Решай сам (а), насколько раскрываться. 6 страница



              Перекрестная трансакция                               Скрытая трансакция

                            

Нечестная игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций, ведущих к эмоциональному выигрышу (в том числе «любимых», «коллекционируемых» негативных чувств). В этих играх игрок неосознанно обрекает себя на «рэкетные» чувства, с помощью которых манипулирует окружающими. Описано множество нечестных, манипулятивных игр, которые схематично сводят к четырем (Э. Харрис).

I. Я хороший, ты хороший (Я+ Т+)  – сотрудничество, симбиоз.

II. Я плохой, ты хороший (Я- Т+)  – уход, чувство неполноценности, депрессия.

 III. Я плохой, ты плохой (Я- Т-)  – выжидание, деструктивная позиция.

 IV. Я хороший, ты плохой (Я+ Т-)  – избавление, криминальность.

                               

Наиболее распространены следующие игры. «Дай мне пинка» и «Посмотри, что я из-за тебя сделал» (мазохизм). «Если бы не ты»  – я бы жил активнее (на самом деле я этого боюсь). «Динамо»  – я неотразима, а ты грязный козел! «Да, но»  – спасибо за совет, но он мне не подходит. «Я лишь пытался помочь тебе», неблагодарный! Игры разыгрываются парами, тройками и большим количеством участников. Для анализа игры привлекается вся группа, при этом для наглядности широко используются различные диаграммы, которые чертят мелом на доске или фломастером на листе ватмана.

Широко используется метафорическое упражнение «Футболка», надписи на которой помогают людям находить партнеров по их играм. Лист бумаги складывается, на одной стороне рисуется футболка спереди, на другой  – сзади. Надпись спереди отражает то, чего человек сознательно хочет достичь, сзади  – скрытое послание психологического уровня. Сверху отрывается «горловина», «футболку» надевают на палец и взаимодействуют с другими участниками.

Переходы от одной позиции к другой анализируются с помощью Кораллограммы Ф. Эрнста.

                      

            

С. Карпман описывает «драматический треугольник» (Преследователь  – Жертва  –Спаситель), объясняющий механизм такой распространенной игры, как «Алкоголик». Вечером муж приходит пьяный и играет роль Преследователя своей жены. Утром он покаянно выслушивает ее гневные упреки  – роли меняются. Затем она звонит на его работу, сообщая, что он не сможет сегодня прийти по семейным обстоятельствам, играя роль его Спасителя.

 

Драматический треугольник Карпмана

                            

Берн выделил 4 вида действий руководителя

1. Деконтаминация  – очищение, выделение Эго-состояний.

2. Рекатексис  – перемещение психической энергии с одного Эго-состояния на другое.

3. Прояснение  – контроль Взрослого за другими Эго-состояниями. 

4. Переориентация  – изменение жизненной позиции на Я+ Ты+ с сохранением независимости.

 

Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Он записывается в состоянии Ребенка через трансакции, происходившие в детстве с родителями. Родительские сценарные сообщения (предписания, скрипты) могут быть непродуктивными и деструктивными, вплоть до суицидальных. Это заставляет человека играть роль «Лягушки», хотя каждый рождается «Принцем». В формировании жизненного сценария человека участвуют и его детские решения (драйверы).

К. Штайнер (2003) описывает наиболее распространенные женские сценарии: женщина на службе семьи, искусственная женщина, женщина за спиной мужчины, бедняжка, непривлекательная красавица, медсестра, толстушка, учительница, демоническая женщина, сильная женщина, королева пчел. К мужским сценариям относятся: большой и сильный папочка, мужчина перед женщиной, плейбой, простой парень, интеллектуал, ненавистник.

Автор выделяет также пять правил экономии поглаживаний (позитивных и негативных                   подкреплений):

1) не давай поглаживаний, когда их надо давать; 

2) не напрашивайся на поглаживания, когда ты в них нуждаешься; 

3) не принимай поглаживаний, если ты нуждаешься в них; 

4) не отвергай поглаживания, когда ты не нуждаешься в них; 

5) не гладь себя сам.

                               

Для диагностики используется профиль поглаживаний Дж. Маккенны. Человеку предлагают провести на листе бумаги центральную ось и расположить на ней 4 колонки, соответствующие его представлению о том, как часто он:

1) дает поглаживания;

2) принимает их, когда их ему предлагают;

3) просит о поглаживаниях;

4) отказывает в поглаживаниях.

Чем больше позитивные поглаживания преобладают над негативными, тем выше от 0 располагается колонка.

