Южный узел в седьмом доме — Северный узел в первом доме 15 страница



Нептун в четвертом доме

Святой.

Кульминация. Здесь для человека характерны чувства иррациональной вины перед миром и жалости к нему, которые осознаются лишь на достаточно высоком уровне проработки аспекта, а до того вытесняются и компенсируются презрением и, особенно при поражении, ненавистью, вырабатываемыми подсознанием в качестве защиты. Вообще этому человеку необычайно трудно разобраться в себе, почва у него под ногами все время плывет и опереться не на что, и эта ситуация будет продолжаться до тех пор, пока пассивно-нищенски-потребительская позиция «я очень несчастен, и поэтому все должны меня любить, мне сочувствовать и бесплатно во всем помогать» не сменится более конструктивной «я должен нести людям свою любовь и помощь». Ситуация осложняется тем, что в глубине души человек никому не верит (поскольку сам не имеет почвы под ногами) и поэтому в самом деле ему помочь, при всем желании окружающих, очень трудно. Позиция «никому нельзя доверять» должна смениться позицией «все внешние обманы суть проекции самообманов», после чего вина с мира частично переносится на себя и подход к своему существованию делается более конструктивным. Однако все это, особенно при напряженных аспектах к Нептуну, происходит медленно и с трудом, через бури отрицательных эмоций и состояний и моря слез; помогает проработка Сатурна. На низком уровне этот аспект дает чрезвычайную и глубоко мотивированную любовь к себе; у человека, особенно в детстве и дома, было множество поводов для того, чтобы счесть себя самым несчастным человеком на свете. Однако медитации на эту тему, эмоциональные и ментальные, хотя и горько-сладостны, совершенно не конструктивны, чего человек может за всю жизнь так и не понять. Проработка дает глубокую любовь к миру и людям, которая приходит как Божественное откровение и лишь на довольно высоком уровне проработки аспекта, а до того характерны короткие медитативные состояния такого типа, сопровождающиеся длинными, эмоционально окрашенными спекуляциями и ложным состраданием с целью подтверждения жизненной позиции, состоящей из двух частей, диалектически противоположных одна другой:

 

1. Мои страдания самые ужасные на свете, и потому мне требуются самые великие сочувствие, поддержка и помощь.

2. Всегда найдется человек, которому на самом деле гораздо хуже, чем мне, но он не должен об этом знать (см. п. 1).

 

Дома у этого человека много тайн, мистики, а иногда и прямого обмана, совершающегося часто без непосредственного участия самого человека, просто так складываются обстоятельства: кто-то, обещавший прийти, не приходит, в семье часто взаимонепонимание, обиды, иногда длительные и глубоко скрываемые. Почему-то трудно поддерживать порядок, вещи расползаются и теряются неизвестно где. Проработка здесь трудна, нужно стремиться быть всегда честным и думать больше о других, чем о себе; к сожалению, непроработанный Нептун дает низкий уровень внутренней честности, и человек не видит своего эгоизма и ограниченности сознания; помогает систематическое наведение порядка в доме, проработка Сатурна и коррекция внутренних установок с учетом внешних событий, связанных с достижением практических целей (десятый дом). На высоком уровне от дома, в котором он живет, идет духовное излучение, врачующее искалеченные человеческие души.

Плутон в четвертом доме

Вершитель судеб.

Кроме совсем высоких уровней проработки аспекта, в глубине души этого человека находится беспросветный мрак, который, к счастью, обычно полностью вытеснен; жизненная позиция: «мир идет к уничтожению, и мне нужна власть над ним, чтобы не погибнуть первым». Здесь до конструктивной жизненной позиции очень далеко, в душе человека сидит какая-то танатическая мрачность, и ему легче притвориться, чем в самом деле проникнуться жизнеутверждающими установками. Проработка дает стремление к власти, с тем, чтобы уничтожить в жизни то плохое, что мешает миру и людям жить, в том числе, и в них самих. На высоком уровне человек может сильно изменить и перестроить сам себя, но обычно черный огонь, идущий со дна его души, сжигает и живые ее кусочки, так что его внутренняя работа часто отдает самоистязанием; зато и с других человек склонен спрашивать соответственно, от чего ему следует отвыкать, помня, что каждый прорабатывает свою карму и на своем месте: Зевс на цветущем Олимпе, Аид — в царстве мертвых, в междуречье Стикса, Коцита и Ахерона.

На высоком уровне этот человек уничтожает кармические узлы, выступая верховным вершителем судеб, но это требует полной проработки четвертого и десятого домов и карты в целом, и в последнюю очередь осознания того, что вся власть в этом мире — от Бога, а человек лишь ее проводник, более или менее совершенный. Только после полного изживания глубокого комплекса власти у человека появляется религиозное чувство и ощущение своей кармической программы, что снимает мистический страх уничтожения и дает под ногами твердую почву — чувство, дотоле совершенно незнакомое.

