Южный узел в седьмом доме — Северный узел в первом доме 1 страница
Авессалом Подводный
Серия «Общая астрология»
Часть 3
ДОМА
Введение
Дома — основные сферы жизни; фундаментальные области проявлений человека и мира
Дома представляют конкретные обстоятельства жизни человека, как внутренней, так и внешней. Интерпретируя положение домов и планет в них, астролог имеет дело с очень деликатным материалом, и здесь цена ошибки может быть очень высока: если люди сравнительно спокойно относятся к обсуждению своих черт характера и общих кармических программ, то их отношение к конкретным обстоятельствам своей жизни гораздо более субъективно и пристрастно; значительное количество существеннейшей для них информации вытеснено в подсознание, и совершенно правильная интерпретация астролога может быть воспринята как не имеющая никакого отношения к реальности.
С другой стороны, у любого человека в каждый момент времени включены далеко не все планеты, аспекты и дома; поэтому, толкуя невключенный дом или аспект, астролог действительно рискует грубо ошибиться, если он не познакомится предварительно с человеком и его основными жизненными обстоятельствами и проблемами, на основании чего можно сделать выводы об активности планет, аспектов и домов в натальной карте.
Этот раздел книги настроен на систему домов Плацидуса, в которой границы домов плывут, то есть планета, расположенная в конце дома, в пределах 2°—3°, от вершины следующего, считается относящейся и к нему тоже; аналогично, планета вблизи вершины дома, в котором она стоит принадлежит и предшествующему дому.
|
|
Соединение планеты с вершиной дома усиливает не столько планету, сколько сам дом, который в карте становится акцентированным, то есть играет в жизни человека более важную роль, чем другие; впрочем, априори этого сказать нельзя, поскольку свобода воли человека в очень большой степени реализуется именно через расстановку акцентов домов в его жизни, хотя, конечно, акцентировать очень слабый дом и жить в основном под ним вряд ли кому удастся (и захочется). Точное (в пределах 1°) соединение планеты с вершиной дома означает не только его усиление, но и его кармическую связь с предшествующим домом, то есть в жизни человека эти два дома часто будут включаться одновременно, во всяком случае, включение дома с планетой на его куспиде, как правило, будет сопровождаться и включением предшествующего дома, хотя бы в фоновом режиме.
В астрологии личности (которой посвящен настоящий учебник) внешний мир рассматривается всегда в его субъективном преломлении, то есть так, как его видит данный человек. С другой стороны, во многих ситуациях дома стоят «объективно», то есть большинству участников данная ситуация включает один и тот же дом, и тогда остальные плохо вписываются в происходящее и неправильно (во всяком случае не так, как большинство) его понимают. Проблема взаимонепонимания людей и неумения поддерживать контакты в очень большой степени связана с неумением и часто нежеланием учитывать дом, который стоит над собеседником; человек низкого и среднего уровня развития, как правило, чувствует себя уютно и непринужденно в ситуациях не более чем одного-двух домов, и стремится навязать их окружающим, которые могут (успешно) сопротивляться, включая другие дома, в результате чего общение вырождается в примитивный (низшая октава седьмого дома) конфликт или становится вовсе невозможным, поскольку парная, а тем более групповая медитация может идти лишь при совпадении активных домов участников. Конечно, любая сложная ситуация включает несколько домов, но практически всегда один из них превалирует, является основным, а остальные служат фоном.
|
|
Дома, с одной стороны, во многом определяются отношением человека к происходящему вокруг и внутри него, но, с другой стороны, часто включаются императивно, в соответствии с совершенно формальными признаками происходящего. Например, разговаривая с другом, я могу по желанию включить третий или седьмой дом, то есть выслушивать его информацию и передавать свою или спорить с ним, но если я встречаюсь с родной сестрой, у меня обязательное включится третий дом, а если еду на поезде дальнего следования или получаю телеграмму из другого города, то восьмой; над больницей обязательно стоит двенадцатый дом, а над квартирой или личным домом — четвертый.
|
|
Очень большая часть дисгармонии мира связана с неправильным пониманием и неприятием людьми тех домов, которые реально стоят над их ситуациями; наоборот, уже одно лишь беспристрастное внимательно отслеживание процесса переключения домов по ходу своей жизни помогает человеку не только в большой мере привести ее в порядок, но и сориентироваться в своей карме и более осмысленно искать свое место в жизни и помогать в этом окружающим.
