Политические и правовые взгляды Гракха Бабефа.



Гракх Бабеф (настоящее имя Франсуа Ноэль, 1760— 1797) — французский теоретик коммунизма. Организатор тайного общества, в которое вошли Марешаль, Дарте, Буанаротти и др. Руководитель «Заговора во имя равенства» (1796).

 Эпоха. Якобинский период Французской буржуазной революции завершился переворотом 9 термидора (27 июля 1794 г.). Были отменены законы якобинской диктатуры, ограничивающие цены на товары и размер заработной платы. В 1795 г. была принята новая Конституция. Согласно Конституции 1795 г.:

 • высшим органом исполнительной власти становилась Исполнительная директория (из пяти человек);

 • вводился имущественный избирательный ценз.

 В 1796 г. Бабеф и другие заговорщики создали общество «Тайная директория общественного спасения», разработали программу коммунистического преобразования Франции и готовились совершить государственный переворот. Заговорщики были раскрыты, предстали перед судом и приговорены к различным наказаниям. Бабеф и Дарте были гильотинированы.

 Авторитет Бабефа был столь высок, что участников заговора часто называют бабувистами, а разработанную ими доктрину — бабувизмом.

 Биография. Бабеф происходил из бедной семьи отставного солдата. О себе писал: «Я родился в грязи». Был писцом и помощником юриста, служил в поземельном архиве в г. Руа. Принял Французскую буржуазную революцию. Издавал газету «Трибун народа, или защитник прав человека» (с 1794 г.). Руководитель тайного общества.

 Логическое основание политико-правовых взглядов участников заговора. Идеи «Кодекса природы» Морелли, учет опыта якобинской диктатуры, идеи естественного права были основой политико-правовых взглядов Бабефа и других участников заговора.

 Основные работы; «Постоянный кадастр», «Манифест плебеев».

 Содержание политико-правового учения. Критика институтов буржуазного общества. Бабувисты критиковали частную собственность и законодательство о наследовании имущества:

 • «институт частной собственности есть обман, учиненный над множеством простых и добрых людей»;

 • «собственность является причиной всех бедствий на земле»;

 • «закон о наследовании в высшей степени несправедлив. Он создает обездоленных уже со второго поколения».

 Программа перехода к коммунизму. Цель бабувистов: установить в обществе фактическое равенство через введение института общественной собственности. Эта цель оправдывалась ссылками на естественное право: «Природа дала каждому равное право на пользование всеми благами».

 Средство для перехода к коммунизму — насильственная революция, в ходе которой народ должен: завладеть государственным казначейством, почтой, правительственными зданиями, всеми общественными и частными складами.

 Члены Исполнительной директории должны быть преданы суду народа как узурпаторы народного суверенитета.

 Меры, направленные на облегчение положения бедняков. Бабувисты планировали в ходе революции осуществить ряд чрезвычайных мер в пользу бедняков:

 —> бесплатную раздачу хлеба: «Все булочники будут обязаны непрерывно печь хлеб, который будет даром раздаваться народу; им будет заплачено соответственно требованиям»;

 — > передачу имущества эмигрантов и других врагов народа;

 —> безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей и др.

 Тактика революционного правительства. В переходный период от буржуазного к коммунистическому обществу бабувисты планировали создать революционное правительство. Предполагалось, что это правительство введет:

 —> якобинскую Конституцию 1793 г. (с некоторыми изъятиями);

 > всеобщее равенство; —> всеобщее вооружение народа;

 —> всеобщую обязательность труда: «Природа возложила на каждого человека обязанность трудиться».

 Лица, которые не будут заниматься общеполезным физическим трудом, будут объявлены революционным правительством иностранцами и лишены политических прав. Кроме того, эти иностранцы будут высылаться на «острова Маргариты и Оноре, Гиерские острова, остров Олерон и Ре», которые будут превращены в места исправительного труда.

 Революционное правительство должно будет принять законы, которые позволят упразднить частную собственность в течение жизни одного поколения. Планировалось принятие закона о запрещении всех форм наследования имущества.

 Действия революционного правительства приведут к существенному изменению положения трудящихся: они будут иметь приличные меблированные квартиры, одежду дня работы и отдыха, участвовать в общественных трапезах.

 Стратегия революционного правительства. В «Манифесте плебеев» Бабеф планировал установление в будущей Франции республики: «Необходимо… вернуться к демократическому правлению, единственно подобающему возрожденным французам, единственно достойной награде за их длительные труды, за их славные республиканские подвиги, к единственному правлению, которое они всегда стремились получить и которого они уже было добились».

