Вопрос№12 Позднеантичная философия: эпикуризм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.



Эпикуризм: Эпикур основатель эпикуризма. Учение Эпикура включает следующие основные положения: 1) Ничто не возникает изничего и в ничто не обращается. Вселенная являетчя огромным, но конечным пространством заполненным пустотой (вакуумом) и неуничтожимой материей (атомами). Атомы различаются по форме, размеру и весу и являются твердыми и неуничтожимыми, вечными телами. Все вещи состоят из движущихся атомов, разделенным большим или меньшим количеством пустоты, что и определяет форму вещей. Любое изменение может быть объяснено изменением числа или положения атомов. 2) Душа состоит из невероятно малых тончайших атомов, рождается и растет вместе с телом, а после смерти тела «рассеиваются как дым».3) Боги существуют, но они не управляют и не воздействуют на мир. Они обитают отдельно от мира и являюся воплощением человеческого счастья. 4)Люди чувствуют и реагируют на воспринятое по определенным правилам, несмотря на то, что чувства обмануть нельзя, разум может сделать неправильный вывод из правильных ощущений. 5) Люди, по природе своей, ищут удовольствие и стремятся избегать боли. Их целью должно быть приведение жизней в соответствии с балансом максимального удовольствия и минимальной боли. Достичь этого можно при помощи философии, преодолев свой страх перед смертью и богами.

Скептицизм:В конце 4 в. до н.э. формируется еще одно, направление - скептицизм. Основатель - Пиррон из Элиды. В элленистическую эпоху складываются его принципы, скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Многообразие и изменчивость вещей объясняются тем, что они – видимость, не имеющая ничего общего с истинной сущностью мира. Поэтому органы чувств – источники всех заблуждений. Как и стоики скептики хотели научить человека быть счастливым, но достичь этого можно не путем убеждений, а путем отказа от всякого познания и убеждений. Скептики видели своей целью опровержение догматов всех школ, сами ничего не утверждали, отвергая свой собственный догмат ничего не утверждать, т.к. и он был утверждением. Доводы против правильности чувственных восприятий и «познаний мысли» скептики свели к 10 тезисам (всевозможные различия). Достижение счастья – достижение спокойствия, невозмутимости. Вообщем они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства.

Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Основные положения: 1) Только лишь добродетель всегда приносит человеку благо, и только порок вседа приносит человеку вред. У добродетельного человека есть все необходимое для того, чтобы быть счастливым. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие.Превыше всего стоит долг. 2) Согласно онтологической концепции стоиков, мир состоит из цепи событий, последовательность которых предопределена Богом. Бог, как вездесущий разум, придает энергию и форму бесформенной материи.3) Следуя учениям Гераклита, стоики развивали учение о логосе как все определяющей, все порождающей субстанции – разумной мировой душе или Боге. 4) В телесном мире различали 2 начала – деятельный разум (Логос или Бог) и разум пассивный (материя). Утверждали, что человек, совершенствующий свой разум, живет в гармонии с космосом. 5) Постижение природы возможно путем чувственного восприятия, впечатления от которого несомненны.

Неоплатонизм–направление античной философии, систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Основатель школы неоплатонизма – Плотин 1)Философской серцевиной неоплатонизма явл. разработка диалектики платоновской триады единое-ум-душа и доведение ее до космического масштаба. 2)Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма – душа. По Плотину существует умопостигаемая материя. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу. Учение Плотина о первой ипостаси – Едином как трансцедентарном начале, котораявыше всех иных категорий. Единое никак не дробится, существуя везде и во всем. При этом все «из него изливается» Душа также не дробится на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция.3)Задача человека- преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродтелей стремиться к слиянию с Единым.


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1873; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!