Аристотель о причинах и началах, о материи и форме
Аристотель — ученик Платона: с 18 лет учился в Платоновской Академии лет 20. Известен тем, что был учителем Александра македонского. Основал свою школу «Ликей». Перипатетическая школа (Перипатос – прогулка). Считается, что соперничал с Платоном — см. фреску Рафаэля:
1. тут они как бы указывают в разных направлениях
2. у Платона в руках диалог «Тимей» - в нем понятие «материя»
3. Аристотель держит в руках «Этику»
Хотя в общем-то оснований считать их соперниками нет.
С Аристотеля начинается интерес к классификации дисциплин. Создаёт специфически научный язык. Два его неологизма: энергия (битые в действии) и энтелехия (бытие в цели, завершённость, совершенность). Язык Аристотеля — это метаязык по отношению к предшествующей мысли.
Классификация наук по Аристотелю:
1. теоретические (созерцательные)
a. философия — начала и причины. Это и есть метафизика - задаётся вопрос о сущем сущего: «Что есть это?». Вообще метафизика переводится как «после «о физике»»: свитки лежали дальше свитков о физике.
b. вторая философия — физика. Аристотель впервые обосновывает физику как науку, но это не современная физика. Её предмет — фюсис, а изучает она душу (?)
2. практические — те науки, в которых требуется действие. Здесь затрагивается общественное благо. Снова полис: вне полиса — либо бог, либо зверь. Человек — полисное существо
a. политика
|
|
b. этика
c. и др.
3. поэтические
a. этика
b. риторика
NB всё вышеперечисленное вообще-то не очень и нужно, времени на это, скорее всего, не хватит. Можно начать со следующего: философия Аристотеля.
Платон vs Аристотель
Платон | Аристотель | |
Что значит быть? | быть значит быть в идее, в общем понятии. Другими словами — бытие всякого сущего — в его смысле. | да, но мы-то живём в мире множественности, а не в мире, где есть только идеи: у нас быть значит быть вот этим вот нечто (единичным, лошадью, а не быть в лошадности) |
На что направленно знание? | на бытье смысла, на суть бытия — в этом Аристотель согласен с Платоном |
Комментарий к вопросу о движении (смотри дальше): у Аристотеля весь мир делится на две категории: в зависимости от того, что приводит в движение. Всё сущее существует:
· само по себе — это называется катафюсис (по природе, само себя порождает — см. цветок)
· благодаря человеку — это называется кататехнэн (по искусству, не само собой приводится в движение)
О причинах сущего: мы что-то знаем, если можем ответить на 4 вопроса. Чтобы рассуждение было научным, нужно ответить на них:
1. о форме | всякая штука должна иметь форму. Морфе (форма) — это основное понятие аристотелевской философии | форма стола |
2. о материи | всякое сущее должно иметь то, из чего — именно это он называет материей | стол сделан из древесины (смотри дальше) |
3. о движении | · ещё нужен стимул, действие — нужна энергия (если катафюсис) · или нужен мастер (кататехнэн) | · энергия стола — быть столом · начало движения — вне стола (мастер) |
4. о цели | должна быть цель | цель - стол |
|
|
В таком случае ситуация драматична: получается, мы не можем до конца понять никакое сущее — как раз из-за того, что в мире есть материя. Смотри: можем ответить на вопрос о форме (форма стола), так как воспринимаем её чувственно, но когда задаём вопрос к материи, получается, что снова задаём вопрос к чему-то единичному (материя стола — древесина, то есть какой-то конкретный дуб из конкретного леса) — но тогда мы уже говорим о другом сущем. Материя всегда ускользает, материя непознаваема.
Тем более мы не можем воспринять её чувственно. Поэтому надо воспринимать её умственно (хотя бы думать о ней), так как она необходима, чтобы познать мир: мир есть космос, он так устроен. Из-за материи не можем познать его до конца.
Метафизические принципы:
|
|
· перводвигатель (об этом в конце)
· материя (умополагаемая)
Наличие материи говорит о том, что:
· сущее непознаваемо до конца
· каждое сущее индивидуально
Кстати, в таком случае что первично — возможность или действительность (стол или потенциальный стол, о котором мы думаем, когда пытаемся думать о материи)? Аристотель говорит: чтобы что-то было, уже должно быть две действительности.
Насчёт космоса: мир безграничен, но не бесконечен.
Теперь рассмотрим вопрос о движении. Чтобы оно было, нужно двигать: что-то должно приводить материю в действие. Когда говорим о каждом конкретном двигателе (например, мастер, который делает стол), всё равно придём к чему-то первоначальному. Почему?
У мира должен быть двигатель, потому что если он движет сам себя, выходит прискорбная штука: значит, у двигателя тоже есть некая материя и он должен себя преодолевать (то есть, он не бесконечный и т.д.) - он несовершенный. Ни Аристотеля, ни нас такая концепция не устраивает, поэтому:
Перводвигатель
· он совершенен
· он неподвижен
· он двигает всё с помощью любви
· всё в мире подражает ему, то есть стремится реализовать себя максимальным образом
|
|
По Аристотелю, если на вещь не оказывать действия извне, оно само по своей природе реализует себя — свободно.
Мир существует, чтобы достичь совершенства своей природы (в движении к перводвигателю) — но из-за материи никак не получается: совершенство — это всегда единственное.
Всё это дело перешло в Средние века как толкования божественной природы; конечно, толкования божественной природы этим не исчерпываются
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 488; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!