Решай сам (а), насколько раскрываться. 7 страница
В. Келлерман (1998) выделяет 7 основных терапевтических факторов психодрамы:
1) искусство терапевта;
2) эмоциональное отреагирование;
3) когнитивный инсайт;
4) межличностные отношения;
5) поведенческое обучение и обучение действием;
6) имитационное моделирование воображаемого;
7) неспецифические целебные влияния.
Спецификой психодрамы является «инсайт-в-действии», имеющий три характеристики: обучение через непосредственный опыт, обучение через действие, некогнитивное (опытное, чувственное) обучение. Выделяют 4 стадии достижения инсайта:
1) подготовка (парень приглашает девушку на свидание, соперник высмеивает его, девушка уходит);
2) созревание (парень переживает, безуспешно пробует разные способы решения проблемы);
3) озарение (он начинает посещать секцию бокса и проходит ассертивный тренинг);
4) проверка (парень побеждает соперника и возвращает девушку).
Благодаря содействию и сопереживанию участников группы подлинной судьбе протагониста возникает групповой инсайт, которому Морено придавал особую роль в лечении психически больных: «Особенно при лечении психотических лиц психодрама добилась удивительных результатов благодаря своего рода "любовному катарсису", проистекающему из соприкосновения с аналогично страдающими людьми» (цит. по Лейтц, 1994, с. 261).
В отличие от словесных интерпретаций психоанализа в психодраме используются в основном «действенные интерпретации», которые показывают протагонисту смысл его поведения в форме ролевой игры. При этом перенос выглядит как повторяющееся действие из прошлого, сопротивление – как противодействие, а отыгрывание в действии происходит через коммуникативное действие.
|
|
Если в психоанализе отыгрывание в действии не поощряется, то в психодраме оно представляет необходимую фазу терапевтического процесса. Выделяют 6 аспектов отыгрывания:
1) проживание (разыгрывание с помощью движений),
2) эмоциональное отреагирование,
3) помещение в настоящее из прошлого или будущего,
4) выход внутренней реальности вовне,
5) язык действий,
6) заявленные сознательные действия.
Переносы на ведущего и партнеров обычно проявляются в соперничестве за благосклонность ведущего и отражают сиблинговые конфликты, которые безотлагательно выявляются, конкретизируются и прорабатываются с помощью методов психодрамы.
Сопротивление в психодраме проявляется: а) в блокировке спонтанности протагониста, б) барьерах между членами группы и в) между группой и психодраматистом. Таким образом участники пытаются избежать переживания тревоги, вины и стыда. Сопротивление сначала анализируют, а затем нейтрализуют. Анализ сопротивления в психодраме проходит 3 стадии:
|
|
1) осознание (идентификация, вербализация);
2) выявление причины (от чего защищается);
3) отказ от сопротивления (поощрение завершения действия).
Для нейтрализации сопротивления организуется «разогревающий процесс, продвигающийся от периферии к центру» (З. Морено, 1998). Д. Киппер (1993) описывает прием под названием «Временная кончина и оживление группы» для преодоления сопротивления в психодраматической группе. Добровольца просят изображать недееспособную группу, лежа на полу как бы в коме. Он может выборочно отвечать на вопросы тех, кто подойдет к нему. Ведущий обращается к группе со словами: «Вот лежит бездыханная группа. Выясните, можно ли вернуть ее к жизни, и хочет ли она этого. Можете поступать, как хотите, – похоронить или оживить ее. Можете начинать прямо сейчас». Далее ведущий не вмешивается.
Психодраматическое действие определяется следующими правилами:
· разыгрывание вместо описания;
· подлинность коллизий и чувств («здесь, сейчас, с нами»);
|
|
· максимальная вовлеченность;
· спонтанное реагирование;
· выборочная фокусировка – изменение временных параметров, драматизация;
· расширение познавательных возможностей – защищенность, эмоциональный опыт, сверхреальность (воплощение игры воображения), учет индивидуальных возможностей в продвижении, навык сдерживания;
· последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов.
Я. Морено разработал социодраму, в которую вошли многие принципы и методы творческого решения проблем, возникающих у лиц из групп повышенного риска, в частности, у подростков и малоимущих людей. В фокусе внимания группы – проблема или конфликтная ситуация, общая для всех участников. Группа самостоятельно выбирает направление поиска, разыгрывает ситуацию, отреагирует в действии вызываемые ею эмоции, обсуждает методом мозгового штурма связанные с конфликтом проблемы, пока не выработает нескольких альтернативных вариантов их решения.
