УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ ЖАНА ЖАКА РУССО.



Жан-Жак Руссо (Rousseau), 1712-1778, - один из наиболее ярких представителей Просвещения во Франции.Его главные политико-правовые труды: "Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми" (1754) и "Об общественном договоре, или принципы политического права" (1762).

Основой политико-правовой концепции Руссо была идея народного суверенитета. Руссо, как и многие его предшественников, исходит из идеи о наличии в истории человечества естественного состояния, в котором все люди равны. В отличие от Гоббс, он считает этот период "золотым веком". Этот период характеризуется состоянием свободы и равенства всех. Появление общественного неравенства Руссо связывает с возникновением частной собственности, прежде всего на землю. Люди, уступая своей естественной свободой, получают свободу гражданскую и, заключив общественный договор, создают государство и право. В концепции Руссо является важным то, что он отрицает необходимость наличия правителя и того, кем правят. Свобода, как и равенство, есть высшее благо людей, подчеркивал мыслитель. Для достижения такой свободы он выдвигает идею народного суверенитета, суть которой заключается в том, что, заключая такой общественный договор, все его участники получают равные права. Для этого необходимо, чтобы каждый индивид отказался от прав, принадлежавших ему ранее, в частности права на защиту своей личности и своего имущества, и вместо этих прав, основанных на силе, получил гражданские права и свободы, включая и право собственности. После заключения такого договора лицо и его имущество поступают под защиту сообщества. Индивидуальные права, таким образом, приобретают юридического характера, поскольку они обеспечиваются взаимному согласию и совокупной силой всех граждан. В результате общественного договора, образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Как и Монтескье, он отрицает договор, как соглашение между правителями и теми, кем правят. В его концепции договор - это соглашение между равными субъектами. Подчиняя себя сообществу, индивид не подчиняет себя никому конкретно и остается таким же свободным, как и был раньше. Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в единое целое - коллективную личность, интересы которой не могут противоречить интересам отдельной личности. Собственно, в этом суть идеи Руссо о народном суверенитете, то есть принадлежность суверенитета народу, как базовый принцип республиканского строя. Суверенитет народа проявляется в осуществляемой им законодательной власти, поскольку политическая свобода возможна только в таком государстве, где законодателем выступает народ. Свобода, согласно Руссо, заключается в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. А, давая определение закона, он подчеркивал: "Любой закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон". Участие всех граждан в законодательной власти исключает, по мнению Руссо, принятие решений, которые бы причинили вред отдельному индивиду. При народном суверенитете, соответственно, отпадает необходимость в том, чтобы верховная власть была ограничена естественными правами индивида. Ее границами служит общее согласие граждан. Общее благо, как цель государства, по убеждению Руссо, может быть выявлено только большинством голосов. Характеризуя народный суверенитет, Руссо выделяет две его важные признаки - он неотчуждаемых и неделим.

Собственно, политико-правовая доктрина Руссо, в значительной степени, легла в основу государственно-правовой практики периода Великой французской революции, со всеми ее положительными и отрицательными чертами. Определяющим было влияние Руссо на формирование ряда новых политико-правовых доктрин уже в более поздние времена. В частности, на формуваня такого течения, как радикализм.

 

 

Политическое и правовое учение Морелли

Морелли (1715—) —французский писатель, теоретик коммунизма

Эпоха. Кризис феодального строя во Франции привел к нарастанию революционной ситуации. Из просветительства выделилось новое революционно-демократическое направление политической мысли.

Логическое основание политического учения. Разделял идеи естественной школы права и идеи Просвещения. Идеальный строй для Морелли —это коммунизм:

— строй, который соответствует ≪природе человека≫;

— строй, который основан на принципе всеобщей обязательности труда и принципе общественной собственности.

Содержание политического учения. Морелли различает два состояния, в котором могут находиться люди:

1) естественное;

2) государственное.

Естественное состояние —золотой век (как у Руссо),когда действуют законы природы, предписывающие людям общую собственность и всеобщую обязательность труда. Морелли —противник концепции договорного происхождения государства. Переход от естественного состояния к государству, по мнению Морелли, не был осуществлен путем заключения общественного договора, а вызван ошибками первых законодателей. Эти законодатели закрепили ≪чудовищный раздел произведений природы≫, который вызвал появление множества ≪жестоких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться≫.в свете такой трактовки появления государства и законов Морелли допускает, что какой-нибудь ≪мудрый законодатель≫ в его время смог бы уберечь индейцев Америки от следования ошибочным путем. Морелли, как и французские просветители, верил в мудрый человеческий разум, используя который можно было бы исключить из жизни людей несправедливость.

Формы правления государства и их развитие. В отличие от Монтескье, который считал, что в основании той или иной

формы правления лежат различные принципы (добродетель,

умеренность, честь, страх), Морелли полагал, что все формы правления ≪покоятся в большей или меньшей мере на собственности и интересе≫. Формы правления сменяют друг друга. Смена одной формы на другую обусловлена концентрацией общественного имущества в частных руках.

Современное ему государство Морелли оценивал как

 

деспотию —несправедливую форму правлении государства, которая в высшей степени противоречит законам природы.

Проект коммунистического строя. В будущем государстве человек будет свободным. Под свободой Морелли понимал следующее: ≪Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания≫.

2.1. Коллегиальные территориальные органы управления: •в каждом городе действуют сенат. Каждый отец семейства, достигший 50 лет, становится сенатором. Функции сената: издание различных регламентов; подсчет лиц различных возрастов и профессий; содержание приютов для престарелых; •в масштабе всей нации действует Верховный сенат нации, который формируется по принципу: по два депутата от сената каждого города по очереди входят в его состав, который ежегодно обновляется. Функции Верховного сената нации: надзор за сенатами городов; суд по особо опасным преступлениям.

2.2. Производственно-территориальные коллегиальные органы управления:

•в каждом городе действует совет. Состоит из мастеров различных корпораций;

•в масштабе всей нации действует Верховный совет на-ции. Подчинен Верховному сенату нации.

Функции этих советов: решение производственных задач; консультирование сенаторов. Морелли описал будущее коммунистическое устройство общества. Переход к коммунизму он предполагал осуществить при посредстве просвещенных монархов, к которым обращался с призывом: ≪Исправьте ошибки политики и морали согласно законам природы...≫.

Многие идеи Морелли (идея свободы как гарантирован ной государством материальной обеспеченности; идея цен трализованного управления народным хозяйством) воспроизводились впоследствии бабувистами —участниками ≪Заговора во имя равенства≫ (1796).

В отличие от Мора, изложившего коммунистические идеи на примере фантастической ≪Утопии≫, Морелли разработал конкретный проект законодательства коммунистического строя.

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 4920; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!