Особенности досократического типа философствования. Обзор философских позиций



Человек становится философской интенцией (направлением мысли) только в V веке до н.э., когда Сократ совершает Антропологический поворот. Сократ же ставит человека в качестве проблемы мысли — как существо познающее, с этого момента человек — тема для мысли. До этого момента — досократический период. Все досократики были физиологами. Фактически, вся греческая философия — о фюсис (природа). Человек познаёт мир. Философов интересовал мир, вопросы о единстве мира и о принципе (начале) единства мира.

 

Аристотель полагал, что у философии два начала: Фалес Милетский (VI до н.э.) и Гесиод. Таким образом, досократическая философия = Гомер + Фалес + Гесиод. Но правильнее говорить о началах философии, т.к. их слишком много: и лирика, и трагедия, и т. д.

 

1. Гомер — начало всего. Картина мира: скорее порядок, чем беспорядок.

 

2. Гесиод - крестьянин с мелкособственнической психологией (отец беглец от кредиторов). Систематизатор мифов:

 

· Теогония — мир, с одной стороны, полон богов (живой космос)

· Труды и дни — с другой стороны, проблема справедливости (в значении порядка)

 

Отсюда уже два пространства: мир и человечаское.

 

3. Фалес Милетский– первый философ. Но до нас ничего не дошло, кром:

 

· «Начало всему — вода»

· «Всё полно богов»

 

С чего это вдруг вода? Есть традиция трактовать так: Гомер первый структурирует мировоззрение греков, в Илиаде есть строка: «Океан — начало всему». Здесь важно, что это был первый способ мыслить о единстве, то есть вода — это всего лишь слово. Это ответ на вопрос: какое начало у мира, если он един? Что его сдерживает? И вот пример: посмотрите на воду — вот так мир един. Да, мир множественнен, но он как вода, в нём нет прорех и дырок. Этому единству нужно дать какое-то наименование, вот Фалес и даёт ему имя «вода» (это поэтический и эмпирический уровень, а не как у нас).

 

Вообще, все пригнали в Грецию из Малой Азии, то есть начало философии покоится в одной точке, чисто географически. Гесиод оттуда, и то же самое думают о Гомере. Там была такая Милетская школа, от неё три философа:

 

· Фалес — уже знаем

· основатель — Анаксимандр. От него дошли 1 цитата и 3 строчки.

· Анаксимен

 

4. Анаксимен -ученик Анаксимандра: «Начало всему — воздух». Воду заменяет воздухом. Более сложный образ для обозначения всего: отходит от чувственно-наглядного, но принцип тот же — поиск начала единства мира.

 

5. Анаксимандр - ученик Фалеса.

 

Заблуждение: есть мнение, что все эти мыслители занимались проблемой начал (архэ). Но это Аристотель так говорит, что Фалеса интересовала материя. Первому историку философии всё можно. По Аристотелю, эти товарищи рассуждают одинаково и отвечают на аристотелевский вопрос — из чего? (см Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден). Поэтому он хотел, чтобы и Анаксимандр думал как другие, и заявил, что этот Анаксимандр в качестве начала предлагал нечто неопределённое.

 

Но глупый Аристотель здесь попал впросак. Анаксимандр рассуждал скорее в традиции Гесиода, чем в традиции Фалеса и Анаксимена.

 

От Анаксимандра дошла одна цитата в изложении Симпликия: «А из каких начал вещам рожденье в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности...». А из чего по роковой задолженности в назначенный срок времени. Нет ничего о воде, воздухе….

 

Фалес, Анаксимен Гесиод, Анаксимандр
проблема начала этическая проблема: проблема человека быть в мире. Этика полиса.

 

6. Орфизм – маргинальная религия. Культ Диониса, противоположность олимпийской религии. Знаем лишь по слухам.

 

Происхождение: Орфей укрощает Цербера чтобы спасти свою умершую жену Эвридику. Был растерзан жрицами бога Диониса – вакханками. Изобретатель музыки и стихосложения.

 

Самое основное у них — переселение души. За душой надо следить, чтобы нормально переродиться. Отсюда (то, что позаимствовали пифагорийцы):

 

· мысль о душе, которая бессмертна и нуждается в заботе

· философия как образ жизни. если ты занимаешься философией, живи соответственно

 

Жизнь - страдание. Цель – освобождение души. Рабское сознание (в отличие от гесиодовского демократизма и гомероского аристократизма).

 

7. Элейская школа (Великая Греция, Эллада).

 

Основатель – Ксенофан (570-475 гг до н.э.). Был поэтом-певцом. Писал сатирические силлы. Дошла поэма, где ставит вопрос: почему у людей боги антропоморфны? Он предлагает: божественное — одно, едино, неделимо, совершенно, неподвижно; поэтому люди не совсем правы.