Дома от этого человека идет характерное мрачно-давящее ощущение; его критика тяготеет к деструктивной, при проработке может быть очень точной, но и в этом случае членам его семьи за проживание с таким человеком можно давать медаль. При слабой энергетике, Плутон может, наоборот, давить на самого человека, например, через одного из членов семьи (в детстве это, возможно, отец). Здесь кармически требуется выработка смирения перед неизбежным роком, в том виде, как он проявится в доме человека и его семье. Это совсем не обязательно тяжелая болезнь или смерть — гораздо чаще неурядицы и лишения незначительного порядка, но с явным привкусом безнадежности. С точки зрения астрологии личности, человек умирает для вас не тогда, когда его душа расстается с телом, а тогда, когда прекращаются совместные медитации, и вам рядом с ним становится безнадежно скучно.

Узлы Луныв четвертом доме — см. главу 10.


Глава 5
ПЯТЫЙ ДОМ

Символические управители Лев, Солнце, кульминирует Плутон, в заточении Уран, Сатурн, в падении Меркурий

Огненные дома (первый, пятый и девятый) представляют различные ипостаси «я» человека. В отличие от первого дома, определяющего личность человека, существующего независимо от мира (когда включен первый дом, внешний мир как бы исчезает, становится несущественным), пятый дом представляет внешнее (экстериоризированное) «я», тот образ (или образы), которые человек ставит между собой и внешним миром в процессе взаимодействия с ним. При этом, как и во всех ночных домах, внешний мир вторичен по отношению к человеку, но существование и подробности окружающей реальности уже имеют большое значение, и внешний образ «я» выбирается в соответствии с ними. «Не умеешь ты с людьми разговаривать», — с горечью констатирует мать свой педагогический провал — отсутствие у сына развитого пятого дома. Искусство «разговаривать с людьми», производя на них нужное впечатление и добиваясь своих целей, тесно связано с умением воплотиться в заранее подготовленный и отшлифованный образ, который человек, конечно, не отождествляет с собой лично, в чем и заключается отличие пятого дома от первого. Вопрос, какие и для чего нужны внешние образы «я», решается в зависимости от уровня проработки пятого дома (см. ниже).

Другими словами, пятый дом представляет актуальную личность, то есть то, каким человек предстает перед окружающим миром, и то, как он реагирует на внешние ситуации, требующие его включения, в отличие от потенциальной личности первого дома, раскрывающейся в психологических тестах, заполняемых в спокойной обстановке, когда окружающий мир как бы отсутствует. Человек с сильным пятым домом и слабым первым это блестящий актер, который может сыграть любую роль, перевоплотиться в кого угодно, но смотреть его игру будет интересно лишь тогда, когда пьеса или режиссер будут сильными; сам он «вытянуть» роль никогда не сможет; еще менее ярким окажется такой человек в личном общении, когда ему не предлагается никакой роли и нужно играть «самого себя», а ему непонятно, что это значит, о ком, собственно, идет речь. Наоборот, сильный первый дом с неразвитым пятым может дать интересную, богатую личность, но этот человек всегда играет сам себя, не без труда перевоплощается в другого, и гибко отреагировать в непривычной ситуации ему может быть сложно.

Таким образом, если первый дом представляет внутренний, личный образ «я», то пятый дом символизирует видимый миру образ человека, и это совершенно разные (хотя, конечно, связанные между собой) вещи. Особенно важно понимать, что хотя самоутверждение человека идет, вообще говоря, по всем двенадцати домам гороскопа, самооценка, в основном, определяется (по крайней мере, у среднего человека) образом «я» первого дома, то есть личностью, а личная оценка человека другими людьми — его пятым домом, то есть тем, как он представляет себя для них; о том, что он представляет для себя, другие могут только догадываться, и это мало кого заботит.

Пятый дом подразумевает определенное отчуждение человека от того образа, в котором он в данный момент находится. Типичный пример — детские ролевые игры: «я буду мамой, а ты дочкой». Пока идет игра, включен пятый дом: «мама» воспитывает «дочку», укладывает спать, дает игрушки и реагирует в рамках своей роли, в частности, терпит обращение, которого не потерпела бы вне игры. Но как только игра нарушается и пятый дом выключается, та же ситуация мгновенно переосмысливается и может стать, например, невыносимо обидной, разрешаясь слезами (первый дом) или дракой (седьмой дом).

Пятый дом управляет творчеством человека в самом широком смысле этого слова. Человек пришел в этот мир не просто так: у него есть общая задача, которая похожа на задачу Бога-творца, создавшего мир. Так и человек в течение своей жизни должен создать мир, но не из ничего, а из себя, того, что в нем потенциально содержится и должно проявиться вовне. Это и есть главный смысл пятого дома, а внешние образы «я» суть не что иное, как разнообразные инструменты, с помощью которых происходит раскрытие в мир внутреннего содержания человека. И в течение жизни пятый дом проявляется в совершенно разных формах.

