Решай сам (а), насколько раскрываться. 10 страница



· сжатые кулаки  – открытый протест; большие кулаки и острые ногти  – агрессивность; большие ладони – взрывной характер, высокая неудовлетворенная потребность в общении; отсутствие ладоней  – чувство неприспособленности, угнетения, неумение общаться или недостаток общения; то же в сочетании с экстравертной позой  – склонность к широким, но формальным контактам; длинные пальцы  – агрессивность; обозначение пальцев одной чертой или петельками  – желание подавить агрессивные импульсы; кисть или пальцы зачернены  – конфликтность; 

· четко прорисованные ноги  – уверенность; длинные ноги  – астения, ранимость, стремление к автономии; короткие ноги  – нарушения в эмоциональной жизни; разная длина ног  – противоположные чувства, касающиеся независимости; широко расставленные ноги  – экстравертированность, надежность или потребность в опоре; плотно сдвинутые ноги  – интровертированность; большие стопы  – стремление к безопасности или к возмужанию; маленькие стопы  – зависимость, подавленные чувства; отсутствие стоп  – слабая бытовая ориентация, пассивность или непрактичность; отсутствие ног  – подавленность, вероятен страх кастрации; рисунок начат с ног  – боязливость.

                           

Особую диагностическую ценность рисунок человека приобретает при совместном рассмотрении его с рисунками дома и дерева. Рисунок дома отражает вопросы, связанные с семьей пациента, при его анализе учитываются следующие детали:

· дом крупнее других рисунков  – замкнутость в семье; мельче других рисунков  – ослабление семейных связей, отсутствие «чувства дома»; множественные исправления и штриховка  – семейные проблемы; дворец (вилла, церковь)  – демонстративность; дом, представленный как вид сверху  – отрицание чувства дома или представление о невозможности создать домашнюю атмосферу; рисунок, прилегающий к нижней границе листа  – отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни;

· норма, если на рисунке имеется по крайней мере одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба; дополнительные элементы (забор, кусты, тропинка) указывают на отсутствие чувства безопасности или желание контролировать межличностные конфликты; очень длинная тропинка  – ограниченная доступность; около дома тропинка узкая, на другом конце широкая  – человек поверхностно дружелюбный; двери у основания дома, без лестницы  – недоступность в межличностных контактах; открытые двери  – сильная необходимость в получении тепла от внешнего мира; очень большие двери  – чрезмерная зависимость от других; двери с замком или с завесами - защитная позиция; отсутствие двери  – крайние трудности в контактах с людьми;

· окна только на первом этаже  – разрыв между реальностью и фантазий; с форточками - резерв, самоконтроль; без штор  – открытое, непосредственное поведение; решетки на окнах  – боязнь агрессии, подозрительность, ощущение несвободы, зависимости; закрытые ставни  – крайняя защитная позиция; открытые  – коммуникабельность; пустые окна (без рам) – формальность контактов, аутизация; отсутствие окон  – враждебность, тенденция к бегству; маленькие окна и большая дверь, особенно открытая  – неразборчивая общительность; большие окна и маленькая или отсутствующая дверь созерцательность, осторожность в контактах;

· плоская крыша (одна линия между двумя стенами)  – отсутствие воображения или эмоциональная заторможенность; большая крыша  – поиск удовлетворения в фантазиях; крыша подчеркнута нажимом или множественными линиями  – потребность в защите, тревожность, гиперопека, интеллектуализация, мечтательность, защитное фантазирование;

· труба  – символ теплых, интимных отношений, иногда  – фаллоса; отсутствие трубы  – нет тепла в эмоциональной сфере или конфликт со значимым мужчиной; большая труба  – сексуальная озабоченность и эксгибиционистские тенденции; много дыма  – внутреннее напряжение; единичная линия над трубой  – эмоциональная пустота в семейной жизни; водосточный желоб  – подозрительность; 

· солидные стены связаны с силой эго; стены подчеркнуты нажимом или множественными линиями  –  потребность в защите, тревожность, ощущение ненадежности своего положения в жизни; забор вокруг дома  – необходимость эмоциональной защиты; в доме живут старые люди или только один человек  – подавленность; дети или один ребенок без взрослых  – стремление избавиться от опеки родителей.

