Вопрос№21 Антропологический материализм Л.Фейербаха.



Людвиг Фейербах- немецкий ф., критиковал Гегеля. Материалистическая философия. Материалистический антропологизм. Религия и философия противоположны друг другу: в основе религии - вера и догматы, в основе философии-знание и стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первая задача философии-критика религии. Религия и идеалистическая философия возникает из-за отчуждения человеческой сущности(приписывание человеку тех атрибутов, которые приписывают Богу). «Сущность христианства»-сочинение Ф. Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек-не творение Бога, а часть природы-суть антропологии. В центре внимания человек как единство души и тела. Тело составляет сущность человеческого Я, духовное начало не может быть отделено от телесного, т.к. дух и тело- 2 стороны реальности-организма. Т.о.Человек-звено в развитии человеческого рода.

Антропологический принцип Фейербаха втеории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - другой человек. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей


 

Вопрос№22 Социальная философия марксизма

Работы Маркса: «Святое семейство», «Нищета философии», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи».

Работы Энгельса: «Диалектика природы», «Антидюринг»

Марксистская философия, созданная Марксом и Энгельсом явилась порождением немецкой классической философии: материализм-«перевернутый» объективный идеализм Гегеля и социализм-«перевернутый» антропологизм Фейербаха. Научный социализм–оружие в изменении общества (освобождение от эксплуатации и порабощения «низших» «высшими»).

Учение: диалектический материализм и исторический материализм.

Что такое общество? О-система социальных связей и отношений в обществе (ВПЕРВЫЕ). Экономические отношения-базис общества.

Теория общественно-экономических формаций: конкретный исторический тип общества, возникающий и развивающийся на основе определенного способа производства материальных благ с характерным для него базисом.

1.Первобытнобщинная

2.Рабовладельческая

3.Феодальная

4.Капиталистическая

5.Социально-коммунистическая

Жизнь общества-способ производства и воспроизводства общества и общественной жизни.

Процесс производства-основа общества

1.Производство

2.Обмен

3.Расспределение

4.Потребление

Способ производства: схема


 

Вопрос№23 Основные направления современной зарубежной философии

В ХХ веке выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.

Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».

Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы.

Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями:

1.Позитиизм представляет собой философское направление, в котором подчеркивается ценности позитивного, научного знания, по сравнению с идеологическими утопиями и философскими умозрениями.=>Аналитическая ф. Родоначальник: Огюст Конт. Позитивисты обыкновенно допускали существование логических и метафизических проблем, однако считали, что ответить на них, с помощью методов, доступных человеку, невозможно. Выделяют

1.«Первый позитивизм» (Конт, Спенсер, Милль),

2.«Второй позитивизм», родоначальник Эрнст Мах, который придает позитивизму новую форму, получившее название махизм\пириокритицизм (Оствальд, Авенариус, Дюгем),

3.Неопозитивизм (Куайн, Поппер, Остин)

4.Постпозитивизм (современная версия позитивизма)

2.Экзисенционализм –философское направление, выдвинувшее в качестве основы конкретное человеческое существование. В его рамках выделяют религиозное и нерелигиозное. В качестве самостоятельного течения выделился в 20 веке и связан с именами М.Хайдегер, Ж.П. Сартр, Г.Маресль, М.Мерло-Понти. В тоже время основные идеи экзистенциализма сформировались раньше, особенно большой вклад в их развитие внесли мыслители 19 векаФ.Ницше и С.Кьеркегор. Концепция: человек «существует» в том самом смысле, в каком не могут существовать камни, деревья; он открыт миру и его объектам. Человек рассматривается как не только познающий, но и чувствующий и действующий. Человек уникален, он открыт будущему, которое он сам определяет своим выбором и поступками. Человек как индивид не обладает сущностью, которая определяет его поведение. То, каков человек, определяется его выбором. Главная характеристика-он свободен.

3.Феноменология-направление в современной философии, родоначальником, которого является Гуссерль. Предмет изучения - сознание, рассматриваемое с точки зрения его интернациональной природы.

4.Философская герменевтика-направление в философии гуманитарных науках, в котором понимание рассматриватеся как условие социального бытия. В узком смысле: совокупность правил и техник истолкования текста. Основоположник: Шлейермахер и Дильтей. Философия должна заниматься языкам, т.к. человек-это язык. Цель работы герменевта-наиболее полно выдвинуть механизмы формирования своего опыта через работу с текстами (соотнесение их содержания с опытом «современности»).

5.Неокантианство-нвправление в современной философии. Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом. Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на теории познания Канта. Обособления естественные и гуманитарные науки. Мир делится на природу (объект естественных наук) и культуру (объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология.

6.«Философия жизни» - система представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально - этические, ценностные вопросы в центр внимания.

Ф. Ницше-представитель иррационализма, основатель «философии жизни», В. Дильтей, Шопенгауэр, Шпенглер).

7.Психоанализ- направление в психологии и связанный с ним комплекс методов лечения психических расстройств. Основатель: З.Фрейд. Он обратился к исследованию явлений бессознательного, их природы и форм проявления. Поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития. Личность ОНО, Я, Сверх-Я. Конфликты структур личности подавляются, а отсюда и психические расстройства.

8.Неотомизм-религиозная философия. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.


 


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 681; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!