В детстве пятый дом включается во всех играх и вообще ролевых ситуациях, когда ребенок надевает на себя чей-то образ, отчетливо сознавая, что это не он (иногда этот образ надевается на него насильственно: «Сегодня вечером будут гости, будь, пожалуйста, примерным мальчиком и не ковыряй в носу»). Роли пятого дома отличаются от масок первого дома тем, что они, во-первых, свободно надеваются и снимаются, а во-вторых, тем, что они имеют определенного адресата, человека или ситуацию, на которую рассчитаны, в то время как маски и ипостаси первого дома существуют как бы абсолютно, вне зависимости от окружающей реальности.

В юности пятый дом включает самую любимую из взрослых игр — влюбленность, роли для которой с таким тщанием и усердием готовит все человечество, и которые, несмотря на это, обычно очень плоски и нежизненны, поскольку отношения любви (кармически) предполагают совместную эволюционную работу, а не дружное потребление космической энергии на радость быстро жиреющему эго.

Во взрослом возрасте пятый дом включается в момент личного творчества, когда человек создает неантропоморфный образ своего «я», например, замысел произведения искусства, которое (как он чувствует) просится из его души наружу как ее воплощение. Нужно подчеркнуть, что конкретная работа по созданию, скажем, картины, идет (как и любая работа) под шестым домом; по пятому дому идет самый интимный момент творчества — создание энергетического прототипа (поэт скажет: «я вынашиваю замысел»), который затем будет оформлен в конкретное полотно, оду или барельеф. Соответственно, под пятым домом идет беременность у женщины и беременность жены у мужчины (роды идут под восьмым домом, а последние дни беременности — под четвертым).

По пятому дому идут дети как результат творчества человека и, конечно, как его объект, то есть под пятым домом идет собственно воспитание детей (не обязательно своих; пятый дом стоит над детским садом; ясли, однако, идут под первым домом); и, конечно, пятый дом включается не только у воспитывающего родителя, но и у воспитуемого ребенка, так что пятый дом в детстве это не одни сплошные радости и безобразия, но также и моменты расплаты за них.

И, наконец, наиболее зрелая форма проявления пятого дома это внешняя религиозность. Человек нужен Богу; и не как таковой, а теми делами, которые Бог просит его сделать. Однако Богу (или, на другом языке, карме) нужно творческое участие человека в его собственной жизни, и реализация тех потенциальных возможностей, которые в нем заложены. Поэтому Богу (как и людям) человек являет себя через пятый дом, через те свои образы (антропоморфные или нет), что он в своей жизни создал: честно или лживо, красиво или безобразно, старательно или лениво. Пятый дом включается, когда человек идет в церковь, и несет всего себя, в том виде, в каком он существует в мире, и смысл его общения с Богом (по пятому дому) состоит в коррекции внешних образов человека, с тем, чтобы они лучше соответствовали его кармической программе, что дает энергию и направление жизни. Другой вариант пятого дома (октавой ниже) это кинотеатр или театральная сцена, где также сильно включен пятый дом и можно насладиться исполнением жизненных ролей и, идентифицируясь с актерами, поучиться самому. Последнее, к сожалению, в настоящее время не принято (общественное подсознание считает, что развитый пятый дом нужен исключительно артистам, которым за перевоплощение в образ платят деньги, а остальным-то чего ради стараться?).

Когда Бог хочет явить себя человеку непосредственно, Он включает ему пятый дом на очень сильной энергетике — и человек общается с Ним почти прямо, наивно полагая, что «просто» безумно влюбился или сходит с ума от счастья по другому поводу.

На первом уровне проработки пятого дома человек не отделяет его от первого. Другими словами, он не в состоянии создать образ своего «я», отличный от той или иной грани своей личности. Если сравнить первый дом с телом человека, а пятый с его одеждой, то на первом уровне проработки пятого дома гардероб отсутствует, и человек ходит постоянно голым, варьируя свой вид лишь поворотами тела: фас, профиль, задняя часть. Естественно, что и других людей этот человек склонен рассматривать, считая их внешние образы «я» просто проявлениями личности, что иногда совершенно неверно; тем не менее, киноартистов такие люди часто отождествляют с их героями и не переносят, когда комическая роль сменяется трагической, поскольку образ при этом рвется.

На этом уровне человек всегда одевается не только в одном стиле, но и по возможности в одинаковые вещи, для него одежда есть продолжение его личности, и по одежке его вполне можно как встречать, так и провожать. Такая женщина не станет употреблять косметики вообще, или красится всегда одинаково, считая, что «таков ее стиль»; в действительности, конечно, не стиль, а единственный его принимаемый внешний образ, который давно уже сросся с личностью и стал ее частью.