Проработка домов далеко не всегда означает качественное изменение соответствующих жизненных ситуаций; как правило, изменяется лишь отношение к ним самого человека и их духовный смысл, кармическое значение, что видно только людям достаточно высокого эволюционного уровня (обычные люди тоже, конечно, что-то ощущают, но у них не хватает языка для выражения своих чувств). Проработка второго дома не означает непременно внешнего аскетизма, точно так же как проработка четвертого дома не означает, вообще говоря, ни расширения, ни ликвидации дома и семьи; для человека может поменяться лишь внутренний смысл соответствующих ситуаций. Вообще говоря, для каждой области человеческой жизни и деятельности должна существовать своя система толкования домов, то есть своя астрология. В этом учебнике затронуты в основном две области: психологическая и экзистенциальная, касающаяся внешней жизни. Описания домов и, особенно, аспектов, разумеется, неполны и схематичны и преследуют скорее цель дать читателю направление для последующих изысканий и медитаций:
|
|
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо».
(А. Галич)
Глава 1
ПЕРВЫЙ ДОМ
Символические управители Овен, Марс, кульминирует Солнце, в заточении Венера, в падении Сатурн
Первый дом характеризует личность человека в узком смысле, то есть набор его поверхностных программ подсознания, играющих роль двоякого фильтра: через них идет восприятие и самовыражение человека. Первый дом дает многие характеристики детства, и он господствует в жизни ребенка, пока тот не отделяет себя от внешнего мира, то есть не учится говорить слово «я». Первый дом включается особенно интенсивно, когда человек говорит о своих личных заслугах, умениях, качествах и вообще демонстрирует себя. Это может быть замечательно интересным и захватывающим зрелищем, если ему есть что показать и если он искренен, тогда ему хочется подражать и брать пример во всем, поскольку яркая личность проявляется постоянно, что бы человек не делал.
Субъективно включение первого дома означает принятие позиции «Я есть Вселенная», или даже «Я есть Бог». Наиболее яркий образ первого дома это певец на эстраде, ослепленный светом прожекторов, не видящий и не слышащий ничего вокруг и поглощенный лишь той гранью себя, которую он в данный момент представляет.
Первый дом — это фильтр восприятия, и он определяет характер искажения (и вообще видоизменения) информации и энергии, которые человек получает из внешнего мира. Знак на вершине первого дома (асценденте) дает стиль восприятия, наиболее удобный для человека, например, Близнецы дают восприятие быстрое и ментальное, а Козерог — серьезное и практическое. Однако если первый дом не является включенным, то есть частично приходится и на следующий после асцендента знак, то у человека будет два стиля восприятия: поверхностный, соответствующий знаку на вершине первого дома, и более глубокий, соответствующий следующему знаку. При этом восприятие в первом стиле будет идти легче, как бы само собой, без особых усилий по концентрации внимания; но пристальное внимание включит и второй стиль восприятия, и человек вдруг увидит ту же ситуацию гораздо глубже, а главное, совсем по-другому. Если, например, первый дом начинается в Тельце, а кончается в Близнецах, то первичное восприятие человека будет тельцовским, то есть он станет обращать внимание на реальные вещи и существенные процессы; мелочи, всякие эмоции и глупые рассуждения не остановят его внимания: есть материальные предметы и установленные факты, а остальное даже и не стоит рассмотрения; понятно, что на низком уровне это дает косность, жесткость и узость восприятия. Но тот же человек, присмотревшись, обнаруживает в себе необычайную легкость мышления и скорость ментального анализа — это включаются Близнецы, которые осветят ему ситуацию совершенно по-другому, и он сможет мгновенно увидеть то, что окружающие ему тщетно пытались втолковать в течение долгого времени, преодолевая сопротивление Тельца и не умея активизировать Близнецов. Но в любом случае, непосредственно воспринять чьи-то эмоции человеку будет трудно, особенно если его Луна не стоит в водном знаке.