 

Последователи:

 

· Парменид

· Зенон Элейский (несколько пересказов)

· Мелис (почти ничего не дошло)

 

8. Парменид

 

У него — очень гомеровская поэма, называется «О природе», и написана она гомеровским гекзаметром, делится на три части: Проэмий, Путь истины, Путь мнения. Описание почти вихря, описание множества всякого. В Проэмии вообще одно движение. Апофеоз движения и множества. Вторая часть – тафтологична. Один и тот же набор слов. Дошли фрагменты.

 

Парменид первым обнаружил природу мышления. Его интересует сам феномен: что это — мышление? В поэме быть и мыслить — одно и то же. Тезисы из поэмы:

 

· быть есть, не быть – не есть

· мыслить – то же, что быть

· быть — неподвижно, оно вечно и было всегда. Ср. с Фалесом: мир един из-за этого «быть»

 

Получается, движения нет? Позиция: есть только быть, движения нет.

 

Далее. Многознание не научает иметь ум. Никакой путь, никакое движение, никакое многознание не приведёт к истине. Путь к истине совсем другой. А точнее, нет именно пути к истине, с ней поступаю иначе (однако истину прекрасно искать).

 

Человеческим языком: когда рассуждаем о чём-то, мыслим нечто. Ничто помыслить нельзя; небытия нет, поэтому быть – вне времени. Быть само собой сохраняет экзистенциальный смысл существования, а у Парменида - и смысл истинности.

 

9. Зенон

 

У него — очень большой текст, в котором апории (сложности). До нас дошло пять, до меня две:

 

· Ахилл и черепаха: если есть движение и есть множество, то Ахилл никогда не обгонит черепаху

· дихатомия: никогда не сможем делить пространство, потому что уйдём в бесконечность

 

Позиция Зенона: Парменид, может быть, и неправ, но если движение есть, если множество есть, то придём к парадоксам.

 

10. Пифагорейцы — это уже италийская философия. В конце 6 века до н.э. центр европеской философии перемещается в «Великую Грецию» (берег южной Италии и Сицилии). Города: Неаполь, Посидония, Сиракузы, Метапонт и т.д. Вообще жилось там несладко. Полисам постоянно угрожали. С севера давили этруски, с юга – карфагеняне. Первое время греки прекрасно справлялись с ситуацией, но потом с 321 по 211 гг Великую Элладу постепенной завоёвывают римляне. К Италийской философии принадлежали: Пифагорейский союз, школа элеатов (Парменид и Зенон) и Эмпедокл.

 

Пифагор - информация о нём очень разная, и знаем мало. Но большинство считают так: он тоже вышел из Малой Азии. По совету Фалеса отправился в Египет, где 22 года учился у египетских жрецов. В 525 году Египет завоевали Персы. И среди пленных, отправленных на восток, оказался и Пифагор, побывавший в Вавилонии. Там он 12 лет учился у жрецов. Апулей утверждает, что он так же учился у Индийских жрецов. После 34 лет обучения попадает в Великую грецию и основывает там закрытый союз учеников – Пифагорейский союз. Противился разглашению их принципов и мыслей за пределы этого союза, вести записи тоже было нельзя. Всё, что мы о них знаем — это от поздних пифагорейцев.

 

Платон находился под их влиянием, его интересовали проблемы начала и устройства мира; у Пифагора главное понятие — число. Началом числа является, соответственно, единица (в ней принцип единения). Занятно, что число воспринимается не арифметически, а геометрически.

 

Отдавал предпочтение нечётным числам, так как у них есть центр:

 

 

NB Платон после этого: идея есть число.

 

Персонажи, которые не укладываются в каноны:

 

· Гераклит Эфесский

· Эмпидокл — этот вообще без школы

· Анаксагор

· атомисты

 

11. Гераклит Эфесский

 

Его позицию противопоставляют позиции Парменида ещё со времён Платона. Если у Парменида нет движения, то у Гераклита якобы одна движуха, а ещё он тоже из Малой Азии. Это очень поверхностный взгляд. Всё дело в его изречении, которое во всех изданиях следует первым. Его книга «О природе» (проза, сохранилось 130 фрагментов) — как бы собрание афоризмов. Глубина его мысли непрозрачна, затемняется стилем изложения: речь полна метафор и сравнений.

 

Вот та самая цитата:

 

«Этот вот логос сущий вечно люди не понимают и прежде чем выслушать и выслушав однажды ибо, хотя все сталкиваются напрямую с этим вот логосом, они подобны незнающим, даром что узнают на опыте такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя так, как они есть.» (или вроде того)

 

Логос — ключевое понятие философии Гераклита. У этого слова сложная семантика; переводить одним словом значит вырезать остальные значения. Например, логос = «собирать в единство» (собирать в смысле порядка). К тому же, Гомер называет свой перечень кораблей в начале Илиады логосом.

 

Таким образом, переводим его афоризм на язык филологов: в слове логос мы собираем всё сущее. Важна именно эта связка, а не то, о чём он говорит. Логос обязательно передаёт истинное.