                                

Профиль поглаживаний Маккенны

                                

 Для тренировки позитивных самопоглаживаний служит групповое упражнение «Самореклама». Каждый член группы по очереди хвалит себя, остальные поддерживают его возгласами одобрения, аплодисментами и т.п. «Позитивное поглаживание по цепочке» передается от соседа к соседу, затем обсуждают, кто как принимал вербальное                    позитивное поглаживание и проводят упражнение в противоположном направлении.

В четверках участники просят друг друга о поглаживаниях, дают их или отказываются давать. Затем делятся, какое поглаживание кто ожидал получить, какое  – не ожидал, какие поглаживания понравились, а какие  – нет, какие поглаживания хотел бы получить, но так и не получил, почему сам отказывал в поглаживаниях.

В основе ранних негативных решений людей можно выявить 12 родительских предписаний (М. Гулдинг, Р. Гулдинг, 1997): 

1) не живи (сгинь, умри);

2) не будь самим собой (мальчиком, девочкой; будь идеальным ребенком); 

3) не будь ребенком (на зависть моему Соглашающемуся Ребенку);

4) не расти и не становись сексуально привлекательным; 

5) не делай успехов (не превосходи меня); 

6) не делай ничего (не рискуй);

7) не будь первым (первый здесь я);

8) не принадлежи (кому ты нужен такой, кроме меня);

9) не будь близким и не доверяй (я не буду с тобой ласковой и честной); 

10) не чувствуй себя хорошо и не будь здоровым (чтобы получить мое внимание);

11) не думай (что ты умнее меня, не думай о своих проблемах вместо моих); 

12) не чувствуй и не замечай собственных ощущений (полагайся на мои).

                               

Известны 6 следующих паттернов сценарных процессов: 

1) Пока не (перемоешь всю посуду, не ляжешь в постель);

2) После (не смейся, как бы плакать не пришлось);

3) Никогда (не получишь того, чего больше всего хочешь);

4) Всегда (это случается со мной);

5) Почти (в самом конце опять что-то помешало);

6) Открытый конец (теперь все хорошо, и я не знаю, чем заняться).

                               

Перед тем, как войти в тот или иной сценарный процесс, человек реализует определенный минисценарий  – драйвер (англ. водитель). Каждый из них проявляется характерным набором слов, тембром голоса и интонацией, мимикой, жестами и позой.

· «Будь лучшим!» Соответствует сценарному процессу «Пока не». Часто употребляются вводные слова, лишние определения. Стремление раскладывать всё по пунктам, рассудительные интонации. Считает на пальцах, складывает пальцы пирамидой, подпирает подбородок в позе мыслителя. Во время пауз глаза устремлены вверх как бы в ожидании истины. В это время рот слегка напряжен, тело прямое.

· «Радуй других!» Соответствует сценарному процессу «После». Характерны противопоставления плохого и хорошего, повышенный интерес к состоянию собеседника. Тон голоса высокий, интонация к концу фразы повышается. Разводит руками, кивает головой. Плечи приподняты и направлены вперед, тело наклонено к собеседнику, на которого смотрит исподлобья.

· «Пытайся!» Соответствует сценарному процессу «Всегда». Часто употребляет глаголы «пытаться», «стараться», «пробовать» вместо «сделать». Голос приглушенный, прикладывает руку козырьком к глазам, к ушам, будто стараясь лучше увидеть или услышать. Руки часто сжаты в кулаки и лежат на коленях. Сидит сгорбившись, наклонясь вперед.

· «Будь сильным!» Соответствует сценарному процессу «Никогда». Говорит о себе как об объекте внешних воздействий, заменяет высказывания о себе общими фразами. Голос низкий, монотонный. Лицо безучастное, тело неподвижное, руки и ноги скрещены.

· «Спеши!» Соответствует сценарному процессу «Почти». Часто употребляет понятия времени, скорости, движения. Говорит быстро, отрывисто, иногда глотая слова. Постоянно поглядывает на часы, постукивает пальцами, притоптывает, вертится на стуле. Возбужденная мимика сочетается с пристальным взглядом. 

                               

Для проведения упражнения на выявление драйверов группа разбивается на тройки: клиент, терапевт и наблюдатель. Клиент в течение трех минут рассказывает что-нибудь терапевту, который следит за временем и при необходимости отвечает. Наблюдатель записывает обнаруженные им драйверы клиента и по истечении времени сообщает о                     результатах. Затем участники меняются ролями.

