ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЕНИЕ ДЕСНИЦКОГО



 

Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740—1789) — первый русский профессор права Московского университета, сторон ник теории разделения властей и законодательного регулиро вания крепостного права, сторонник суда присяжных.

Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» в России — пери од правления Екатерины II, которая в 1767 г. созвала Ко миссию для сочинения проекта нового Уложения (Улажен ная комиссия).

Биография. Происходил из мещан украинского г. Нежи на. Учеба в семинарии, затем — гимназия при Московском университете и учеба в университете при Академии наук в Петербурге (с 1759 г.). В 1761—4767 гг. занимается в уни верситете г. Глазго (Англия), где слушает лекции Адама Смита. По возвращении из Англии был назначен профес сором права Московского университета, в котором препо давал до 1787 г. Читал курс истории и теории русского за конодательства и «законоискусства».

Логическое основание политико-правового учения. На Десницкого оказали большое влияние идеи Адама Смита, Шарля Луи Монтескье, знание английских политико-пра- вовых институтов.

Основная работа: «Представление об учреждении за конодательной, судительной и наказательной власти в Рос сийской империи» (1768).

Содержание политико-правового учения. Вслед за Адамом Смитом Десницкий выделял четыре этапа разви тия человечества в зависимости от источников существова ния того или иного народа:

собирательство;

пастушество;

хлебопашество;

коммерческий этап.

Более совершенному этапу развития человечества соот ветствует более развитое законодательство. Наибольшее раз витие законодательство получает на коммерческом этапе. Если у древних римлян все законы умещались на 12 табли цах, то в современной Десницкому Англии, «где ныне за коны в великом совершенстве», только сокращенное изло жение законов занимает 25 книг.

Концепция разделения властей. Десницкий разработал концепцию разделения властей применительно к Российс кой империи и изложил ее в своем «Представлении об уч реждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи».

Десницкий предложил создать органы законодательной, «судительной» и «наказательной» власти.

Законодательную власть должен осуществлять Сенат — законосовещательный орган. В представлении Десницкого Сенат должен быть однопалатным (количество депутатов: 600—800 человек), бессословным, выборным на пять лет на основе высокого имущественного ценза.

За монархом сохраняется право абсолютного вето на любой закон, выработанный Сенатом.

«Судительная» власть. Судьи назначаются монархом. Требования, предъявляемые к судьям:

> должен предварительно сдать экзамен профессорам юридического факультета;

> иметь несколько лет стажа адвокатской практики;

—> пройти испытания на «факультете адвокатов»;

> знать латинский, французский, немецкий и английс кий языки.

Десницкий — сторонник суда присяжных и принципа независимости и несменяемости судей.

«Показательная» власть должна осуществляться воево дами, назначаемыми монархом. Воеводы выполняют поли-

цейские и фискальные функции, подлежат судебному конт ролю; виновность воевод определяет Сенат.

Критика крепостного права:

с точки зрения экономической науки крепостное пра во — тормоз развития промышленности и земледелия;

с нравственной точки зрения торговля людьми «про тивна человеколюбию».

Предложения по законодательному урегулированию:

урегулировать законом обязанности крестьян по отно шению к помещикам;

закрепить за крепостными право собственности на движимое имущество;

запретить продажу крестьян без земли и без их согласия.

С Е. Десницкий — первый русский мыслитель, который

предложил использовать концепцию разделения властей как средство реформирования российского самодержавия.

СЕ. Десницкий — теоретик законности в условиях су ществования крепостного прав

 

УЧЕНИЕ РАДИЩЕВА

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — рус ский политический и правовой мыслитель, теоретик рево люционной демократии.

Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Усиление крепостнического гнета. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773—1775).

Логическое основание политико-правового учения. Естественноправовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.

Основные работы: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность».

Содержание политико-правового учения. Политичес кие взгляды. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию Радищев считал появление частной собственности: «Как скоро сказал чело век: сия пядень земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверообразному самовластию, когда человек повелевает человеком» .

Государство основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому люди отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что го сударственная власть будет служить общему благу: «Госу дарство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан».

Радищев признает право народа на сопротивление госу дарственной власти. Если государь нарушает данный мол чаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает наро ду, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».

Самодержавие Радищев рассматривал как произвол са модержца, который ищет только своей пользы и руковод-ствуется лишь своими прихотями. Монарх, по мнению Ра дищева, — «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник».

Правовые взгляды Радищева. Радищев первым крити кует систему крепостного права в России с разных точек зрения: с юридической, с экономической, с нравственной.

С юридической точки зрения крепостное право проти воречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свобо де и после его заключения. Однако положение крепостного крестьянина противоречит общественному договору: «по рабощение есть преступление».

С экономической точки зрения труд крепостного крестья нина имеет низкую производительность, так как у крестьяни на нет интереса работать на ниве, которая ему не принадле-жит: «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан».

Первым в России Радищев предложил решение этой проблемы — земля должна принадлежать тем, кто ее обра батывает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее».

С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и каменном сердце.

Политический идеал Радищева. Идеальной формой правления государства для него была республика: «На вече весь течет народ».

Радищев приводит исторический аргумент в обоснова ние возможности республиканского строя для России: в истории России уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика.

На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.

Средством перехода к республике он считал народную революцию. Это представление сложилось у Радищева в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлет воряли его полностью (Радищев критиковал сохранение рабства в США).

 

 

УЧЕНИЕ ИММАНУИЛА КАНТА

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права - был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.).

