Решай сам (а), насколько раскрываться. 3 страница



Позже, в работе «Недовольство культурой» Фрейд указал на объединяющее значение «агрессивного компонента человеческих влечений», поскольку деструктивность можно держать под контролем, только сплотившись на основе требований культуры. Фрейд предположил, что для формирования группы необходима взаимная идентификация ее членов на основе либидинозной зависимости от лидера, который идеализируется.

Преодоление регрессивных (либидозных и деструктивных) тенденций группы возможно с помощью эмпатии: «От идентификации через подражание идет путь к вживанию, т.е. к                            пониманию того механизма, который вообще делает возможным нашу позицию по отношению к чужой психической жизни» (Фрейд, 1991, с. 31).

 

J У старика был беспощадный взгляд; не было в мире такой иллюзии, которая могла бы его убаюкать  – за исключением веры в его собственные идеи (Альберт Эйнштейн о Зигмунде Фрейде).

Адлер

Цели адлерианской группы состоят в следующем (Адлер, 1995, 1997; Сидоренко, 2000). Необходимо создать такие терапевтические отношения, которые приведут участников группы к исследованию базовых посылок, лежащих в основе их существования, и достижению более глубокого понимания жизненного стиля, т.е. представлений о жизни и способов поведения в типичных жизненных ситуациях. Помочь клиентам в осознании своих сильных сторон и ресурсов, которые позволят осуществить изменения. Побуждать членов группы к принятию полной ответственности за выбранный стиль жизни и любые изменения, которые они хотят достигнуть.

В первоочередную задачу терапевта входит отслеживать социальный контекст поведения. В начале работы он стремится определить цели; предпринимает активные шаги для установления и поддержания терапевтических отношений, а также для исследования и анализа индивидуальной динамики. Он также создает модель внимательной заботы, помогает членам группы принять и использовать свои сильные стороны, поощряет у участников группы развитие смелости, необходимой для перевода того, чему они научились в группе, в повседневную жизнь. Для решения этих задач  терапевт анализирует превалирующие паттерны, чтобы стимулировать переоценку некоторых убеждений и целей, используя интерпретации, оценку и конфронтацию.

Работа обычно проводится в малой группе, состоящей из 3–5 человек. На диагностической стадии работы участники работают со своими самыми ранними воспоминаниями. Надо дать оживленному событию название, выразить свои чувства по поводу него, внести в него любое изменение. Качественный анализ ранних воспоминаний включает четыре этапа:

1) анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез;

2) проверка гипотез;

3) инсайт  – постижение формулы жизненного стиля автора воспоминания;

4) исследование формулы вместе с автором.  

                               

На первом этапе учитываются присутствующие в воспоминании люди. Присутствие матери может свидетельствовать об избалованности, недостатке материнского внимания или о хорошем выполнении ею своих материнских функций. Отсутствие матери может отражать ее пренебрежение ребенком, отсутствие привязанности к ней или пережитое                            «свержение с трона» в результате появления следующего ребенка. Присутствие отца может быть признаком обращения к нему из-за неудовлетворительных отношений с матерью, «свержения с трона», бунта избалованного ребенка против строгого отца.

Присутствие родных братьев и сестер может говорить о развенчании, соперничестве с ними, зависимости от них, сотрудничеству с ними. Присутствие двоюродных братьев и сестер того же пола, что и автор воспоминаний, может указывать на распространение социального чувства за пределы собственной семьи. Если они противоположного пола по отношению к автору, это может свидетельствовать о трудностях в общении с     противоположным полом.

Присутствие бабушки или дедушки может говорить о том, что они баловали ребенка. Если они вспоминаются в теплой атмосфере вне родительского дома, можно думать об исключении остальных людей и недостаточной социальной адаптации. Присутствие кого-то, кроме родственников позволяет предположить интерес к другим людям и сотрудничество с ними. Однако они могут восприниматься как опасность и отражать                            несамостоятельность и страх покинутости.  

При анализе типа события учитываются следующие связи. Опасности, несчастные случаи, наказания говорят о фиксации на враждебной стороне жизни. Воспоминания о болезни или смерти отражают страх перед ними и стремление лучше подготовиться к встрече с ними. Воспоминания о привычных проступках, кражах и сексуальных опытах указывают на напряженные усилия избегать их в дальнейшем. Воспоминание первого посещения детского сада или школы свидетельствует о выраженности впечатлений от новых жизненных ситуаций.