 

Таким образом, переводим его афоризм на язык человеков: всё есть одно; мы действительно можем наблюдать движение и противоположности, но всё это — на уровне нашего эмпирического восприятия, на самом же деле это всё одно и порядок. Поэтому неверно считать, что он противостоит Пармениду и что у него всё про движение.

 

12. Эмпедокл – ученик Ксенофана, Парменида и пифагорейцев. Не относится ни к какой школе. Автор филососфских поэм: «Оратор», «Ритор», «Врач», «Инженер», «Поэт», «Философ». Сочинения: «О природе», «Очищения».

 

Принимает в качестве начала мироздания 4 стихии: земля, вода, воздух. огонь. Отождествляет 4 стихии с богами: Зевс, Гера, Аид, Нестис (сициллийское божество воды). Остальные боги от них. Всё, что существует в мироздании, состоит из корней этих веществ.

 

Это он сказал, что мир — это шар.

 

В мире действуют две силы: любовь (принцип соединения, тождества) и вражда (принцип различия). Но не всё так просто. Когда посредством любви что-то создаётся, что-то и отделяется. Когда в человеке соединяется всё, это отделяет его, например, от столов :D.

 

13. Левкипп — тут просто: ничего не дошло

 

14. Демокрит — мыслитель времён Платона

 

Далее идут атомисты: Левкипп и Демокрит. Какова роль обоих этих философов в создании учения об атомах - не понятно. Занятно, что глупый Аристотель их тоже подогнал под свои вопросы; откуда начало движения? А ещё атомисты убеждены в смертности души. Душа гибнет вместе с телом.

 

Они — за атомос фюсис (неделимая природа), и таких неделимых природ должно быть много. Эти атомы не обладают никакими свойствами, они двигаются в пустоте - но пустота это не ничто, это нечто. Но она и не бытие: она всего лишь возможность двигаться.

 

Атомы различаются своим ритмом. У них есть величина и форма. Эти атомы вступают в отношения, отчего происходят определённые сочетания: например, AБ — БА; или NZ, то есть в пространстве крутятся как могут (N это Z, если повернуть на 90 градусов). Значит, есть и движущая сила.

 

Проблема свободы: по Демокриту, атомы не могут двигаться свободно (ср. с эпикуреизмом).

 

15. Анаксагор (V век) — представитель Афинской философии. Входил в кружок Перикла, вдохновлял Перикла. Тот и пригласил его в Афины. Перикл даже отвёл от него угрозу, когда Анаксагора обвинили в безбожии.

 

От него почти ничего не дошло, но его уважал Сократ, потому что Анаксагор говорил:

 

· ум — это то, что устраивает космос и порядок. Ум-устроитель

· явление — свидетель того, чем оно является. Явление — способ бытия сущего

 

16. Софисты — см. 56

6. Понятие "природа" (physis) и "истина" (aletheia) в греческой философии

       1. Фюсис

 

Только в V веке до н.э. Сократ совершает Антропологический поворот, до этого момента — досократический период. Все досократики были физиологами. Фактически, вся греческая философия — о фюсис (природа). Философов интересовал мир, вопросы о единстве мира и о принципе (начале) единства мира. Фактически, фюсис — это самое главное в греческой философии, то, о чём она, но есть ещё кое-что: нужно понять, как выразить мысль о фюсисе. Поэтому греческая философия это философия фюсиса и логоса.

 

Проблема в том, как это понять. Есть такая история:

 

Одиссей на острове Кирки. Гермес приносит ему какой-то цветок. Он вытащил этот цветок и показал Одиссею фюсис этого цветка: чёрен был корень его, и белое было соцветие. Цветок — это фюсис, природа. Если корня не будет, цветок не вырастит. Корень это некое архэ, начало. А сам цветок, получается, - телос, цель. Хоть цветок и не живёт без корня, корень существует ради цветка (телос). Получается без цели и нет начала. То есть то, что является целью, и есть подлинное начало. С одной стороны, верно, но с другой — только их совместимость даёт то, что цветок есть. Настоящим началом единого сущего является весь цветок — совпадение цели с началом.

 

Фюсис = Быть (естество)

 

 

       2. Истина

 

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное (направленное) согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей. До этого - Парменид и Платон.

 

Парменид (целиком - Парменид). Впервые философское понятие истины введено именно им как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. При у него нет никаких критериев для различения мнимости и истинности.

 

У него — очень гомеровская поэма, называется «О природе». Тезисы из поэмы:

 

· быть есть, не быть – не есть

· мыслить – то же, что быть

· быть — неподвижно, оно вечно и было всегда. Ср. с Фалесом: мир един из-за этого «быть»

 

Когда рассуждаем о чём-то, мыслим нечто. Ничто помыслить нельзя; небытия нет, поэтому быть – вне времени. Быть само собой сохраняет экзистенциальный смысл существования, а у Парменида - и смысл истинности.

 

 

Платон. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной, знание которой есть результат воспоминания души о своём пребывании в мире вечных идей, когда она ещё не соединилась с телом.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!