Этот человек имеет очень ригидную актуальную личность, то есть во всех ситуациях он ведет себя примерно одинаковым и хорошо предсказуемым образом. Творчество в узком смысле, как и творческое отношение к жизни ему не свойственны, и он вряд ли хорошо понимает, что значат эти слова. Ему очень трудно воспитывать детей, по характеру и судьбе хотя бы немного отличающихся от него самого; но если воспитание удается, отпрыски отличаются от него только возрастом. В любви этот человек точно следует социальным стандартам, прилагая их и к себе, и может очень страдать от рассогласования внешности (своей и партнера) с эстетическими шаблонами; с возрастом эта проблема решается принятием жизненной позиции умудренных опытом дедов: «с лица воды не пить», а также «главное, чтобы ноги до земли доставали». Внешняя религиозность здесь не чисто формальная, поскольку контакт с Богом по пятому дому достигается изменением внешних образов «я», которые в данном случае очень ригидны, и человек не склонен их добровольно менять ни при каких обстоятельствах. Кино, театр и эстраду человек любит соответствующие его жестким вкусам, вполне определенные по сюжету и манере исполнения, и относится к ним чисто потребительски, как к развлечению или удовольствию желудочного типа.

На втором уровне проработки пятого дома человек умеет, хотя и с трудом, эпизодически воплотиться в несвойственный ему образ, и некоторое время, отчасти неуклюже, в нем походить. С другой стороны, у него имеется несколько образов, уже частично отлепившихся от его личности, в которых он чувствует себя непринужденно и может вести себя по-разному; это, например, роли Начальника, Подчиненного, Сына, Мужа, Отца, Любовника, Восхищенного Ценителя. И человек старается входить в роль, соответствующей ситуации, поскольку образ Восхищенного Ценителя не подойдет при разговоре с Подчиненными (хотя, как знать, бывает и так, так же как роли Начальника или Подчиненного могут оказаться полезными при разговоре с любовницей, а образ Возлюбленного при общении с матерью).

На этом уровне человек придает уже некоторое функциональное значение своей внешности, то есть ощущает ее влияние на тот образ, который он создает. Мужчина имеет специальный костюм для работы и, по возможности, особенный выходной наряд, надеваемый в торжественных случаях (юбилей фирмы). Женщина имеет несколько стилей одежды, исключающих друг друга, и то же относится к макияжу. Вообще следует иметь в виду, что краску на лице (как, впрочем, и одежду), можно носить по первому, а можно по пятому дому, и разница очень существенна и видна невооруженным взглядом; субъективно же она выражается в том, что под первым домом женщина красится «для себя», а под пятым — ориентируясь на конкретную внешнюю ситуацию, что, конечно, предпочтительнее.

На втором уровне проработки человек уже ощущает ограниченность своей личности (первый дом) и начинает ценить возможности ее расширения набором внешних образов своего «я», то есть ролей, идущих по пятому дому. Нельзя стать другим; однако можно представить себя другим, внутреннее перевоплотиться в другого, и от этого многое меняется; но главное, то, что от этого меняется свое восприятие мира, человек еще не осознает и не ценит. Зато он видит, как расширяются при этом его возможности воздействия на внешний мир и начинает осознавать роль предварительной подготовки, «вживания» в образ.

Любовь на этом уровне воспринимается традиционно пассивно-потребительски по отношению к карме и Абсолюту, но человек уже понимает, что нужно смотреть на партнера и не увлекаться его идеальным образом, созданным собственным воображением, поскольку могут обнаружиться расхождения. На этом уровне возлюбленный более интересен (не так шаблонен) и может при случае даже вспомнить (или, хуже, сочинить) несколько стихотворных строк. На втором уровне проработки пятого дома начинаются попытки творчества в узком смысле слова; долгими усилиями и большим напряжением человек может выносить творческий замысел, который будет не вполне шаблонным (то есть продиктованным общественным подсознанием), но также окажется отмеченным и отпечатком его индивидуальности, которой, однако, будет очень трудно пробивать себе дорогу через салон общепринятой серости и штампов. Поэтому человек сильно привязывается к своему с таким трудом рождающемуся детищу и, как и другие внешние образы «я», отделяет его от себя лишь частично и потому не обладает необходимой для истинного творчества свободой, и ему важно, чтобы на его творениях стояла его фамилия.

Детей этот человек воспитывает более демократично, допуская вольности в их самовыражении, но имея в виду обязательное обучение нескольким стандартным социальным ролям: Вежливый Подросток, Примерный Ученик, Любящий Внук и т. п., и именно в этом видит, главным образом, свою воспитательную функцию.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!