При обсуждении находят лежащий в основе драйвера один из четырех мифов:

1. «Я могу сделать тебе хорошо» (Заботящийся Родитель); 

2. «Ты можешь сделать мне хорошо, если будешь думать за меня» (Соглашающийся Ребенок); 

3. «Своими словами я могу ранить тебя» (Критикующий Родитель); 

4. «Своими словами ты можешь ранить меня» (Соглашающийся Ребенок).

                               

Выявляют также запреты или тупики, которые по Р. Гулдингу имеют 3 уровня:

1. Родительский  – «Отдохнешь, когда закончишь!»

2. Взаимодействие Детского Эго родителей и Детского Эго ребенка - «Сам во всем виноват, сам и расхлебывай!»

3. Конфликт Соглашающегося и Естественного Ребенка  – при полном подавлении последнего возникает тяжелая депрессия.

                               

Тупики приводят к чувству беспомощности, от которого человек защищается с помощью                            игнорирования стимулов, проблем и возможностей. Результатом становится жизненная пассивность и пессимизм. В основе пассивного поведения лежат 4 уровня игнорирования: наличия возможностей, их значимости, возможности выбора, личных способностей. Так, человек, пассивно ожидающий в ресторане невнимательного официанта, игнорирует возможность повлиять на его поведение и свое доминирующее положение. Этот человек не ищет способов изменить ситуацию и отвергает для себя возможность справиться с ней.

                               

Упражнение по выявлению жизненного сценария  предусматривает ответы на следующие вопросы:

- Что рассказывали в семье о моем рождении?

- Как было выбрано мое имя?

- Моя любимая сказка или история в детстве.

- Что случается с людьми вроде меня?

- Если я не изменюсь, чем это кончится?

- Что при этом скажут обо мне другие?

- Какая надпись на надгробии подвела бы итог моей жизни?

                               

При этом участники исследуют сообщения, которые они получали от родителей и свои ранние решения. Члены группы распознают также нечестные игры, в которые они играют и приходят к установлению честных взаимоотношений. Наконец, члены группы                            исследуют свои сценарии, пересматривают свои жизненные позиции и отказываются от реализации деструктивных планов жизни.

Для взаимной диагностики члены группы используют 4 способа: вербальное и невербальное поведение членов группы, трансакции между ними, анализ прошлого индивида и его семейных взаимоотношений, самодиагностика актуальных состояний Эго. Для облегчения диагностики скрипт и драйверов применяется упражнение «Пустые стулья», на которые участник «рассаживает» свои Эго-состояния и призывает их к взаимодействию. При «Репетиции сценария» участник и его партнер (ы) разыгрывают его проблему, остальные члены группы стоят в роли Родителя, сидят на полу в роли Ребенка или сидя на стульях, комментируют происходящее как Взрослый.

При анализе сценариев используется формула игры Э. Берна, отражающая 6 стадий сценарного процесса: Крючок + Клев = Реакция > Переключение > Смущение > Расплата.

Например, клиент обращается к консультанту за помощью, сомневаясь в его возможностях. Консультант «клюет» на эту приманку, т.к. его Родительское послание гласит: «ты должен помогать слабым». Реакцией консультанта является попытка решения задачи, поставленной клиентом. Переключение происходит, когда клиент заявляет, что консультант его не понимает, и уходит. Наступает расплата в виде запрограммированных у обоих «рэкетных» чувств: клиент испытывает возмущение, а консультант  – смущение и ругает себя: «Ну почему это всегда случается со мной!»

О терапевтическом эффекте судят по ответам участников на вопросы:

- Каким вы считаете сейчас свое положение в жизни?

- Смотрите ли вы теперь на мир иначе, чем раньше?

- Изменили ли вы решение, которое было принято в детстве?

- Отказались ли вы от деструктивных намерений, предписанных вам родителями?

- Можете ли вы сейчас выполнять дела, которые в свое время вам запрещали родители?

- Появился у вас новый герой или вы стали иначе смотреть на старого?

- Бросили ли вы оговорки «если б только», «по крайней мере»?

- Отказались ли вы от игр, в которые играли ваши родители?

- Вы сняли «футболку»?

- Мир в ваших снах стал другим?

- Считаете ли вы, что проживете дольше, чем вам казалось раньше?

- Изменились ли ваши предполагаемые последние слова в жизни?

- Изменилась ли эпитафия?

- Вы осознаете, как действует на других людей выражение вашего лица?

- Вы знаете, какое состояние Я активизировано у вас в данный момент?

- Осознаете ли вы, как воздействуют на вас запахи?

- Вы счастливы или просто храбритесь?