Социодрама помогает лучше выявить различие между субъективным восприятием участника и объективным восприятием группы. Если ограничиться его рассказом о ситуации, группа может оценить ситуацию односторонне. Во время ее разыгрывании становится видно, чего участник не замечает. Группа может повторно разыграть ситуацию в несколько утрированном виде, чтобы ему легче было осознать незамечаемые им моменты.
|
|
Режиссер социодрамы предлагает разыграть конфликтную ситуацию из жизни участника вне группы или в группе, когда необходимо прояснить ситуацию, дать участнику возможность лучше понять других, пересмотреть свою позицию. Руководитель помогает членам группы распределить роли, предлагает использовать различные техники: монолог, прямое представление, дублирование, «зеркало», обмен ролями и другие. Режиссер поддерживает движение действия в направлении разрешения конфликта, максимально вовлекает в действие зрителей, дает возможность участникам отрепетировать проблемно-решающее поведение для его последующего использования в повседневной жизни
Я. Морено (Moreno, Enneis, 1950) описал также гипнодраму, в которой сочетаются элементы гипноза и психодрамы. Терапевт перед разыгрыванием психодрамы гипнотизирует протагониста и затем вместе с другими психотерапевтами выступает в роли вспомогательных Я пациента. Другие пациенты присутствуют в качестве зрителей и после окончания действия участвуют в его обсуждении.
Современная психодрама имеет несколько вариантов: реалистическая (классическая) психодрама, внутрипсихическая («фигуральная психодрама» Я. Гонсета и В. Золлера, где фигурами становятся субличности пациента), «онейродрама» Фретиньи и Виреля (разыгрывание сновидений), метафорическая драматерапия Р. Дэнди, аналитическая психодрама Д. Анзье, юнгианская психодрама Э. Барц и др.
Оптимальные размеры психодраматической группы 6–9 человек. Предпочтителен гетерогенный состав и открытая форма группы, прием новых членов сопровождается клятвой о групповой тайне и взаимном доверии, открытости и активности. Обычно на групповой сессии в качестве наблюдателей присутствуют коллеги ведущего (директора) и супервизор – обучающий директор.
Групповое занятие может длиться от 15 мин. до нескольких часов. Выделяют четыре основных стадии сессии. Примерно 15% времени отводится на подготовительную стадию, 65% на стадию действия и 20% на две последние стадии: анализ и обсуждение.
1-я стадия психодрамы. На этой стадии последовательно решаются три задачи: разогрев, диагностика, анамнез. Происходит постепенное усиление двигательной активности участников, стимуляция спонтанных поведенческих реакций и фокусировка внимания членов группы на определенной проблеме.
Дж Кори (2003) рекомендует для разогрева такие приемы:
Ø На первом занятии режиссер коротко рассказывает о природе и целях психодрамы, участники могут задать вопросы.
Ø Чтобы создать основу для формирования групповой сплоченности, участники группы по очереди отвечают на вопрос, к какому времени относятся отношения, которые они хотели бы прояснить для себя: к прошлому или настоящему?
Ø Члены группы формируют пары и в течение нескольких минут делятся со своим партнером конфликтом, который они хотели бы исследовать в ходе сессии.
Ø Каждый участник, высказываясь по кругу, делает несколько кратких комментариев о том, что он переживает в данный момент. Члены группы могут также сказать о том, какую личностную работу они хотели бы провести во время предстоящей сессии.
Ø В долгосрочной группе часто используется ненаправленная разминка, чтобы подготовить участников к работе. Членов группы могут попросить кратко высказать, что они осознали ко времени прихода на сессию, или прокомментировать свою готовность (или неготовность) к работе.
Можно также предложить участникам следующее упражнение: «Подумайте, какую фразу вы очень хотите (или очень не хотите) услышать от кого-либо из партнеров по группе или от своего друга или члена семьи. А теперь станьте этим человеком и произнесите эту фразу». В уже сложившемся коллективе (например, в учебной группе) каждого участника просят поделиться своими пожеланиями или жалобами. Используются также следующие упражнения.
«Самопредставление» (в виде монолога или интервью).
«Исполнение роли» (человека, субличности, части тела, предмета, понятия).