Кант осознавал, как важна проблема правопонимания, и насколько важно ее сформулировать. "Вопрос о том, что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики, представляет вопрос, что такое истина. Конечно, он может ответить, что согласуется с правом, т.е. с тем, что предписывают или предписывали закона данного места и данное время. Но когда ставится вопрос, справедливо ли то, что предписывают законы, когда от него требуется общий критерий, по которому можно было бы распознать справедливое и несправедливое, - с этим он никогда не справится, если только он не ставит на время в стороне эти эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме". Здесь разум, по Канту, есть способность (и воля) создавать принципы и правила морального поведения, содержащая их в себе в качестве внутреннего априорного суждения.

Осуществление права требует того, что бы оно было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается принудительно силой (соблюдение индивидуумом правовой нормы, воспрепятствование его нарушения, восстановления нарушенного). Без принудительной силы право не способно осуществлять свои функции и категорический императив в качестве всеобщего закона лишиться своей безусловности. Снабдить право принудительной силой способно только государство - исконный и первичный носитель принуждения.

Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать все свои действия. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Люди будут сознательно находиться в оппозиции к государству.

Анализируя происхождение государства, Кант определяет его начало как естественное состояние, лишенное всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это состояние и перейти к гражданскому обществу. Переход к последнему не носит характер случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор.

Кантовское толкование природы этого договора тесно сопряжено с идеями об автономии воли, об индивидах, как моральных субъектах и т.п. Главное условие заключаемого договора - обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения (монархической ли государственности, политически объединившегося ли народа) признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг "не делать другого средством для достижения своих целей" и способно данный долг исполнить.

Идею разделения властей Кант трактует как идею равновесия властей. Законодательная власть, - принадлежащая только суверенной "коллективной воле народа". Исполнительная власть - сосредоточена у законного правителя и подчинена законодательной верховной власти. Судебная власть - назначена властью исполнительной. Субординация и согласие трех ветвей власти способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Классификация форм правления: Формы правления, по числу законодательствующих лиц: Автократия (абсолютизм). Аристократия. Демократия.

Кант разделяет следующие формы управления. Республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной. Деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.

Кант считал реально достижимым строем государства конституционную монархию.

Государь, правитель наделяется только правами. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и опускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение.

Кант против захватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне.

 

 

.35 УЧЕНИЕ ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) также рассматривает теоретические проблемы политического и правового устройства общества.

Государство и право Гегель делает предметом философии духа. Гегель считает, что в развитии общества и его институтов существует объективная закономерность. Законы всегда позитивны. Поэтому естественное право оказывается неким постоянным установлением. Отправным пунктом гегелевской идеи права является тезис о всеобщей свободе, которой наделен человек. В сфере права господствует не индивидуальная воля, а коллективная, всеобщая. Она требует от индивида соотносить свои поступки с долгом гражданина. Так индивидуальная свобода согласуется с необходимостью.

Право есть царство осуществленной свободы.

Право проходит три этапа развития:

1) абстрактное право – сфера имущественных отношений и преступлений против личности. Оно имеет формальный характер;

2) мораль, придающая предписаниям формального права позитивное содержание. Человек начинает осознавать свои поступки. Свобода в морали сосредоточена в способности осмысливать свои поступки;

3) нравственность: люди суммируют свои действия в соответствии с общими целями. Возникает сначала семья, затем гражданское общество и затем государство. Гражданское общество – результат отношений частной собственности. В рамках гражданского общества существуют три сословия (в зависимости от рода занятий):

1) землевладельческое (крестьяне, помещики);

2) промышленное (рабочие, владельцы фабрик);

3) всеобщее (чиновники).

 

ВЗГЛЯДЫ ТОМАСА ДЖЕФФЕРСОНА

Выдающийся политический деятель в истории США – Томас Джефферсон (1743–1826) – создал текст Декларации независимости, где отражены его взгляды на политику и право.

Джефферсон критикует монархическое государственное устройство. Он встает на позиции теории естественного права и общественного договора. Источник власти – волеизъявление народа. Поэтому ни один человек не может быть лишен права участвовать в осуществлении политической власти. Если власть ущемляет права граждан, они вправе изменить ее.

"История политических и правовых учений. Шпаргалка"

Естественные права Джефферсон понимал как врожденные и неизменные. Гражданские права – те, которые человек приобретает в процессе всей своей жизни в обществе. Они изменчивы и преходящи.

Среди естественных прав он называет право на жизнь, свободу, равенство и право народа на восстание против тирании. Любой из этих законов выше гражданских правовых норм. Любое противоречие решается в пользу естественных законов.

Главная роль государства – защищать естественные права и устанавливать законы, их не нарушающие. Джефферсон противопоставлял права личности правам государства в лице правительства. Он высказывает идею об ограничении функций государственной власти. Это нужно, чтобы опасность возникновения произвола со стороны последней была исключена.

Политическим идеалом Джефферсона является демократическая республика фермеров. Республика для Джефферсона – правление, осуществляемое в пределах компетентности и возможности самими гражданами или через представителей. Он видит адекватное проявление воли народа в избирательном праве. Это способ реализации права участия в общественных делах и контроля исполнительной власти.

В республике должен быть осуществлен принцип разделения властей. Основа республики – право частной собственности ее граждан. Данная форма власти опирается на демократические принципы.

Джефферсон был противником рабства. Он признавал естественные права и за чернокожими, и за коренным населением Америки.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!