                               

Главная цель ТА по Р. и М. Гулдинг состоит в пересмотрах ранних решений. Авторы сочетают дидактические приемы Берна с модификацией поведения, психодрамой и гештальттерапией. При этом члены группы могут заново пережить ситуации раннего детства, в которых они приняли неадаптивные решения и пересмотреть их. Это приводит их к интеллектуальному и эмоциональному инсайту, улучшению контроля за своей жизнью. Акцент делается на личной ответственности участника, группа используется для поддержки.

Супруги Шифф для лечения психически больных используют метод репариентации - воссоздания родителя, функции которого берет на себя на первое время психотерапевт (вплоть до официального усыновления или удочерения). Терапевтическая группа становится отзывчивым окружением пациента, вступая с ним в «заботливую конфронтацию», когда он использует игнорирование и ведет себя пассивно. Конфронтация в таких случаях ведется с позиции Я+ Ты+.

                               

Дополнительными литературными источниками по данной теме могут служить: Э. Берн (2000, 2001), М. Гулдинг и Р. Гулдинг (1997), М. Джеймс и Д. Джонгвард (1993), В.В. Макаров и Г.А. Макарова (2002), Е.В. Сидоренко (2000), Я. Стюарт и В. Джойнс (1996),К. Штайнер (2003).

                 

J Задача  – сделать человека счастливым  – не входила в план сотворения мира (Зигмунд Фрейд).

                                

Психодрама

                           Вся жизнь  – игра, и люди в ней актеры.

                           Вильям Шекспир

                                

В пьесе Гете «Лила» героиня, душевно больная девушка, вовлекает окружающих в свои болезненные фантазии, придумывая им определенные роли, и в конце концов выздоравливает. Гете писал директору саксонского театра: «Лила»  – пьеса о психологическом исцелении; сумасшествию дают выйти на поверхность, чтобы его излечить… Лучший способ лечения  – разрешить сумасшествию войти в терапию, чтобы излечиться».

Основатель психодрамы Якоб Морено (1998) показал, что с душевно больными, неспособными к переносу, можно войти в контакт с помощью обмена ролями. Чтобы в работе с больным были представлены расщепленные части его личности и                            галлюцинаторные объекты, Морено ввел в практику команду помощников  – вспомогательные «Я» пациента.

Последователи Я. Морено (2001) считают психопатологические симптомы следствием ролевых конфликтов, ролевых фиксаций, недостаточной ролевой гибкости и нарушения ролевого развития или же описывают их как «невроз креативности»,                    сопровождающий «снижение мотивации».

Травмирующие события, низкие возможности для развития спонтанности и креативности ведут к эгоцентрической позиции. Возможны следующие ролевые конфликты: интра - и интерролевой, интра- и интерперсональный.

Выделяют 4 категории ролей: соматические, психологические, социальные и                            трансцендентальные. Переход от психологического уровня к трансцендентальному без освоения социального наблюдается при шизофрении, регрессия с трансцендентального уровня до социального  – при психастении.

Психодрама показана при неврозах с нарушениями социального поведения и контактов, трудовой и профессиональной деятельности, психосоматических заболеваниях и химической зависимости. Особенно показана психодрама пациентам с алекситимией                          (неспособностью вербализовать эмоциональные переживания и внутренние конфликты), а также людям, из-за робости сдерживающим внешние проявления своих глубинных чувств или сросшимся со своей социальной ролью.

Цель психодрамы состоит в том, чтобы облегчить проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь клиенту создать новые и более эффективные формы поведения, раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов. В задачу терапевта входит разогрев группы, помощь в организации психодрамы, управление действием, которое происходит на сцене, и совместное с участниками исследование результатов. Он должен также обеспечить сопровождение (фасилитацию), наблюдение, управление и творческий настрой. Основными техниками являются: презентация себя, презентация других, интервью в роли другого и интервью в роли себя, монолог, смена ролей, дубль, вспомогательное «Я», зеркало и проекция в будущее.

Ответственность в работе распределяется следующим образом. Терапевт предлагает                      специальные техники, направленные на интенсификацию чувств, воссоздание ситуации                            прошлого и обеспечение нового уровня сознания конфликта; убеждается в том, что протагонист продвинулся вперед и у других членов группы есть возможность поделиться тем, что они испытали во время психодрамы. Члены группы предоставляют материал для психодрамы и, если выступают в роли протагониста, управляют собственной психодрамой.

Психодрама опирается на теорию катарсиса, объясняющую очищающее воздействие театра как на зрителей, так и на самих актеров. Психодрама включает человека в теле  – невербальный взаимообмен партнеров актуальными эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Зерка Морено (1998) подчеркивает творческое значение взаимного переживания партнеров, создающего межличностное и групповое согласие.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!