«Монолог с двойником». Один из участников расхаживает в кругу, образованном группой, и произносит свободные ассоциации. Через несколько минут другой участник встает за его спиной и повторяет все его слова и движения. Двойник настраивается на скрытые мысли и чувства выступающего и начинает изображать и их. Через несколько минут двойника сменяет следующий участник, пока в этой роли не побудут все члены группы.
«Обмен ролями» позволяет протагонисту не только увидеть себя со стороны, но и побыть в роли значимого другого или отождествиться со своей субличностью, чтобы лучше ее прочувствовать и осознать.
«Зеркало». Показ протагонисту, сидящему в это время в зале, определенных особенностей его поведения – возможно, в преувеличенном виде.
«Техника Мидаса». Группа пытается по поведению участника, отличающегося сдержанностью, определить его тайные желания. Затем с согласия участника дублеры в преувеличенном виде отображают соответствующие его проявления.
«Горячий стул» (разговоры за спиной). Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.
«Пустой стул»: к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная субличность.
«Скульптура семьи». Режиссер выбирает в группе тех, кто напоминает ему членов его семьи, в том числе тех, с которыми он рос. Он усаживает семью за обеденный стол или размещает в определенных позах для разыгрывания какой-то ключевой ситуации. Расстояние между членами семьи символизирует близость их отношений. Каждому дается краткая информация о его прототипе и реплика, отражающая характер персонажа. Затем режиссер превращается в актера и занимает собственное место в семье. Все несколько минут вживаются в свои роли и потом делятся своими впечатлениями.
«Близкие и далекие». Участник – режиссер размещает членов группы в пространстве, назначает каждому определенную роль, определяя позу персонажа и снабжая его соответствующей репликой. В заключение персонажи начинают взаимодействовать друг с другом. Вариант этой игры: режиссер расставляет участников вокруг себя на дистанции, соответствующей его представлению о степени близости между людьми.
«Тест на спонтанность». Протагониста неожиданно ставят в заранее подготовленную с дублерами ситуацию и просят действовать как можно естественнее.
«Возврат во времени». Воссоздание картин прошлого по принципу «здесь и теперь».
«Шаг в будущее». Разыгрывание ожидаемого или воображаемого будущего.
«Сновидение». Разыгрывается как реальная ситуация, чтобы понять его экзистенциальный смысл и при необходимости научить протагониста видеть приятные сны.
«Письмо». Участники по очереди пишут на воображаемой бумаге вслух предельно откровенные письма значимым другим, дублер дописывает постскриптумы. «Телефонный разговор»: то же по телефону, в качестве абонента отвечает вспомогательное лиц
«Шахматная доска». Участник в роли короля выбирает другие фигуры, которые нападают на него или защищают.
«Фотоальбом». Протагонист описывает свою давнюю фотографию, сажает на стул дублера, представляющего его на фото и вступает с ним в диалог.
В процессе разогрева выявляется протагонист – главное действующее лицо, драматург и режиссер сегодняшней психодрамы. По ходу его самодиагностики и сообщения необходимых анамнестических данных директор отыскивает ключи – индикаторы проблемы в вербальном и невербальном поведении протагониста. На основе найденных ключей может быть разыграна сцена, метафорически изображающая ситуацию: «Два козлика на узкой тропинке» и т.п.
Протагонист вместе с директором подбирает вспомогательные «Я», играющие значимых других и субличности пациента. Они должны сопереживать протагонисту, чутко улавливать указания терапевта и вносить в игру собственное чувствование проблемы. Зерка Морено (1998) выделяет 5 функций вспомогательного «Я»: 1) играть нужную для протагониста роль, 2) понимать отношения протагониста к изображаемым персонажам, 3) прояснять не осознаваемые им аспекты этих отношений, 4) направлять протагониста на поиск разрешения внутренних проблем и межличностных конфликтов, 5) «наводить мосты» для перехода от ролевой игры к реальной жизни.
Г. Лейтц (1994) добавляет, что вспомогательные «Я» являются посредниками между протагонистом и директором, полученные от них обоих указания определяют их в остальном спонтанную игру. При работе с психически больными необходимо вначале обучать пациентов, исполняющих роли вспомогательных «Я», или использовать ассистентов.
2-я стадия – психодраматического действия, наиболее продолжительна и динамична. В ней достигаются катарсис и инсайт-в-действии по проблеме (отреагирование и осознание вытесненных чувств). Разыгрываются не только ситуации межличностных отношений пациента, но и фантазии, сны; действующими лицами могут выступать противоборствующие силы человека.
