ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕАЛЫ ВОЛЬТЕРА



Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (1694–1778) – великому французскому мыслителю и литератору Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя. Достается от него богу, который изображается тираном, сеющим злобу и слепым в своей ярости. Священнослужители презрительно именуются бонзами и дервишами, осуждаются религиозные преследования и фанатизм.

Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют, как убежден Вольтер, жизнетворное начало всякой свободы – свободу совести и слова. Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно к католической церкви, к католицизму, мужественно сражаясь с ними, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Крылатыми стали его слова: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Антиклерикальный настрой не мешал Вольтеру полагать, что религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс.

Вольтера очень трудно заподозрить в демократизме. Идеи Просвещения, его принципы, по Вольтеру, «это не для портных

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся. Но чрезвычайно близки были ему иные проблемы: естественное право, свобода, равенство. Обращение к концепции естественного права, естественного закона – способ легитимировать, придать наивысший авторитет самым значимым для Вольтера политико-юридическим ценностями: свободе и равенству, воплощающим одновременно разум и интерес, данные природой.

Свобода у него в первую очередь – свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет он свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости. Весьма глубокой была оценка Вольтером (достигавшим подчас также вершин политэкономической мысли своей эпохи) свободы труда – характерного знамения Нового времени. Эта свобода предстает как право каждого «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности».

 

 

УЧЕНИЕ ШАРЛЯ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – видный представитель французского Просвещения, юрист, политический мыслитель.

Монтескье выступал с позиций детерминизма: в любом обществе действуют объективные факторы морального и физического характера, которые определяют формы государственного устройства и нормы права.

Ценность любого государства Монтескье видел в политической свободе, которая зависит от правильно организованной правовой системы. Законы Монтескье делил на естественные и человеческие. Человек, по его мнению, постоянно нарушает и естественные законы, и законы человеческие. Согласно естественным законам, когда человек жил в догосударственном состоянии, он стремился к миру и добыванию пищи. Постепенно равенство исчезает, возникают конфликты, войны, что порождает возникновение норм, регулирующих отношения:

1) между нациями (международное право);

2) между властвующими и подчиняющимися (политические законы);

3) между самими гражданами (гражданское законодательство).

Образование государства Монтескье выводил из наличия в обществе гражданского состояния. Человеческий закон у Монтескье неразрывно связан с объективным пониманием справедливости. Она не создается законом. Это закон возникает как следствие наличия в обществе понятия о справедливости. Закон разумен в силу того, что создается людьми. Монтескье выделял три формы государственного устройства: республику, монархию и деспотию. Монархию от деспотии отличает приверженность правителя к четко установленным законам.

Республики Монтескье делил на два вида:

1) демократию, когда власть сосредоточена в руках народа;

2) аристократию, когда власть сосредоточена


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!