Сократовское искусство майевтики и его философские основания



Майевтика (др.-греч. μαιευτική — родовспомогательное искусство) — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом.

 

Дело вот в чём: мать Сократа занималась тем, что принимала роды (повитуха); она принимала роды тела. Сократ (по Платону в «Теэтете») говорит, что промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание. То есть, он как бы принимает роды души: формирует нравственные ценности, позволяет душам породить мысли

 

Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам. В апологии было, что софисты берут деньги за то, что есть в каждом человеке уже заведомо — тут Платон противопоставляет Сократа софистам.

 

Фактически, майевтика — это извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.

 

Философское основание майевтики извлекается из «Пира»: искусство майевтики возможно, только если мы воспринимаем человека как принадлежащего всем возможным смыслам. По Платону, который вообще-то всё это придумал, знание — это припоминание, и никто не может вложить знание в человека, как никто не может вложить в человека зрение: оно уже присутствует в нём. Майевтика помогает вспомнить.

 

В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её.

 

Основные понятия философии Платона. Платон об Идее Блага и воспитании

Настоящее имя Платона — Аристокл, и жил он с ~427-428 по ~348-347. Платон поработал во всех поэтических жанрах. В детстве товарищ занимался драмой и лирикой — отсюда его философия во многом литературна, драматична и лирична. Считал, что трагическая поэзия или трагедия не нужна, потому что действительная трагедия – это философия. Можно сказать, платоновская философия явилась ответом на смерть Сократа.

 

Сократ здесь — герой платоновской драмы, и можно сомневаться подлинности его описания. Про него конкретнее тоже можно сказать: Сократ.

 

От Платона дошёл качественный корпус сочинений, причём целиком, а не цитатами, как у предшественников. Диалоги в целом делятся на:

 

1. Апоретические диалоги (от гр. апория - безысходность, безвыходное положение)

◦ легки для восприятия

◦ преобладает драматическое начало

◦ собеседники Сократа — софисты или исторические персонажи с вопросами о воспитании. Сократ идеально владеет техникой софистического искусства

◦ вопросы, которые возникают в диалогах, были впервые заданы софистами: Что такое добродетель (любовь, мужество и т.д.)? Платон заставляет своего Сократа задавать классические софистические вопросы: Что такое прекрасное? Это чисто софистический вопрос, который, начиная с Платона, становится философским. С этого момента софия становится философией. Начинается метафизика.

◦ в итоге — неясные ответы, то есть наверняка сказать нельзя: по Платону, знания нет, но есть путь

2. Диалоги пути. Платон не говорит: «Это — любовь, выучи и сдай на зачёте. Перезачёт двадцать девятого». Платон — не догматик. Платон хороший. Пир начинается со слов: «К вашим расспросам я, по-моему, достаточно подготовлен», отсюда — читатель вовлечён в сюжет. Это путь мысли.

◦ здесь диалоги: Федон, Федр, Пир, Парменид, Теэтет, Философ, Софист, Политик

 

Почему — путь? Платон говорит: мы все причастны смыслам: мы можем различить любовь, дружбу, красоту. Правда, у каждого это по-разному: мы не знаем, что причастны этим смыслам изначально, поэтому на нас влияет накопленный опыт, привнесённое. Вот почему философия — путь: это путь к себе. Человек должен вспомнить (=познание), должен прийти к самому себе — как путь Эдипа в той трагедии, если вы читали во втором семестре. Перед решением вопроса об убийстве царя Эдип сначала должен ответить на вопрос: «Кто я?»

 

Диалог«Пир» + ответ на вопрос о воспитании: Человек уже принадлежит всем смыслам. Познание есть припоминание. Это, кстати, и есть отношение Платона к обучению, которое у нас в заглавии билета.

 

Эрос (любовь) — это стремление к самому себе: вначале благодаря ему рождаем себе подобных, затем творчество, вершина же — это порождение прекрасный мыслей (см. майевтику на предыдущей странице).

 

Диалог«Парменид»: первый элейский диалог, один из самых сложных диалогов. Был обязателен для изучения в неоплатонических школах. Поставлен вопрос о едином и многом: платоновский Парменид показывает, что есть множественное (реальный Парменид по ссылке считал иначе), так как есть единичное.

 

Диалог«Софист»: — второй элейский диалог. Вопрос о бытии и небытии, точнее, каким образом небытие возможно (полемика с Горгием (см. Горгий), у которого небытие = бытие). Вывод: небытие является как иное по отношению к бытию. Отсюда — пять способов сказывания о сущем:

 

1. бытие

2. движение (изменение, иное по отношению к покою)

3. покой

4. тождественное (каждый стол имеет вид стола)

5. иное

 

Отсюда — степени совершенства: столов много, людей много — всего много; каждый unit имеет свою степень приближения к общему (идее, виду): стол — к столовости, например (в этом, кстати, платоновский Сократ расходится с сократиками). Существовать подлинно — значит быть в идее (идеально). см. Что значит быть?

Платоновская метафора-аттракцион «Пещера с тенями» (7 книга диалога «Государство»). По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы.

 

Видим мир таким, каким понимаем его.

 

Платон об идее Блага

 

Идея Блага — пожалуй, самое главное в философии Платона. Идея Блага — это носитель смысла всякого существования.

 

Эразм Роттердамский воспользовался платоновской идеей Блага и придумал замечательную метафору, рассмотрим штучку Платона на её примере: Бог — это свет; представьте себе комнату, в которой абсолютно ничего не видно: свет выключен. Какие бы богатства там ни лежали, они нам недоступны, если нет света. Вот что Он такое.

 

Идея Блага — это гарантия того, что всё имеет смысл. Это как солнце, которое даёт жизнь. Заметьте: идея человека (выражение всего человеческого) не равна человеку, так как никакой человек не выражает всё человеческое. Но идея Блага равна благу.

 

По Платону, чтобы мы могли вообще что-то делать, есть идея Блага: тот самый свет, благодаря которому мы можем находить смысл всего сущего.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!