Определение диалектики Платоном



 

В заключительной части «Федра» Платон останавливается на методе, которым, по его мнению, должна пользоваться истинная философия – на диалектике.

 

Тот, кто обладает истинным красноречием и даром верно раскрыть истину, обязан во время разговора с другим прежде всего ясно определить предмет и тему. Без такой ясности невозможно никого ни в чём убедить.

 

Разобранная Сократом речь Лисия не содержит определения любви и состоит из набора первых пришедших на ум фраз, часть из которых верна, а часть истине совершенно не соответствует. Сократ же, начав с установления того, что есть любовь, в первой своей речи к Федру подробно обрисовал страсть низменную, а во второй – возвышенную.

 

Диалектика, согласно Платону, есть «способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно», совмещённая и с противоположным даром – «разделять всё на виды, на естественные составные части». Диалектика, следовательно, есть умение возводить частное к общему и из общего получать частное.

 

Диалог «Федр» завершается молитвой Сократа.

Аврелий Августин. «Исповедь»: Кн. 10, 11

Книга десять начинается с:

 

ü А что же такое этот Бог? - "Творец наш, вот Кто Он".

ü Как познать Бога? Cила, которая соединяет нас телом и наполняет жизнью принадлежит и неразумным животным, поэтому не она познает Бога. Чувственное восприятие тоже не подходит, так как оно тоже есть и у животных. Августин Блаженный обращается к памяти.

В книге десятойАвгустин анализирует свойства памяти. Он считает память тем вместилищем или сокровищницей, где скрыты бесчисленные образы, получаемые нами от внешних чувств. По мысли Августина, в памяти содержатся не только образы вещей, отпечатавшихся в духе (объектов, воспринятых органами чувств, воспоминаний о себе самом, составных и расчлененных образов и т.д.), но и сами вещи, которые не могут свестись к образам: научное знание и эмоциональные состояния. Самосознание существует благодаря памяти, которая соединяет прошлое с настоящим и позволяет предвидеть будущее.

 

ü Об устройстве памяти: там раздельно сохраняется вся информация, собранная органами чувств: зрительные образы, музыка, запахи. Там же находятся все сведения, полученные при изучении наук.

Память "превращает в настоящее" опыт прошлого и надежду на будущее. Ее постоянное присутствие, которое подтверждается даже забывчивостью, - необходимое условие любого человеческого действия. Специфическая функция памяти проявляется в приобретении интеллектуального знания. В нем Августин различает чувственный элемент, например хранящиеся в памяти образы звуков, и объект знания как таковой, который не воспринимается чувствами и, следовательно, не может прийти извне. Понятия вначале содержатся в сердце и в отдаленной области памяти, в разрозненном и беспорядочном состоянии. С помощью рефлексии память их отыскивает, упорядочивает и ими распоряжается. Это и называется знанием.

 

О том, как в памяти появляются мысли, не связанные с чувственным познанием: человек усвоил эти сведения, доверяясь не чужому разуму, но, проверив собственным, признал правильными и отдал ему как бы на хранение, чтобы взять по желанию. Знания уже были в памяти, но были словно запрятаны и засунуты в самых отдаленных ее пещерах, так что, пожалуй, он не смог бы о них подумать. Если перестать в течение малого промежутка времени повторять эти сведения, они вновь уйдут вглубь и словно соскользнут в укромные тайники памяти. Их придется опять извлекать как нечто новое.

 

В памяти содержатся также бесчисленные соотношения и законы, касающиеся чисел и пространственных величин. Память хранит душевные состояния, но не в том виде, в котором их когда-то пережил человек. Это доказывается тем, что бывшую печаль вспоминать можно радостно, а радость - печально.

 

Память - желудок души, а радость и печаль - это пища, сладкая и горькая: вверенные памяти, они как бы переправлены в желудок, где могут лежать, но сохранить вкус не могут.