                               

Рисунок дерева связан с жизненной ролью пациента и с его способностью принимать награды от окружения. При анализе такого рисунка используются следующие интерпретации:

· очень большое дерево  – склонность к агрессии; маленькое деревце  – низкая самооценка; дерево экзотической породы  – демонстративность; тонкая линия  – чувство неприспособленности, нерешительность; тонкая прерывистая линия  – ярко выраженное беспокойство; очень темные или сильно обведенные плоскости  – защитная враждебность или агрессивное поведение;

· обозначение ствола двумя линиями и кроны кружками  – импульсивность, изменчивость; резмерно подчеркнутый ствол  – эмоциональная незрелость, жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами; кривой ствол  – регрессивное и импульсивное поведение; подробное изображение коры, штриховка ствола – боязнь агрессии, потребность в защите, ипохондрия; чрезмерно подчеркнутая крона – эмоциональная заторможенность, ограниченная способность к рассуждению;

· подчеркнутые корни, врастающие в землю – ориентация на прошлое, потребность в опоре и привязанности, значимость семейных связей, отсутствие чувства безопасности или сильное укоренение в реальности; корни без изображения земли или висящие над землей  – отсутствие привычной почвы; дерево без корней висит в воздухе –непрактичность, недостаточная социальная адаптация, ослабленная привязанность к дому и семье; обозначена земля, но нет корней  – подавленные эмоции; отсутствие линий, символизирующих землю  – податливость стрессу;

· ветви расходятся в стороны – экстравертированность, закрыты линией кроны –  скрытность; подробно структурированы – упорядоченное общение, склонность к детальному планированию действий; не структурированы – случайные контакты, импульсивность, отсутствие планирования действий; оканчиваются остриями –                      агрессивность; направлены вверх – активность; опущены вниз, как у плакучей ивы –астения или депрессия; ветки резко обрываются на верхушке кроны  – подавление или отрицание болезненных фантазий;

· крона отсутствует  – нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив; узкая  – интровертированность; большая, подробно разработанная  – хорошо развито планирование; большая, непроработанная  –  мечтательность, защитное фантазирование; засохшее, сломанное или срубленное дерево без листьев  – подавленность, психотравма; 

· сломанная ветвь, дупло  – травма, несчастный случай, изнасилование; подчеркнутое дупло – психосоматические расстройства; маленькое или круглое дупло  – переживание сексуального преследования или ранний сексуальный опыт; сильно обозначенный контур дупла  – сильное влияние травмы; концентрические круги внутри – оставленный в прошлом, «залеченный» опыт; заштрихованное, затемненное дупло  –  стыд, связанный с данным опытом; большое дупло – охваченность идеей воспроизведения; птица или белка в дупле  – потребность в защите и уюте, амбивалентность, касающаяся отцовства или материнства.

                           

По С.А. Болдыревой (1974), для рисунков детей, больных шизофренией, характерны:

· незавершенность в изображении предметов и действий;

· резкая деформация рисунка;

· увеличение анатомических частей;

· вычурность, разорванность в изображении;

· патологическое влечение к изображению определенных предметов;

· парадоксальность в изображении героев сюжета.

                               

При интерпретации группового рисунка Г. Смит (2001) рекомендует обращать внимание на процесс рисования и его результат. Анализ процесса включает: 1) следование инструкции  – кто из участников действовал согласно инструктажу, а кто его нарушал, напр., не освобождал во время места; 2) последовательность работы  – кто определяет очередность работы; 3) вовлеченность в процесс рисования  – имелась ли тенденция к                            сотрудничеству, взаимодополнению или завершению начатых другими рисунков; кто кому помогал, а кто нет; наблюдались ли попытки испортить или изменить начатый другими рисунок, кто и как это делал.

При анализе результата учитывается:

· пространственная организация рисунка  – много ли осталось незаполненного места; кто занял больше всего места, а кто  – меньше всего; кто занял центр изображения, кто его верхнюю часть, левую и правую половину; цветные фрагменты изолированы и принадлежат определенным участникам или объединены в одну картину, не накладываются ли они друг на друга;

· тональные особенности изображения  – приятен ли в цветовом отношении законченный рисунок, выглядит оптимистичным или пессимистичным, спокойным или напряженным, согретым любовью или пронизанным ненавистью; кто использовал мрачные и агрессивные цвета;

· тематические особенности изображения  – имеет ли рисунок общую тему или содержание, кто проявлял инициативу в их выборе, кто пытался изменить тему и характер рисунка. 

                               

Пациентам предлагаются также разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, лепка, выжигание, рисование, изготовление мозаики, витражей, всевозможных поделок из дерева, тканей, меха и т.д.). При неструктурированной форме проведения занятий участники сами выбирают тему, материал, инструменты.