С другой стороны, первый дом представляет фильтр самовыражения и самосознания. Человек выражает себя с помощью имеющихся у него в наличии выразительных средств, которые определяются положением в его гороскопе первого дома: знака на его куспиде (и следующего, если первый дом заходит и на него), планет первого дома, их аспектов, фактических и символических управителей и т. д. Эти выразительные средства, с одной стороны, являются инструментами самовыражения (при проработке — послушными), с другой — ограничивают его возможности, что, особенно при поражении, может переживаться очень болезненно, поскольку чуждый стиль самовыражения освоить практически невозможно, по крайней мере, это долго будет казаться искусственным окружающим и неудовлетворительным самому человеку.
В заключение нужно подчеркнуть, что первый дом определяет не то, что транслирует через себя человек, а то, как он это делает; а содержание информационно-энергетического потока, идущего через человека, определяется другими, более глубокими программами подсознания и внешними обстоятельствами, то есть остальными домами гороскопа. Личность формируется на основе врожденных качеств и особенностей человека семейными и социальными влияниями и, часто не в последнюю очередь, им самим, поэтому судить о ее актуальном состоянии у взрослого человека нужно с большой осторожностью, помня, что натальная карта дает направления, варианты и тенденции развития, а определить конкретный выбранный человеком путь развития личности и степень продвижения по нему на основе одной лишь натальной карты невозможно.
На первом уровне проработки первого дома человек полностью отождествляется со своей личностью, а личность не отделяет от физического тела. Здесь можно говорить о психической реальности, но не о внутреннем мире, к различным элементам которого у человека имеется определенное отношение. Здесь самосознание развито очень слабо, человек на самом деле плохо отделил себя от окружающего мира; он скорее скажет «больно», чем «у меня болит». На этом уровне человек абсолютно доверяет своему восприятию и считает, что того, чего он не видит или не ощущает, просто не существует. Наоборот, самовыражение идет спонтанно и неуправляемым образом, причем, как правило, не вызывает чувства стыда даже в социально малоприемлемых и неприемлемых ситуациях: у человека есть глубоко и интимно встроенное ощущение, что каков он есть, таков уж есть, и мир обязан его воспринимать и даже любить именно в этом виде. На этом уровне человек не ощущает глубины своей психики, сводя свою индивидуальность и вообще внутреннее содержание к внешним действиям и элементарным психологическим реакциям. Поэтому для него очень остро стоит проблема самоутверждения, и он вынужден утверждать себя (чаще всего психологическими играми) за счет других, постоянно, буквально каждый день, поскольку невозможность проникнуть внутрь себя, глубже самых поверхностных программ подсознания и элементарных ментальных, эмоциональных и физиологических рефлексов, где только и можно обнаружить что-то индивидуально ценное, заставляет его чувствовать себя постоянно голым, пустым и ничтожным, если в течение нескольких часов он не получит этому внешнего опровержения.
На этом уровне человек, как правило, носит одну-две совершенно жестких маски (первую — для тех, кто ему подвластен, вторую — для тех, кто его сильнее) и полностью себя с ними отождествляет (обычно того же мнения держатся и окружающие). При этом каждая из этих масок, то есть ипостасей личности, дает очень сильное искажение информации и энергетического потока как при восприятии, так и при самовыражении; самообман и обман внешнего мира происходят, в частности, вследствие грубой профанации мира для человека и, наоборот, в связи с необходимостью уложить транслируемые потоки в очень примитивные рамки и схемы. Люди, например, делятся на хороших и плохих (в основном, по критерию приносимой ими данному человеку пользы), умных и дураков (то есть тех, кто с ним согласен, и остальных) и т. д., причем эти характеристики чаще всего имеют характер ярлыков, то есть приклеиваются навечно, независимо от дальнейших событий. В психической реальности преобладают два состояния: агрессия и блокировка, иногда под видом полной покорности и пресмыкания перед превосходящей силой, причем переключение из одного состояния в другое может происходить очень быстро, нисколько человека не смущая.