 

4 чувства, сохраняющиеся в памяти: страсть, радость, страх, печаль.

 

ü Парадокс памяти: "забывчивость"- мы знаем, о чем говорим, но откуда могли бы знать, что это такое, если бы об этом не помнили? Когда вспоминаешь о памяти, то тут в наличии сама память, но когда я вспоминаешь о забывчивости, то тут в наличии и память и забывчивость: память, которой я вспоминаю, и забывчивость, о которой я вспоминаю. Каким же образом можно вспомнить то, при наличии чего мы вообще не можем помнить? Из этого следует, что не сама забывчивость присутствует в памяти, когда мы о ней вспоминаем, а только ее образ.

 

Если мы видим знакомого или думаем о нем и припоминаем его забытое имя, то любое, пришедшее в голову, с этим человеком не свяжется, потому что нет привычки мысленно объединять их. Отброшены будут все имена, пока не появится то, на котором и успокоится память, пришедшая в равновесие от привычного ей сведения. А где было это имя, как не в самой памяти?

 

Если мы теряем какую-то вещь, то найденное узнается по его образу, живущему в нас. Мы не говорим, что нашли потерянное, если мы его не узнаем, а узнать мы не можем, если не помним.

 

ü Все люди хотят жить счастливо, но видят счастье в разных вещах. Почему все мечтают о счастье, откуда мы знаем, что счастливая жизнь в принципе есть? Так как счастье нельзя познать органами чувств, мы, скорее всего, опять-таки вспоминаем. По Августину настоящая счастливая жизнь состоит в том, чтобы жить Богом, познавать Бога, радоваться Ему. Те, кто полагает ее в другом, гонятся за другой радостью - не настоящей. Почему же люди обманываются и ищут счастье не в Боге, а в других вещах? Потому, что они сильнее захватили их, и слабая память о том, что сделало бы людей счастливыми, уже не может по-настоящему принести счастье.

 

ü Как велит людям жить Бог: воздерживаться "от похоти плоти, похоти очей и гордости житейской". Во сне соблазны легче проникают в сознание человека, но все же, проснувшись, мы обретаем покой в своей совести: мы не совершали того, что каким-то образом совершилось в нас.

 

ü Избегать чревоугодия. Августин старается принимать пищу как необходимое для существование лекарство, но признает, что и ему сложно иногда провести черту между простой заботой о теле и потаканием своих соблазнов.

 

ü Избегать излишнего услаждения звуками: у Августина это хорошо получается. Он лишь признает, что красота церковных гимнов настолько пленяет его, что он иногда радуется не их словам, а хорошему исполнению. Однако он выступает против излишней аскезы (чтением псалмов без музыки) – красота церковных гимнов может привлечь слабые души, которые затем будут обращать внимание и на содержание.

 

ü Излишнее любование чем-либо. Люди изобрели множество красивых, но пустых и излишних вещей.

 

ü Избегать исследования с помощью плоти: это пустое и жадное любопытство рядится в одежду знания и науки. Оно называется в Писании "похотью очей". Имеется в виду праздное любопытство (театры, охота, то, как люди обступают ужасный труп). К этому же относятся желание рыться в тайнах природы, знание которых не принесет никакой пользы (например, обращение к магии).

 

ü То, как обращение к Богу изменило Августина: принизил его гордость, уничтожил потребность в похвале и признании.

 

В книге одиннадцатой Августин обращается к проблеме времени. Он размышляет об акте Творения. Если голос произнес: "Да будут небо и земля!", значит, существовало тело, обладавшее этим голосом. Если же тело уже существовало, то откуда оно появилось? Следовательно, трудно понять, каким образом акт Творения совместим с вечностью Божией. По мысли Августина, "вот мой ответ спрашивающему: "Что делал Бог до сотворения неба и земли?" Я отвечу не так, как, говорят, ответил кто-то, уклоняясь шуткой от настойчивого вопроса: "Приготовлял преисподнюю для тех, кто допытывается о высоком". Одно - понять, другое - осмеять. Так я не отвечу. Я охотнее ответил бы: "Я не знаю того, чего не знаю". Августин утверждает, что невозможно представить себе время, существовавшее до создания мира, потому что Бог создал их вместе. Что же такое время? "Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени".