В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и пр. Арттерапевт обучает участников необходимым навыкам, оказывает им техническую помощь, подбадривает, участвует в заключительной дискуссии и устройстве выставок творчества больных. Возможность сублимировать свои сильные чувства и эстетизировать их снижает напряженность агрессивных и аутоагрессивных эмоций, что приводит к успокоению и катарсису. Личностная вовлеченность в процесс творчества активизирует больного, а вновь приобретенные навыки самовыражения повышают самооценку.

Невербальные приемы преобладают на первых этапах работы, с них же начинаются занятия. К подобным методам прибегают также во время дискуссий для разрешения трудных ситуаций, чтобы обратить внимание группы на характерные особенности поведения, вскрыть существующие взаимоотношения и сделать их более наглядными, оживить процесс взаимодействия, вовлечь пассивных участников, дать дополнительный материал для анализа проблем группы в целом и каждого участника в отдельности.

                               

По методике Г. Вассилиу участники группы приносят на занятие выполненные дома          художественные изделия и выбирают большинством голосов одну работу, вокруг которой организуется обсуждение. Автор рассказывает о своем художественном замысле, делится своими чувствами до работы, во время работы и после ее завершения. Затем все остальные члены группы описывают свои реакции на его произведение и связанные с ним ассоциации. Те реакции и проекции, которые оказываются близкими к теме автора, получают название «коллективного образа» и определяют ведущую тему данного занятия. Таким путем члены группы «говорят» друг с другом с помощью общего стимула. В ходе дискуссии возникает различные проекции, сравниваются похожие точки зрения и возникает «коллективный образ» группы, вращающийся вокруг центральной общей темы с индивидуальными вариациями. Примером может служить занятие группы выздоравливающих пациенток психиатрической клиники, которым уже разрешалось некоторое время жить вне ее стен. У всех этих женщин были внутренние конфликты, связанные с воспитанием детей. Например, одна из них недавно развелась, и ей пришлось оставить ребенка, потому что она была не в состоянии одна о нем заботиться. Одна из женщин нарисовала медведицу с медвежонком. Смысл навеянного этой картиной коллективного образа был сформулирован так: «Мы зависим от терапевта. Мы хотим, чтобы он кормил нас (лекарствами, инструкциями и т. д.). Но иногда нам приходится самим играть роль матери, и это для нас невыносимо». Обсуждение отрицательных эмоций, вызванных картиной, подтолкнуло пациенток к выяснению причин своего плохого настроения.

По А.И. Копылову (2003) арттерапевт выполняет следующие функции:

§ создает атмосферу высокой терпимости и безопасности;

§ организует и структурирует деятельность членов группы, определяя основные групповые правила, при необходимости распределяя роли и предлагая определенные темы и материалы для работы;

§ является катализатором группового взаимодействия, устанавливая с участниками                 эмоциональный резонанс и обмениваясь с ними чувствами, образами и мыслями, используя как вербальную, так и невербальную коммуникацию;

§ формирует определенные ролевые модели, в том числе связанные с процессом художественной экспрессии, непосредственно участвуя в изобразительных и иных видах деятельности наравне с членами группы;

§ воздействует на способы коммуникации членов группы, предлагая им те или иные техники, упражнения и формы работы, связанные с сенсомоторными, проективно-символическими, драматически-ролевыми и вербальными способами коммуникации;

§ обеспечивает экстренную обратную связь с некоторыми членами группы с целью прояснения мотивов и целей их действий, используя в случае необходимости определенные методы их ограничения, а также оказывая некоторым из участников дополнительную эмоциональную поддержку;

§ регулирует направленность коммуникации членов группы в ходе их изобразительной деятельности, ориентируя их во внутриличностную сферу, на межличностное взаимодействие или совместные действия и тем самым влияя на укрепление       внутригрупповых границ или их преодоление, предлагая членам группы различные техники и формы работы и используя те или иные вмешательства;

§ в определенной мере регулирует в ходе изобразительной деятельности членов группы                            уровень их коммуникации (отношений, переносов, проекций и пр.), предлагая группе те или иные формы и методы работы;

§ проводит регистрацию и оценку всего, что происходит в группе, как в процессе       изобразительной деятельности ее членов, так и в ходе последующего обсуждения.