Далее выявляется ведущий способ восприятия ситуации субъектом. Преобладающий в воспоминании вид чувствительности (зрительный, слуховой, моторный и т.д.) может указать на желательный выбор профессии. Ощущение принадлежности: употребление местоимения «я» или «мы»; если «мы»  – то с родственниками или с более широким кругом людей. Упоминание о чувствах, связанных с воспоминанием, говорит об интересе к эмоциональной стороне жизни и наоборот. Испытанное в воспоминании чувство может свидетельствовать о преимущественном способе эмоционального воздействия субъекта на других. Наконец, эмоциональный фон воспоминания может отражать эмоциональную тональность избранного человеком жизненного стиля.

На втором этапе из гипотез, сформулированных на первом этапе, исключают те, которые  опровергаются другими элементами воспоминания. На третьем этапе методом мозгового штурма записывают любые идеи по поводу жизненного стиля автора. Затем выводят формулу его жизненного стиля, начинающуюся со слов: «Жизнь  – это…» или «Жить  – значит…».

Уровень психосексуального развития, отразившийся в раннем воспоминании предположительно должен соответствовать уровню зрелости пациента. Темы воспитания, удовлетворения желаний или недоверия и лишения чего-либо характерны для оральной стадии развития. Темы бунтарства, неподчинения, нанесения вреда себе или другим или послушания, чистоплотности, заботы об имуществе служат признаками анальной стадии. Темы получения удовольствия от власти и силы или боязни наказания за это удовольствие, как и сексуальные темы ассоциируются с фаллической стадией. Темы вражды, соревнования или гармоничных действий в семейном треугольнике свидетельствуют об эдиповой стадии. Темы какой-либо совместной со сверстниками активности, принятия или отвержения группой и индивидуальных достижений встречаются в латентной стадии развития.

При количественной оценке ранних воспоминаний учитывают следующие параметры. Использование логики и долженствования, осознание своих и чужих чувств, уровень любознательности, уверенность в себе или несостоятельность, радость или угнетенность, благополучный или неприятный конец. Активность или пассивность субъекта, ответственность за себя или зависимость, общительное поведение или отъединение, доброжелательность или враждебность среды и автора воспоминания, хорошее или плохое обращение с ним. Переживание конфликта, соревнования, страха или тревоги; чувство одиночества, покинутости или растерянности; противостояние авторитетам, нарушение правил.

При оценке целей выделяют инициативное преследование цели, преследование ее путем                            установления собственных правил и с игнорированием барьеров, преследование цели с                            помощью окольных, фиктивных или тщетных усилий, «ведомое» преследование цели в рамках требований ситуации, пассивное сопротивление с минимальными усилиями и безнадежный подход.

Для оценки воспринятых семейных ролей обсуждаются проблемы, связанные с очередностью рождения. Участников просят разделиться по очередности рождения на однородные подгруппы, в которых обсуждают чувства, опыт, проблемы, связанные с местом в семье. Создается обобщенный портрет очередности рождения, который представляют всей группе и обсуждают, что означала для уже взрослого участника его позиция в семье. Обычно для личности старшего ребенка характерны черты, обусловленные «свержением с трона» после рождения второго ребенка: утрата доверия к миру, стремление «вернуть престол» ценой все новых достижений. Второй ребенок постоянно стремится обогнать кого-то, младший может стать «испорченным ребенком».

Перворожденным чаще снятся страшные сны, где им что-то плохо удается; младшие видят кошмарные, безнадежные сны. Старший ребенок более надежен, реалистичен, ориентирован на достижение цели, он более замкнут и сдержан. Младший нацелен на эмоциональное проживание жизни, более беспечен и оптимистичен, общителен и непосредственен. Единственный ребенок обычно считает себя любимцем; так же воспринимает себя старший ребенок, если второй ребенок младше на 5 лет и больше. Старший сын становится более доминантной личностью, старшая дочь уступает по доминантности младшим сестрам. Сыновьям кажется, что их предпочитала мать, дочерям  – отец.

После завершения диагностической стадии переходят к фазе переориентации  – изменения жизненного стиля. Терапевт применяет в это время специфические техники: самораскрытие, исследование родительской семьи, исследование социальной динамики и уникального жизненного стиля пациента, когнитивное реструктурирование, изменение системы убеждений. Члены группы достигают инсайта о себе; принимают ответственность за осуществление позитивных изменений; рассматривают альтернативные взгляды, цели и формы поведения.

