ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИСЛАМА В СТРАНАХ АРАБСКОГО ВОСТОКА.



К XIV веку мусульманская правовая мысль разработала классификацию форм |правления, которая прежде всего связана с именем выдающегося ученого Ибн|Халдуна (1332-1406).                                                    

|Отличительной особенностью учения Ибн Халдуна о государстве и политике,|изложенного им в знаменитом трактате «Мукаддима» («Введение»), является |соединение философского и юридического подходов к государству на общем |фоне историко-социологического анализа. Государственная политика, по Ибн |Халдуну, не ограничивается одними правителями, а включает участие в ней |всех подданных. Поэтому и все изменения государства связаны не просто с |изменениями положения главы государства, но всего общества в целом. Само |государство имеет определенные временные рамки существования, |определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит |пять этапов развития: возникновение новой принудительной власти взамен |прежней; сосредоточение верховной власти в одних руках после того, как |правитель расправится со всеми своими сподвижниками, помогавшими ему |прийти к власти; расцвет государства, в котором господствует порядок, |спокойствие и уверенность; переход к насилию и деспотическим методам |правления для подавления оппозиции; упадок и гибель государства. |По мнению Ибн Халдуна, мусульманское государство в своем развитии прошло |четыре этапа: полный («чистый») халифат четырех праведных халифов (Абу |Бакр, Умар, Усман и Али); постепенный переход к монархии при сохраннии |внешних атрибутов халифата, когда «вера» была постепенно заменена «силой» при сохранении всех основных целей и функций халифа, а консультации и|договор халифата уступили место силе меча и деспотическим методам |правления (от Муавии до халифата Аббасидов); превращение государства по |сути в монархию при сохранения за ним лишь названия «халифат» (халифат |Аббасидов); распад единого мусульманского государства даже официально |перестало именоваться халифатом и глава государства перестал быть |муджтахидом.                                                            

|Ибн Халдун выделял три разновидности форм правления – «естественную» |монархию, «политическую» монархию и халифат. «Естественная» монархия – |это деспотический режим личной власти, не связанный какими-либо, кроме |субъективных, интересами. В «политической» монархии правление |основывается на рациональных критериях, проведение политики защиты «земных» интересов и противодействия всему тому, что наносит «вред» |подданным. Ибн Халдун оценил эту форму двояко: с одной стороны, он |подчеркивал ее позитивные стороны (осуществление «рациональной» |справедливости), с другой – критиковал за то, что политика правителей при |данной форме не связана религиозными ценностями. Что же касается    |халифата, то здесь этот недостаток устранен, поскольку власть халифа над |подданными опирается на мусульманско-правовые основы и одновременно направлена на защиту веры и вершение земных дел.                    |

|Более трех с половиной столетий, последовавшие за османским завоеванием в|начале XVI века большей части арабского мира, не оставили заметного следа |в истории мусульманской политической мысли. Перелом произошел только к |концу XIX века. Он привел к радикальному пересмотру традиционных |мусульманских политических представлений, что проявилось во взглядах |мусульманских реформаторов конца XIX века.                          |

 

УЧЕНИЕ ТОМАСА ГОББСА

Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) изложил свои основные политико-правовые идеи в работах «Левиафан», «Бегемот, или Долгий парламент».

По Гоббсу, от природы люди равны физически и интеллектуально. На способности влияют сам образ жизни и жизненные обстоятельства. Каждый человек поступает из эгоистических соображений, а не из любви к ближнему, но такова его природа. Поэтому желающие обладать одной вещью становятся врагами. Возникает «война всех против всех». Это – догосудар-ственное состояние, которое основывается на естественном праве, на эгоистических соображениях человека. Но людям присущ и инстинкт самосохранения. Они заключают общественный договор, создавая государство. Стремление к миру – фундаментальный, естественный закон. Он порождает коллективное отчуждение части прав каждого в пользу государства. Отказ совершается в пользу одного лица или группы лиц по договору. В результате люди оказываются связанными обязательствами и вынуждены выполнять заключенные соглашения. Естественные права становятся всеобщими и обязательными.

Заключая общественный договор, люди переносят естественные права на государство. Оно является ответственным лицом за действия по выполнению общественного договора. Государство не связано гражданскими законами, он само творит их. Оно не может передать власть. Гоббс отстаивает идею необходимости сильного государства. Государственный идеал – верховная власть должна поощрять гражданские инициативы.

Цель законов – способствование их наибольшей самореализации граждан.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!