол.19 – начала 20 вв.



Периодическая печать Беларуси была представлена в основном официальными изданиями, среди них - "Губернские ведомости". "Виленский вестник', "Вестник Западной России'."'Епаркиальные новости'. В 1906 г. начала издаваться на белорусском языке газета 'Наша доля*. потом 'Наша нива". В формировании белорусского профессионального те-атра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали мастные русские драмтеатры, выступали актеры столичных городов. На Беларусь приезжали украинские и польские театральные коллективы.В начале XX в. возник первый белорусский настоящий профессиональный театр - труппа И. Буйницкого . Он выступал во многих городах, в том числе в Варшаве и Петербурге.Преемником первой белорусской труппы стало первое товарищество белорусской драмы и комедии, воз-режиссер Ф. Жданович, Первым шагом в организации профессиональной подготовки художников на территории Беларуси стало создание в 1866 г. рисовальной школы И. Трутнеаа. В 90-е гг. XIX в. открылись художественные школы в Минске и Витебске.

Значительный вклад в развитие пейзажной живописи внес белорусский художник Горовский, бытовой живо-

жакра являлся Альхимович. В жанре портрета работал Кругер. Традиции русского лирического пейзажа развивал художник Белыницкий-Бируля.

До конца XIX а. а белорусском зодчествегосподствовала эклектика - сочетание разнородных стилевых элементов: неоготики, необарокко, неороманского и др. На ряду с этим в конце XIX в. появляется новый стиль модерн. Представители модерна использовали свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных зданий, все элементы его подчинялись единому образно-символическому замыслу. Модерн просуществовал до Первой мировой войны на Беларуси, но широкого распространения не получил.

Развивалось также на Беларуси декоративно-прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту и художественная обработка предметов (мебели, орудий труда, украшений.игрушек и т.д. Возросла потребность в учителях для народных училищ. Поэтому создаются учительские семинарии. Первой из них на территории Беларуси начала работу в 1864 г. учительская семинария в Молодечно. Позднее были открыты Полоцкая. Несвижская. Свислочскаяучительские семинарии.

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в развитии белорусской литературы. Вершиной ее развитая в это время стало творчество Ф. Богушевича - родоначальника критического реализма в белорусской лите-ратура. Центральная тема его творчества - жизнь крестьян, поиск справедливости и выход из социального бесправия.В начале ХХв. новые темы, мотивы и образы принесли белорусскую литературу Тетка. Я. Купала, Я. Колес, М. Богданович. Основателями новой белорусской литературы и литературного языка по праву считаются Я. Купала и Я. Колас.

Неотъемлемой частью духовной культуры белорусов было устное народное творчество. В нем отражались все изменения в жизни общества.

Большое значение имели работы Сапунова. Носовича, Никифоровского, Довнар-Запольского. Карского и др.                     

Традиционные календарные обычаи и обряды белорусов.

Обряды и обычаи белорусов — совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Сейчас, с более пристальным изучением прошлого, они переживают второе рождение. Возникли праздники давно, ещё до церковных религиозных. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов. Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов. В ней, как нигде, проявляется вековая культура нации. Ведь обряд — это и песня, и танец, и драматическое действо.

Коляды — один из самых любимых праздников белорусов. По домам ходили ряженые, распевающие колядки — специальные песни, они водили с собой «козу», иногда и «медведя» — переодетых людей, которые разыгрывали представление возле каждого двора, получая за это различные угощения и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). В эту пору наши предки старались совершить благородные дела. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

День Громниц — 15 февраля — не совсем обычен, это единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии

В этот день в церквях освещали специальные свечи-громницы, которые после службы гасили и приносили в дом. Возвращаясь домой, хозяин доставал свечу и держал в руках, пока хозяйка её зажигала. Затем хозяин обжигал свечой крестообразно волосы у себя на голове, потом у всего семейства. Считалось, это помогает от головной боли. После шли в хлев, делали то же со скотиной, крестили свечой пуни, гумно и прочее. Сотворив такой обряд, свечу гасили и прятали, чтобы злые силы её не увидели. Считалось, что громничные свечи под притолокой хлева отгоняют ведьм от коров. Свеча в дальнейшем зажигалась, когда — принимали новорожденного; — при его крещении; — при рождении телят, ягнят; — при кончине человека; — при разлуке с членом семьи; — при грозе летом; — при насыпке семенного хлеба весной и при засыпке в засеку первого обмолоченного хлеба; — при первом выгоне скотины в поле; — на кутью и Водокрещенье; — при разговенье на коляды и Пасху; — при предтрапезной молитве на Дзяды. С незажженной свечой начинали и оканчивали разную работу: пахоту, косьбу, жатву и т. д. Кусочки воска громничной свечи давали как лекарство от испуга, лихорадки. Обкуривали этим воском заболевшую скотину.

Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей. Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины, стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. В более богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки с мясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье, когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперь бы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки). Качаясь, распевали песни.

Кликанье весны (Гуканневясны) Этот обряд народился в давнюю языческую пору. После революции вспоминали его не часто, но теперь отмечается он довольно широко — обычно в Благовещенье (7 апреля). Кличут весну девчата. Они собираются вместе обычно на каком-нибудь возвышенном месте за селом или на высоком берегу реки, стелют солому и, усевшись кружком, поют с полудня до ночи весенние песни-веснянки.

Пасха (Вялікдзень) Неделя перед Пасхой называется вербной. Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленными веточками вербы будить остальных

На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухе яйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на который ставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие.

Троица (Сёмуха) У белорусов этот праздник называется называетсясёмухой или зелеными святками. Понедельник после Троицы — День Святого Духа, или Духов день: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух, подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходит из глубин язычества.

Иван Купала (Купалле) Само Купалье праздновалось в ночь с 6 на 7 июля. Но уже днем шестого парни и девчата шли на луг собирать цветы, веточки, разные травы — «зелле копать». Считалось, что в это время растения наделяются волшебной силой. Так, полынь, сорванная на Купалу, предохраняла от ведьминых наговоров, корень чернобыльника с земляным углем под ним помогал от чахотки. Знахарки-шептуны набирали разрыв-травы и пр. Из васильков, панского мака, зверобоя, мяты, колокольчиков девушки плели венки. В ночь на Купалу оживлялась нечистая сила. Ведьмы слетались на шабаш к Лысой горе. У соседей-литовцев такая гора называлась Шатрия. В хлеву запирали лошадей на замок, чтобы ведьмы ими не воспользовались для своего путешествия, Впридачу на воротах вешали громничную свечку. Кроме ведьм опасались русалок — они могли до смерти защекотать купающегося. Вот один из рассказов о ведьмах на Купалье.

Другие обряды: Деды (Дзяды), Покров (Пакровы), Яблочный Спас, Илья, Петров день и др.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!