Славсон и Байон

Самюэль Р. Славсон (Slavson, 1977) в 1930–1940-х гг. формировал группы из детей с делинквентным поведением, находящихся в психотравмирующей среде. Группы подбирались по полу и возрасту. Дети собирались в помещении, оборудованном раздвижными столами, различными инструментами, бумагой, красками, игрушками и т.п. Эти материалы использовались, чтобы на первых порах перемещать аффективные импульсы с психотерапевта и товарищей на неодушевленные предметы. Занятия длились 60–90 минут, каждому ребенку предоставлялась полная свобода, лишь бы он не ограничивал деятельность других. Психотерапевт не устанавливал никаких правил, ни во что не вмешивался, не наказывал и не хвалил детей. При этом он комментировал их поведение, используя традиционные приемы индивидуального психоанализа: свободные ассоциации, анализ словесных проявлений, сновидений, переноса и сопротивления К интерпретации сновидений привлекалась вся группа. Групповой динамике придавалось скорее негативное значение, хотя признавалась определенная роль групповой сплоченности. Таким образом, речь шла об индивидуальном анализе в контексте группы.

В то же время Славсон описал типичные роли, которые играют дети в процессе групповой психотерапии: подстрекатели, нейтрализаторы, социально нейтральные и изолированные. Дети достаточно легко меняют эти роли в отношениях друг к другу и к группе в целом; это явление автор назвал групповой подвижностью. Модификация «активной групповой психотерапии» с акцентом на свободную дискуссию применялась Славсоном (1995) также для лечения подростков и взрослых пациентов.

Автор (Slavson, 1977) считал главной ценностью группы то, что она допускает проявление инстинктивных влечений, которые усугубляются самим эффектом присутствия других членов группы. В группе, где ее члены находят друг в друге поддержку, меньше настороженности и больше непринужденности. В результате все проблемы пациентов выявляются легче и лечение ускоряется. Защитные механизмы сведены к минимуму, благожелательность обстановки и пример, подаваемый другими, позволяет каждому продвигаться вперед, не сдерживая себя соображениями самозащиты. Свободное самовыражение порождает удовлетворение. В то же время оно позволяет пациентам на самых ранних этапах лечения четко выявлять их проблемы. Опасения по поводу возможного ущерба для чьей-то самооценки также снижаются. Благожелательная атмосфера и взаимное расположение делают ненужными реакции защиты. У всех есть похожие проблемы, и никто не осуждает осуждения. Нет страха перед наказанием или унижением.

Групповая аналитическая терапия подростков по Славсону преследует следующие цели:

· усиление позитивных частей Я и с помощью этого построение здоровой самооценки;

· усиление связей с реальностью в процессе дискуссии с другими членами группы и с психотерапевтом;

· помощь в идентификации с поведением терапевта и других членов группы;

· устранение механизмов защиты в той мере, в какой они мешают процессу дальнейшего развития личности;

· уточнение ролевого поведения, направленного против взрослых, в процессе обсуждения с психотерапевтом.

                               

Славсон разработал для подростков и пожилых людей, не нуждающихся в интенсивной глубинной терапии, методику групповой «пара-аналитической» психотерапии. Ее основные принципы таковы:

· терапевт не должен добиваться у своих пациентов регрессии к глубоким уровням бессознательного;

· интервью состоит преимущественно из совершенно реальных фактов, имеющих отношение к насущным проблемам и заботам;

· допускается минимальный уровень тревоги;

· повышение уровня тревоги необходимо предотвращать, ослабляя ее или отвлекая                            пациентов;

· интроспективная или раскрывающая терапия, если она вообще используется, требует достижения «психологической грамотности», подразумевающей концептуальное понимание (в отличие от эмоциональной интуиции);

· наличие свободного ассоциирования необязательно;

· преобладает, скорее, ассоциативное мышление, то есть горизонтальная ассоциация идей, мыслей, чувств и явлений (дифференцированное от вертикальной, регрессивно свободной ассоциации);

· терапевт намного более активен, нежели в аналитической психотерапии; 

· и, самое главное, терапевт обращается к поведенческим паттернам пациентов и                            функционированию их Эго и менее озабочен либидо и Суперэго, чем это было бы в аналитической терапии.

                               

Внутрипсихический подход Славсона разделяли Александр Вольф и Эммануэль Шварц. По их представлениям групповой аналитик «интересуется не столько тем, чтобы объединить усилия членов группы, сколько тем, чтобы укрепить здоровое «я» членов группы. Его интересуют не мистические общегрупповые переживания и иррациональные проекции, а то, что думают, чувствуют и представляют члены группы и как они себя ведут» (Wolf, Schwartz, 1962, р. 246). Группового аналитика больше интересуют реакции того участника, который предоставляет материал, чем то, как на него реагируют другие члены группы.

