Специфика эллинистической философии
Эллинизм — термин был придуман в XIX веке от глагола «жить по-гречески». Это ситуация, когда греческая пайдея и культура распространяются на очень большой ареал и подпитываются другими культурами (в частности, культурой Востока).
Синтез культур: греческий мир как порядок, соответственно, теоретически познаваемый (можно изобразить горизонтальной палкой со стрелочками) соединяется с иудейским мировоззрением (можно изобразить вертикальной палкой со стрелочками). Это стало основанием для переосмысления многих вещей.
Полисная система оказалось разрушенной. Человек как полисное существо выброшен туда, где раньше были боги и звери. Теперь задача поставлена иначе, необходимо ответить на этический вопрос: Как жить? (ср. с Что это такое?) Это уже практическая философия.
Важно заметить, что после Аристотеля и Платона философия институциализируется и превращается в школьную философию:
минус | плюс |
Школы отличает догматика — и философия тоже стала догматической. Теперь нужно выбирать школу по вкусу и ориентироваться на ей аксиомы | Теперь занимаются практической философией |
Когда поняли, до чего опустились, оказалось необходимым дедогматизировать философию — тут появляется Апулей со своими «Метаморфозами», которые крушат догматику. Об этом нам не сказали :(
Школы:
1. эпикурейская | Это всё про этику
| ||
2. стоическая | |||
3. классический скептицизм |
Теперь конкретнее:
1. эпикурейская школа
Эпикур — понятно, основатель. В своём учении Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику).
Главный принцип — принцип удовольствия. Отсюда — принцип самоограничения: желания человека безграничны, нужно их ограничить — лишить себя всего, что мешает удовольствию; ограничить согласно с человеческой природой.
Эпикурейцы — тоже атомисты (см. атомисты), но они предполагают свободу движения. Поэма Лукреция «De rerum natura» демонстрирует римский эпикуреизм.
2. стоическая школа.Периодизация:
1. древняя стоя (III—II века до нашей эры)
2. средняя стоя — представители: Панетий и Посидоний, которые импортировали всю школу в Рим
3. поздняя стоя (римский стоицизм)
a. Сенека: «Письма к Луцилию» - это аскеза, своеобразное упражнение, практика себя, чтобы собраться в одну точку
b. Эпиктет — имя раба. Был рабом, потом отпустили. С его слов «Руководство Эпиктета»
c. Марк Аврелий — дневниковые записи, тоже аскеза
Первые почти не сохранились, а вот поздняя стоя — это познавательно и увлекательно, к тому же, литература интересная. Поэтому изучаем по ним.
|
|
Кратко о стоиках:
· Рим — довольно жестокая империя. Какой вопрос интересует граждан? Конечно, о свободе. Есть ли свобода? Ответ: человек предопределён, но он и свободен (как существо разумное, практикующее самого себя)
· Появляется много сочинений с названием «О долге» (как в своё время в Греции - «О природе»). Вопрос: как я соотнесу свой логос с космосом?
· медитация — одна из важнейших стоических практик. Цель медитации — искусственно попасть в состояние страха (например, медитация о смерти) — это позволяет временной уйти от разумного и ещё больше обезопасить себя от неразумного в жизни
· два момента стоической этики не могут принять христиане:
◦ откинь надежду: она — один из источников волнений и страхов
◦ если жить не в радость, убей себя — но как будто по своей воле
3. классический скептицизм
Скепсис — это воздержание от суждения. На любой предмет можно выделить контраргумент. Какой выбор правильный? Воздержись.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!