Вопрос№13 Средневековая философия и ее основные проблемы.



I- IV в н э. Формирование начинается с началом эры, когда появляется христианство (монотеизм). Религиозная эпоха в государствах. В 476 пал Рим, и как следствие возникла новая культура и философия. Эпоха феодализма. Философская мысль Средневековья уходит в религию единобожия (монотеизма). Средневековое мышление через ТЕОЦЕНТРИЗМ – все существует через Бога и его участие. В основе христианского монотеизма:2 принципа идея творения(основа онтологии-учения о бытия) и идея откровения(фундамент учения о познании) - связаны между собой, т.к. предполагают единого личного Бога.

Принципы:

1.Монотеизм

2.Теоцентризм

3.Мировоззрение носит характер КРЕАЦИОНИЗМА – концепция творения мира Богом из ничего благодаря всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Бог создал природу. Но он вне её – трансцендентальность.

4.Средневековое мышление определяли 2 традиции: 1.Христианское откровение 2.Античная философия. В Библейской традиции высшее бытие-Бог(беспредельное всемогущество). Воля Бога - характеристика его Божественной личности.

5.Познание каждой вещи: 1)Есть ли вещь? (определяет существование) 2)Что она такое? 3)Какова она? 4)Почему (для чего) она есть? - определяют сущность.

6.Природа лишена самостоятельности, т.к. Бог не только творит природу, но и действует вопреки естественному ходу, творит чудеса. «Природа сама для себя недостаточна»(Августин), поэтому меняется отношение к природе: 1.Она перестает быть предметом познания, т.е. теперь внимание сосредотачивается на познании Бога и человеческой души. 2.Если возникает интерес к природе, то только в виде символов, отсылающих к высшей реальности.

7.Человек-«образ и подобие Бога»: 1.Человек-царь природы, венец творения 2.Человек становится над природой.

8.Принцип откровения: Бог непознаваем. Бог являет себя в Библии, которая дана человеку, чтобы найти ответы на вопросы, но только для верующих она понятна.

Проблема души и тела: Душа не может существовать вне тела, т.е. человек полностью воскреснет в своем телесном облике. Догмат боговоплащения.

Проблема разума и веры: Бог дает человеку Веру, а вера - выше знания: парадоксы, непостижимые знанию необходимо принять на веру. Предмет веры – невидимый мир. ВЕРА – специфическое отношение к действительности, воображаемым объектам, соответствующее ему психологическое состояние, когда существование этих объектов принимается без достаточных на то оснований и доказательств. ВЕРА – экзистенциальная открытость трансцендентальному.

Проблема разума и воли: воля в человеке на первом плане. Августин Блаженный «Верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить».Для Августина, все люди суть не что иное, как воля. Человек знает добро, однако воля не подчиняется ему: это болезнь души, неподчинение ее самой себе, т.е. высшему началу в себе. Поэтому человек не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи, т.е. благодати. Августин открывает «внутреннего человека». Глубины души такого человека скрыты даже от него самого и доступны лишь только Богу. Постижение этих глубин необходимо для человеческого спасения, потому что таким путем открываются тайные греховные помыслы, от которых необходимо очиститься. Наше знание о собственном существовании, т.е. наше самосознание, по убеждению Августина, обладет обладает абсолютной достоверностью, в нем невозможно усомниться. Именно через «внутреннего человека» мы получаем знание о собственном существовании.

Периоды: (5-14 века)

1.Патристика (патры – отцы церкви). –деятельность отцов церкви. Августин Блаженный. Положительное богопознание – катафатическое; Отрицательное богопознание – апофатическое. Августин говорил. Что Бог сотворил мир из ничего(Бог находится вне времени, вне пространства). Мир один. Он зависит от Бога – есть дистания между миром и Богом. Бог – бестелесене. Тело- греховно. Душа есть только у человека.

2.Схоластика (9-14вв). Схола(школа) – Фома Аквинский. Была разработана целая система «доказательств» бытия Божия. А) номинализм («универсали»- имена реально существующих вещей) Б) реализм («универсалии» есть объективная реальность). Продолжает линию Платона по вопросу о соотношении понятия и объективного мира.


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!