Чтобы помочь протагонисту сосредоточиться на конкретном содержании проблемы, Дж. Кори (2003) рекомендует задавать ему такие вопросы:
- Кто доставляет вам больше всего проблем, с кем вы связываете свои трудности?
- Какие несколько слов или фраз могут лучше всего описать ваших отца и мать?
- Вы можете назвать основное сообщение, которые вы получали от родителей?
- В какие моменты вы чувствуете себя наиболее изолированным от других и покинутым?
- Что вы делаете, когда чувствуете себя отверженным или нелюбимым?
- На сколько лет вы себя чувствуете сейчас?
- В чем бы вы хотели изменить поведение своего мужа (своей жены) по отношению к вам? В какие моменты вы чувствуете, что ваш муж (ваша жена) критичнее всего к вам?
- Какие слова супруга (супруги) расстраивают вас больше всего?
- Какие несколько фраз хотели бы вы сказать своему ребенку
- Что бы вы хотели услышать от него?
На стадии действия обычно используются следующие приемы.
§ Дублирование. Привлечение двойника – Альтер эго протагониста для отражения и озвучивания скрытых аспектов его поведения.
§ Максимизация. Директор предписывает протагонисту довести до максимума проявление сопротивления с целью осознать его.
§ Конкретизация. Абстрактное выражение сопротивления воплощается в физической форме.
§ Свеча позволяет члену группы несколько минут побыть на авансцене в роли протагониста.
§ Разговоры за спиной (горячий стул). Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.
§ Исполнение роли (человека, субличности, части тела, предмета, понятия).
§ Реплики в сторону (при невозможности высказать что-то партнеру прямо).
§ Пустой стул (к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная субличность).
§ Высокий стул. Протагонист садится на стул, расположенный выше других, как на трон перед своими подданными, они выражают восхищение его достоинствами.
§ Сновидение. Разыгрывается как реальная ситуация, чтобы понять его экзистенциальный смысл и при необходимости научить протагониста видеть приятные сны.
§ Персонификация животных и предметов, наделенных качествами, которых не хватает участникам.
§ Круг давления (прорыв вовне). Круг символизирует давление и гнет, который испытывает протагонист. Круг образуют члены группы или расставленные протагонистом стулья, кого-то или что-то изображающие. Протагонист прорывается из круга, отодвигает стулья.
§ Стена (прорыв внутрь). Круг участников символизирует внутренние барьеры протагониста, отделяющие его от значимого человека, роль которого исполняет участник, стоящий внутри круга.
§ Круг утешения. Участники окружают протагониста и выражают ему словами и невербально свое сочувствие и любовь. Используется после отреагирования печали и при завершении работы.
Задача научения решается переигрыванием травмирующей ситуации из прошлого с элементами ролевого тренинга. Данная задача при необходимости облегчается изменением сценария, обменом ролями, изменением состава и поведения действующих лиц, а также поддерживающим реагированием зрителей. Протагонисту предлагают завершить свои фантазии; сделать то, что не было сделано и переделать то, что было сделано неправильно. Применяются такие приемы, как проекция на будущее и моделирование реальности.
Хаскел (цит. по Дж Кори, 2003, с. 293-294) предлагает режиссеру на данной стадии психодрамы следующие действия.
§ Протагониста следует поощрять к тому, чтобы он как можно раньше научился разыгрывать сцены, включающие в себя конфликт взаимоотношений.
§ Все действия должны производиться в режиме «здесь и теперь». Таким образом, если человек работает с ситуацией прошлого, режиссер помогает ему говорить в настоящем времени.
§ Протагонист нуждается в свободе выбора событий, времени, места и людей, которые будут включены в ситуацию
§ Наиболее разумно начинать работу с менее значимых событий и оставлять травматические сцены на более позднее время.
§ Протагониста просят реконструировать ситуацию как можно точнее, избегая при этом чрезмерного погружения в воспоминание конкретных слов и реплик. Важнее выяснить, как ему запомнились основные черты взаимодействия.
§ Протагониста следует поощрять к максимально возможному вербальному и невербальному выражению себя. При этом режиссер должен быть предусмотрительным и осторожным.
§ Протагонисту можно предоставить возможность сыграть роль каждого человека в разыгрываемой сцене (обмен ролями); это может помочь ему понять, как это событие воспринимают другие участники конфликта, что они чувствуют по этому поводу.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!