На втором уровне проработки первого дома происходит полное отделение человека от окружающего мира; теперь он может говорить о себе, взирая на свою личность как бы со стороны. «Как бы» означает, что субъективный и пристрастный оттенки остаются, но, по крайней мере, человек может выслушать чужое мнение о себе, не совпадающее со своим собственным, и попытаться увидеть себя чужими глазами. На этом уровне человек в определенные периоды своей жизни, особенно в юности, пытается понять, что же такое есть он сам, и в чем заключается его индивидуальная неповторимость. Обычная на втором уровне проработки точка зрения на личность сводится к тому, что это набор черт характера, индивидуальных склонностей, способностей, талантов, реже — особенностей восприятия. Человек считает, что личность (свою и чужую) нужно формировать, но не относит это занятие к числу важнейших для себя. Его взгляды на эту проблему почти полностью продиктованы общественным сознанием и подсознанием, которые считают, что личность важна для вождей и руководителей, словом, лидеров, подчиняющих себе и ведущих за собой коллективы, а остальным важнее заниматься своим конкретным делом: ковать чугун, участвовать в запланированных манифестациях и т. д.
Но все же определенную внутреннюю жизнь человек в себе уже замечает, а главное, ее себе разрешает: здесь уже можно говорить о внутреннем мире, пусть примитивном. Во всяком случае, человек по-разному относится к элементам своей внутренней жизни, что-то одобряет, что-то осуждает, а что-то и не принимает в себе вовсе и пытается подавить или изжить. Материализуется, хотя бы частично, понятие внутренней работы и появляются реальные внутренние причины для самоуважения; теперь самоутверждение в некоторой мере идет изнутри и самооценка человека не так тотально зависит от внешних обстоятельств.
На этом уровне искажения внешнего мира при восприятии уже не так сильны и в большой мере однотипны у всех людей данного социального круга, который и формирует главные черты личности на втором уровне ее проработки. Здесь восприятие определяется набором социальных клише, который значительно богаче, чем на предыдущем уровне, и дает возможность адекватного существования в социуме. Соответственно, возможность самовыражения тоже определяется скромным, но приличным набором социальных штампов, в большинстве случаев вполне устраивающим человека. В редких случаях, попадая в сильные энергетические потоки (например, пылко влюбляясь), человек ощущает недостаточность имеющихся в его распоряжении выразительных средств, но легко с этим смиряется. Вопрос о самоутверждении и самореализации по-прежнему решается на социальном уровне, то есть основным критерием служат внешние достижения человека, особенно социально признанные; личные заслуги и усилия ценятся человеком, в основном, лишь те, которые видны его референтному кругу, а лучше всему своему народу.
На третьем уровне проработки первого дома человек учится видеть свою личность как поверхностный слой своего внутреннего «я». Другими словами, теперь у него есть достаточно большой и дифференцированный внутренний мир, который развивается по своим законам и в котором человек может различными способами себя вести, чему-то радоваться, чему-то огорчаться, что-то менять, словом, жить. Теперь личность воспринимается как средство коммуникации между внешним и внутренним миром, но ее недостатки переживаются больше как недостатки выразительных средств, то есть человек не умеет адекватно выразить то, что так захватывающе интересно и содержательно происходит внутри него. На этом уровне социальные штампы восприятия и самовыражения уже тесны для человека, и он начинает их преодолевать. В различных внешних ситуациях и положениях он видит такие подробности, оттенки и аспекты, которые не видны никому другому, по крайней мере, пока он их явно не обозначит или не назовет. Это не дается бесплатно: косное общество терпит подобные проявления с трудом и всегда предпочитает яркие личности (с сильным первым домом) действительно оригинальным и талантливым (с проработанным первым домом), и человеку суждена нелегкая борьба за одно лишь право на свое видение мира.