Авторы отводили аналитической группе роль модели первичной семьи. Группа создает уникальные возможности для проявления и анализа как детско-родительских, так и сиблинговых отношений. Необходимо с помощью интерпретаций научить каждого участников понимать суть собственных переживаний и содержание своих отношений с другими, чтобы он стал психотерапевтом самому себе и другим членам группы.  

Вильфред Байон в книге «Опыт работы в группах» (Bion, 1960) описал групповое мышление, которое объединяет участников группы, хотя может ими и не осознаваться и даже вступать в противоречие с их индивидуальными мнениями и желаниями. Взаимодействие между групповым мышлением и желаниями индивидов составляет групповую культуру, которая включает: 1) структуру группы на данный момент, 2) текущую групповую задачу и 3) сформировавшуюся для ее решения организацию группы.

В соответствии с различной групповой культурой Байон выделил рабочие группы и группы базового допущения. Рабочая группа требует от участников способности к кооперации, тестирования реальности, толерантности к фрустрации, способности к рефлексии и контроля над эмоциями. Она ставит перед участниками задачи, необходимые для роста и созревания группы и ее членов, нуждается в лидере, способным эффективно руководить группой при решении таких задач и использует преимущественно вербальный диалог, направленный на развитие новых идей.

Функционирование рабочей группы затрудняют три специфических конфликта: 1) между потребностью участников раствориться в группе и сохранить свою независимость от нее, 2) между потребностями группы и отдельных участников и 3) между конструктивными и деструктивными групповыми тенденциями. Деструктивные групповые тенденции возникают под влиянием базовых стремлений. К последним Байон относил следующие                            феномены: 1) зависимости от руководителя для обеспечения безопасности, 2) нападения или бегства с целью ослабить чувство страха и 3) объединения в пары для обсуждения будущего, удовлетворения сексуальных и мессианских побуждений, чтобы избежать переживания сильных актуальных чувств.

Байон ввел понятие валентности, основанное на феномене проективной идентификации, описанном его личным аналитиком Мелани Кляйн. Член группы включается в нее на основе одного из трех перечисленных выше базовых устремлений. Эти                            устремления отчуждаются от личности и проецируются на руководителя группы и других ее членов, которые не могут удержаться от идентификации с такими проекциями. Например, ведущий начинает пристрастно относиться к определенным членам группы или фокусироваться на индивидуальных интерпретациях в ущерб групповым.

Группа в целом и каждый ее участник в процессе взаимодействий курсируют между параноидно-шизоидным и депрессивным полюсом. На первом из них группа склонна к расколу и неконтролируемой агрессии, использует примитивные психологические защиты и может объединиться только против общего врага. На депрессивном полюсе группа выдерживает амбивалентные отношения, переживает чувство вины за нанесенный человеку ущерб. Руководитель находится «на периферии» группы и контейнирует                     эмпатически воспринятый материал. Своими интерпретациями он помогает участникам осознать проявления свойственных им базовых устремлений и связи последних с ранними отношениями. Благодаря этому члены группы устраняют чрезмерную зависимость от авторитетов и строят равноправные и гармоничные взаимоотношения.

Участник первой из проводимых групп Байона, Генри Эзриел выдвинул троичную модель                            групп-анализа, основанную на теории объектных отношений. Согласно этой модели, люди формируют желанные отношения с подходящими объектами, чтобы избежать столкновения с нежелательным подсознательным материалом и не включиться в избегаемые отношения, которые могут превратиться в губительные отношения. Члены группы могут вступать в желанные отношения, рассуждая о своих чувствах вместо того, чтобы проявлять их друг к другу. При этом они объединяются на основе избегающего отношения к аналитику, символизирующего для них раскрывающее начало и опасного тем, что не захочет проявлять заботу. Эзриел рассматривал переносы между членами группы как вторичные по отношению к переносам на психотерапевта, а экскурсы в прошлое как проявление избегающих отношений. Чтобы не поддерживать желанных отношений, в процессе работы он ограничивался одними интерпретациями и не общался с пациентами вне группы.

Дороти Витакер (2000) разработала концепцию фокального конфликта группы, который включает тревожащий мотив (например, желание каждого участника безраздельно владеть терапевтом), порождающий реактивный мотив (например, страх одобрения со стороны терапевта и членов группы) и приводящий к нахождению группового решения. Это решение может быть ограничивающим и тогда оно направлено лишь на ликвидацию страха, а может быть разрешающим, когда допускается некоторое выражение тревожащего мотива, чтобы понять и проанализировать его. В процессе сессии групповое решение может изменяться и одной из основных задач терапевта является помогать группе своими интерпретациями в выработке разрешающих решений.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!