 Бабеф и его сторонники создали революционную организацию, которая выступила за государственный переворот и установление революционной диктатуры с целью основания коммунистического общества во Франции. В отличие от коммунистических проектов Платона, Мора и Морелли бабувисты разработали новую стратегию перехода к коммунизму: захват государственной власти группой революционеров. Поэтому бабувистов можно назвать первыми действующими коммунистами, а Бабефа — лидером партии, впервые заявившей об интересах трудящихся.

 

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

Большое значение для развития учений о политике и праве имела европеизация всех сфер жизни русского общества. Многие из мыслителей конца XVII – начала XVIII вв. выступали за установление абсолютизма. Это были ближайшие сподвижники и ученики самого Петра. В своих концепциях они использовали теорию естественную права. В их числе был и священнослужитель Феофан Прокопович (1681–1736). Ему принадлежит заслуга теоретического обоснования сущности реформ Петра I. Он требует от священнослужителей подчинения царю. Высоко оценивает Прокопович разделение труда. Касаясь власти монарха, Прокопович говорит, что государь ответствен лишь перед Богом, милостью которого он правит. Власть монарха есть результат соглашения между ним и народом. Прокопович отвергает демократическую и аристократическую формы правления.

Логическое основание политико-правовых взглядов. Сочетание теологии и теории естественного права (Гро ций, Гоббс).

Содержание политико-правового учения. Соотноше ние духовной и светской власти. Прокопович отрицал идею превосходства духовной власти над светской и идею неподчинения духовенства и монашества, считая, что эта идея есть: «Жало се змиино, папежский се дух».

Прокопович полагал, что в государстве есть разные «чины», каждый из которых занят полезным для общества делом. Священство — это «чин есть в народе, а не иное го сударство», поэтому оно подчинено государству так же, как и все остальные.

Прокопович был сторонником реформы православной церкви, суть которой сводилась к упразднению патриарше ства и подчинению православной церкви царю с помощью учреждения Духовной коллегии, а затем Синода. Прокопо-вич обосновывал эту реформу ссылками на историю (рим ские и византийские императоры имели и светскую, и ду ховную власть), а также ссылками на преимущество не единоличного, а коллегиального управления («известнее взыскуется истина соборным правлением, нежели единым лицом»).

Происхождение государства. Прокопович впервые в России обратился к договорной теории происхождения го сударства. Следуя положениям школы естественного права, Прокопович различал:

— > состояние первоначальной природной вольности лю дей, которое ему представлялось как «черное да безмерное беззаконий море»;

—> государственное состояние. В государственное состо яние, которое обеспечивает людям мир и общее благо, люди перешли «не без смотрения Божия», заключив согла шение об отказе от всех своих прав в пользу суверена: «Ты владеешь нами к общей пользе нашей».

Ссылка Прокоповича на волю Божию в рассуждениях о договорном происхождении государства принципиально отличает его теорию от западных теорий общественного договора (Гроций, Гоббс, Локк и др.).

Формы правления государства. Прокопович считал, что формы правления государства зависят не только от народ ного соглашения и воли Бога, но и от размера территории государства. Он полагал, что республики могут быть «раз-ве в малом народе» и на небольшой территории.

Прокопович отрицательно относился к республике как форме правления государства. Демократические республи ки не могут существовать без частых смут, а аристократические республики потрясают разногласия между правящи ми. Поэтому лучшей формой правления государства Про- коповичу представлялась монархия.

Ф. Прокопович различал два вида монархий: наслед ственную и выборную. Каждая из этих форм имеет досто инства и недостатки.

Выборная монархия плоха тем, что во время выборов но вого монарха могут возникнуть смуты. Однако именно такая форма монархии позволяет сохранить монархическую фор му правления, если правящая династия прерывается.

Недостаток наследственной монархии Прокопович видел в том, что наследник по закону может оказаться недостой ным престола, т.е. «негодным», «неискусным», «ленивым». Преодолеть этот недостаток можно, если монарх назначит завещанием достойного наследника. В обоснование этого положения Прокопович ссылался на институты частного права: «Как отец может лишить сына наследства, так и госу дарь — престола». Прокопович ссылался на Ивана III, кото рый заявлял: «Кому захочу, тому и отдам княжение».