В своих проявлениях этот человек неординарен, и его часто плохо понимают, особенно если он считает своим долгом быть искренним в примитивном понимании этого слова, то есть точно выражать свои мысли и чувства без учета уровня аудитории. Ему нужны новые, нестандартные и необщепринятые формы выражения, которые люди часто профанируют, принимают за пустое выпендривание, лишенное какого-то ни было смысла. Здесь человек учится управлять своей личностью, включая те или иные ее аспекты, а главное, перестает (часто на горьком опыте) считать ее самодовлеющей ценностью. Теперь его самоутверждение идет не только за счет социальной оценки его внешних достижений и социально же воспринятого образа его личности, но и в большой мере по его достижениям во внутреннем мире, работе над собой, поскольку он уже понимает, что его внешние успехи обусловлены именно внутренними усилиями и свершениями, пусть даже и невидимыми миру. На этом уровне человек еще болезненно относится к унижению, но акцент его переживаний переносится с оскорбленного и обиженного эго на суть того, что человек в данный момент представляет или транслирует. Здесь личность пока еще очень любимый и дорогой, но уже во многом инструмент психики человека, а не его сущность.
На четвертом уровне проработки первого дома человек воспринимает свою личность как рабочий инструмент, предназначенный для связи внешнего и внутреннего мира, и довольно хорошо умеет этим инструментом управлять. Его восприятие делается в основном безличным, то есть он учится воспринимать все, что вокруг него и с ним происходит без личных чувств и эмоций, искажающих и блокирующих поступающий к нему извне информационно-энергетический поток. Теперь проблема самовыражения решается на новом уровне, человек преодолевает жесткие социальные штампы и ведет себя очень непринужденно, естественно и совершенно по-своему, в каждом жесте и интонации, насколько это позволяет социальная ситуация. На этом уровне проблемы социальной адаптации уже нет, человек всегда может вести себя адекватно и, хотя внутренне будет испытывать некоторые неудобства, будет искренен и открыт в тех пределах, в которых это возможно по ситуации, что производит обычно очень сильное впечатление полной внутренней свободы и раскрепощенности.
На этом уровне человек обращает основное внимание на три момента: это сознательное управление своим внутренним миром, адекватное восприятие внешнего и точное самовыражение. Второе и третье возможны лишь при гибкой подвижной и пластичной личности, умеющей приспособиться и быть самой собой в любых обстоятельствах; что же касается первого, то доступ во внутренний мир через сознание тоже идет через программы подсознания первого дома, и поэтому они должны быть достаточно гибкими, послушными и разветвленными, что является предметом особых забот человека. Вместе с тем его самооценка связана уже не столько с его личностью, которую он воспринимает как вспомогательный инструмент, сколько со степенью реализации своей кармической программы, а ее он в первую очередь видит как соответствующую внутреннюю работу, но не только (и, если первый дом не очень акцентирован в карте, не столько) как работу над личностью, но как необходимую трансформацию и построение внутреннего мира в целом. На этом уровне унижение, несправедливые упреки, разочарования, неудачи, непонимание, немотивированную агрессию и прочие удары по личности человек воспринимает безлично, а те редкие случаи, когда ему это не удается, рассматривает как указания судьбы на слабое место, ржавчину или несмазанное сочленение в существенном инструменте — своей личности и на месте его исправляет. У этого человека нет самолюбия в общепринятом смысле, а в соответствующих ситуациях возникает лишь сожаление о собственном несовершенстве. Личные реакции для него суть отклонения от истинного пути, своей дхармы.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 482; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!