 

ü Августин рассказывает о своих мыслях и грехах так подробно не только для Бога (потому что Бог и так все знает), а еще и для того, чтобы возбудить в людях любовь к Богу. 

ü  О мировоззрении Августина: ему не надо ничего земного (золота, серебра, почестей, высоких званий, плотских наслаждений). Он считает, что все, что действительно необходимо для жизни "приложится ищущим Царства Божия и правды его".

ü О том, как Бог создал небо и землю. Августин не знает, на каком языке говорил пророк Моисей, не имеет доказательств, что тот сказал правду, но в его памяти есть голос, что это истинно. Небо и земля говорят: мы существуем потому, что мы созданы: нас ведь не было, пока мы не появились; и мы не могли возникнуть сами собой. Как Бог создал все из вещества, которого Он не сделал раньше, чтобы потом сделать из него что-то? Он создавал Словом. Тогда возникает другой вопрос: чтобы произнести слова, нужно существо имеющее голос, но оно не могло существовать, не будучи созданным. То, что было произнесено, не исчезает; чтобы произнести все, не надо говорить одно вслед за другим: все извечно и одновременно. Иначе существовало бы время и изменяемость - не настоящая вечность и не настоящее бессмертие.

ü Некоторых людей волнуют вопросы: почему Бог вышел из состояния покоя и начал создавать Небо и Землю? Что он делал до этого? Ответ Августина: Как могли пройти бесчисленные века, если они не были еще созданы? Это самое время создал Бог, и не могло проходить время, пока Он не создал времени. Не было времени, когда бы Бог не создавал чего-нибудь; ведь Он создатель самого времени. Время существует потому, что стремится исчезнуть. Мы говорим "долгое время", "краткое время" только о прошлом и будущем: но как может быть долгим или кратким то, чего нет? Прошлого уже нет, будущего еще нет. Поэтому долгим можно назвать только настоящее, да и то сведенное до однодневного срока. А в сущности, настоящим можно назвать только тот момент во времени, который невозможно разделить хотя бы на мельчайшие части. Пока время идет, его можно чувствовать и измерять; когда оно прошло, это невозможно.

ü Предчувствие будущего: не будущее, а настоящее предстает видящим, и по нему предсказывается будущее.

ü Говорить о существовании трех времен - прошедшего, настоящего и будущего -неправильно. Есть три времени - настоящее прошедшего (память), настоящее настоящего (созерцание) и настоящее будущего (ожидание). Некие три времени эти существуют в нашей душе.

ü Августин не согласен, что движение солнца, луны и звезд и есть время. Если бы светила небесные остановились, а гончарное колесо продолжало двигаться, мы бы измеряли время по нему. Есть звезды, светильники небесные "для знамений и времен дней и годов". Еще одно доказательство - некий человек остановил молитвой солнце, чтобы победоносно завершить битву, солнце стояло, но время шло.

По Августину, измеримо лишь настоящее. Прошлое и будущее существуют только в нашем представлении. "Есть три времени: настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего". Эти три вида времени нигде не существуют, кроме нашей души. "Настоящее прошедшего - это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего - его ожидание".

 

· что такое настоящее? Это момент (точка), в который история переходит из будущего в прошлое. Следовательно, прошлого нет без будущего. Следовательно, прошлое созидается историком (исследователем)

 

Во времени Августин видел все же средство измерения движения. В конце одиннадцатой книги он размышляет о необходимости различать время, принадлежащее предмету (выражаемое в воспоминании), и время, измеряемое движением тел (небесных светил).


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!