Вопрос№14 Особенности Средневековой схоластики



Схоластика (schole - «школа», схоластика – «школьная философия») – посредством применения диалектического метода осуществление решения универсальных философских проблем. Первоначально под влиянием патристики, но позже с появлением логики, появились сомнения в деятельности отцов церкви.Одним из наиболее выдающихся представителей средневековой схоластики был Фома Аквинский. Он пытался основные принципы теологии, опираясь на учение Аристотеля. Высшее начало – бытие, т.е. Бог, сотворивший мир. Бытие(существование) и сущность едины. Сущность как субстанция обладает самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям.=>Субстанциональные и акцидентальные формы. С.ф сообщает всякой вещи простое бытие, при ее появлении-нечто возникло, при ее исчезновении - что-то разрушилось.А.ф. – источник определенных качеств вещей. Выделяет 4 уровня бытийности вещей в зависимости от ее актуальности:

1.Низшая степень: Внешняя определенность вещи (неорганические стихии и минералы)

2.Конечная причина вещи - формирует тело изнутри (растения)

3.Действующая причина – сущее имеет начало деятельности (животные).

4.Независима от материи (разумная душа). Разумная душа не погибает со смертью тела, поэтому она носит имя «самосущее». В отличие от нее , животные души не являются самосущими => животная душа умирает вместе с телом, а человеческая душа-бессмертна.

Разум - высшая способность человека. В воле существует практический разум, т.е. разум направленный на действие, а не н познание, руководящий нашими поступками и действиями.

Сущими являются индивиды-персонализм-основа томизма Фомы Аквинского. Предмет томизма- действие «индивидуальных сущностей»-«деятелей». Каждое сущее обладает самостоятельностью, которая по мере движения вниз, т.е. по мере убывания бытия существ.

Полемика рационализма и номинализма: (проблема единичного и общего) РЕАЛИЗМ – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли и идеи в божественном разуме. Благодаря этому человек способен постигать сущность вещей.

НОМИНАЛИЗМ – (приоритет воли над разумом), общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков. Универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты: универсалии – звуки голоса, реально лишь единичное, а общее только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.


 

Вопрос№15 Гуманистическая философия Ренессанса

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека. В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, он представляет самого себя. Вырастает новое самосознание человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта - отличительные качества человека. Индивид в эпоху Возрождения приписывает заслуги самому себе.

1)Лоренцо Валло: «О наслаждении» - стремление к наслаждениюи мерилом же нравственности у него выступает личное благо.Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Бог не создал человека посвоему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. 2)Пико: «Речь о достоинстве человека» Бог дал человеку свободу воли, он сам должен решить свою судьбу и определить место в мире. Человек-творец самого себя. У человека есть свобода воли и разумная душа: он может стать тем, кем пожелает.Гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое  отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

Любая деятельность теперь воспринимается иначе, чем в античности или средневековье. В эпоху Возрождения творческая деятельность принимает священный характер. Человек с его помощью созидает новый мир, красоту, творит высокое, что есть в мире - самого себя. В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего трансцендентального корня. С антропоцентризмом связан культ красоты. Живопись-главенствующий вид искусства, показывающий красоты тела и человеческого лица (Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль).

Определение личности: формируется понятие личности как таковой. 1.Способность различать добро и зло-главное, и поступать в соответствии с подобным различием. 2.Способность нести ответственность за свои поступки.


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 758; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!