Лучшей формой правления для Прокоповича была на следственная монархия. Он написал специальную работу, чтобы оправдать принятый Петром I в 1722 г. указ, в кото ром за императором признавалось право назначать наслед ника престола. Эта работа носила название: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей».

Политические взгляды Феофана Прокоповича позволяют судить о соотношении государства и православной церк ви в России во времена Петра I. В.М. Ключевский оценил работу Прокоповича «Правда воли монаршей» как «крат кую энциклопедию государственного права».

Василий Никитич Татищев (1686—1750) — русский историк и государственный деятель, сторонник теории ес тественного права.

 

ТАТИЩЕВ

Василий Никитич Татищев (1686–1750) также выступает как сторонник теории естественного права. Естественным для человека состоянием является воля. Но при такой свободе он все же вынужден ограничивать себя. Такие ограничения он делит на три вида:

1) по природе (власть родителей);

2) по договору (отношения найма между хозяином и слугой);

3) по принуждению (рабство или невольничество).

Первые два ограничения имеют отношение к происхождению государства. Власть монарха подобна родительской. «Общенародия или республики» основаны на договоре. Договор рассматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического. Формы правления зависят от ряда объективных условий: местоположения, размера территории и состояния населения.

Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.

Логическое основание политико-правового учения. Со четание идей теории естественного права с историческим подходом.

Основные работы: «История российская с самых древ нейших времен», «Разговор о пользе наук и училищ».

Содержание политико-правового учения. Происхож дение государства. Следуя положениям теории естествен ного права, Татищев различает естественное состояние как состояние «вольности», когда человек «управляется только естественным законом», обходится без власти и законов государства. Однако свою волю человек может использовать неразумно и вести себя, как младенец. Поэтому, полагал Та тищев, воле человека должна быть «положена узда неволи для его же пользы». «Узда неволи» может быть трех видов.

Есть узда «по природе» — родительская власть, а также монархическая власть, которая аналогична родительской. Монарх подобен господину в своем доме, а государство — это дом монарха, не желающего разорения своему дому.

Есть узда договорная, т.е. узда, которую индивид сам, «по своей воле» для себя выбирает. Холоп, который не мо жет сам себя обеспечить, заключает договор с господином. Аналогично, считал Татищев, и «общенародия, или рес публики» основаны на договоре.

Есть узда «по принуждению», т.е. когда человека лиша ют воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство. Татищев считал, что раб имеет право добиваться своего ос вобождения, так как «рабство противоречит закону христи анскому» .

Итак, Татищев как историк допускает и договорную те орию происхождения государства, при помощи которой он объясняет возникновение республик, и патриархальную теорию происхождения государства, когда речь заходит о монархии.

Классификация форм правления государства. Критерии классификации:

географический фактор («малые» или «великие» тер ритории);

наличие или отсутствие внешней угрозы со стороны соседей.

Формы правления государства Характеристика территории и народа Форма правления государства Малые и не подвергающиеся нападению народы: Голландия, Швейцария демократическая республика Великие и не подвергающиеся нападению народы: Англия Венеция конституционная монархия аристократическая республика Великие и подвергающиеся нападению народы: Россия, Франция, Дания, Испания самодержавие («самовластие») Решение вопроса крепостного права. Как историк, В.Н. Татищев считает крепостное право ошибкой Бориса Годунова, который отменил Юрьев День, что привело к полному закрепощению крестьян.

Он анализирует ситуацию на Западе: там нет крепост ного права и это полезно государству.

Татищев приходит к парадоксальному выводу: отменить в России крепостное право будет еще большим злом, чем не отменить, потому что:

отмена крепостного права не согласуется с системой самодержавия. Укоренившийся обычай неволи отменять небезопасно;

мужик ленив, и если дать ему волю, то он погибнет.

Татищев в работе «Краткие экономические до деревни

следующей записки» (1742) приводит перечень из 20 пун-

ктов, в которых содержатся признаки ленивого крестьяни на: ранее всего приступает к еде, здоровый по миру ходит и милостыню просит, в доме квасу нет, сверчки и тарака ны и т.п.

В этой же работе Татищев предлагает дворянству ввести тотальный надзор над крестьянами, строгие меры внеэко номического принуждения.

Татищев внес существенный вклад в отечественную те орию форм правления государства. Татищев — один из первых русских мыслителей, который стал использовать теорию естественного права и договорного происхождения государства для объяснения проблем государства и права.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 2205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!