                               

Арттерапевту следует осторожно высказывать аналитические заключения, поскольку они могут подавлять творческую активность участников. Полезнее задавать автору вопросы, направленные на уточнение содержания работы, его переживаний и мыслей. Используется амплификация (расширение сознания по Юнгу)  – выявление ассоциативных связей между работами участников и различными событиями в их жизни, мифологическими, религиозными и эстетическими представлениями. В технике гештальта участников побуждают говорить об отдельных элементах их произведений от первого лица, озвучивать диалоги между этими элементами, а затем высказываться от имени произведения в целом.

                               

Во время групповой дискуссии арттерапевт:

§ обозначает те или иные темы для обсуждения или помогает членам группы их выбрать;

§ структурирует обсуждения, определяя порядок и регламент обмена мнениями;

§ использует при необходимости собственные интерпретации и комментарии по поводу изобразительной продукции членов группы, их поведения и высказываний;

§ дает свои оценки внутригрупповым коммуникативным процессам и отношениям или предлагает членам группы самим это сделать;

§ является для участников группы источником разнообразной информации, помогает им расширить диапазон возможной концептуализации своего опыта;

§ в определенной мере формирует для членов группы ролевую модель, связанную с использованием наиболее продуктивных форм вербального самовыражения.

                               

Работа в паре

Поочередное рисование. Один партнер начинает рисунок, другой продолжает его, возвращает первому и т.д.

Парный рисунок. Партнеры, не договариваясь, сообща рисуют обстановку, в которой им хотелось находиться вместе.

Спор цветов. Каждый участник выбирает себе цвет и затем  – партнера с подходящим для будущей работы цветом. Партнеры проводят на общем листе бумаги свои цветные линии или изображают пятна, точки и определенные формы, имитируя ссору.

Проблема и ее решение. Один рисует на своей половине листа проблему, другой на своей                            половине  – ее разрешение.

Опасное путешествие. Один рисует путь с препятствиями, другой  – способы их преодоления.

                               

Работа в подгруппе

История конфликта. Одна подгруппа рисует историю возникновения конфликта и передает рисунок другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисунка, роли отдельных участников и их позиции в конфликте.

Развить замысел. Одна подгруппа начинает создавать свою композицию, а затем передает ее для продолжения другой подгруппе. Затем обсуждается, насколько удачно вторая подгруппа развила замысел первой.

Возмещение ущерба. Одна подгруппа создает свой рисунок и передает его другой подгруппе, которая пытается представить его в ироническом виде и затем возвращает рисунок первой подгруппе. Во время общего обсуждения насмешникам предстоит искупать вину.

Борьба двух начал. Каждая подгруппа изображает одну из противоположностей: день и ночь, добро и зло, человек и дикая природа и т.п. Внутри подгрупп распределяют роли, и участники воплощают их на отдельных листах бумаги. Из этих рисунков каждая подгруппа создает композицию. Затем обсуждается, получилась ли целостная композиция, какими эмоциями сопровождалась работа, удалось ли действовать сообща, каким мог бы быть итог при лучшем взаимодействии

                               

Работа в группе

Поочередное рисование. Первый участник рисует в течение двух минут, затем передает другому и т.д., пока рисунок по кругу не вернется к первому участнику. Обсуждается кому что понравилось в получившемся рисунке, и что  – нет.

Одновременное рисование с предварительным выбором темы или экспромтом. Возможно                    распределение ролей и пространства между участниками с установлением взаимосвязей.

Чей это портрет? Члены группы рисуют абстрактно-символические или метафорические портреты друг друга, перемешивают их и затем пытаются определить, кто на каком рисунке изображен.

                                

Холотропная терапия

В переводе автора метода С. Грофа это терапия, направленная на восстановление целостности (греч. holos целое). Теоретически подход опирается на концепцию Юнга о коллективном бессознательном, которое является источником самоизлечения. Метод сочетает психоанализ с эзотерикой (йога, буддизм).

Гроф (2001) выделяет перинатальную область психики, в которой сосредоточены переживания и образы смерти и рождения, и трансперсональную сферу, включающую духовные, религиозные и мистические переживания. В перинатальной области            находятся «системы конденсированного опыта»  – динамические констелляции эмоций, ощущений и восприятий, связанные не только с процессом рождения, но и другими моментами биографии.

Переживания смерти и возрождения проявляются в 4 типичных формах  – базовых перинатальных матрицах (БПМ). Их специфические эффекты прослеживаются при оживлении пережитых ситуаций физического насилия, жестокого обращения, угроз,                            разлук, боли и удушья. БМП соотносятся с эрогенными зонами: оральной, анальной,                                 уретральной и фаллической.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!