РИМСКИЕ ЮРИСТЫ ГАЙ И УЛЬПИАН О ПРАВЕ И ЕГО ВИДАХ



Гай, выдающийся римский юрист-систематик Древнего Рима, живший во втором веке, принадлежал к сабиньянской школе, которая была названа по имени её крупнейшего представителя Сабина. К сожалению, сегодня невозможно узнать даже полное имя, кроме Гай. Древний Рим, судя по его трудам, достиг в тот период расцвета и отсюда можно сделать выводы, что он работал между 130-180 годами, время правления императоров Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода.

При жизни труды Гая, среди которых главная «Институции Гая», не пользовались особой популярностью, однако, начиная с пятого века, они приобретают широкую известность. В соответствие с законом Феодосия II и Валентиниана III, 426 года, Гай был включен в топ-пятерку юристов, вместе с Папинианом, Ульпианом, Павлом, Модестиной, чьё авторитетное мнение должно всегда приниматься во внимание. Произведения пяти юристов являлись источниками римского права.

Институции Гая написаны примерно в 161 году и являлись вводным учебником для правовых институтов, разделенным на четыре книги.

В первой части рассматривается вопрос о различных социальных статусах людей и как они должны себя вести в рамках закона.

Вторая книга посвящена правам и способам их приобретений, включая закон, касающийся завещаний.

Третья часть исследует проблемы, которые могут возникнуть, если нет завещания.

Четвертая работа изучает практику действий разных форм.

Но для историка интересно другое обстоятельство, даже больше чем само произведение Гая. Древний Рим, когда жил и работал Гай, в юридическом аспекте представлял опробованную систему правил и формальных указаний, определенных претором. Судьи из числа кандидатов назначались претором. Без знания этих условий невозможно понять очень интересный вопрос в истории Римского права и объяснить, как жесткие правила могли быть изменены так называемой справедливой юрисдикцией преторов, применимо к новым условиям в соответствие с понятиями и потребностями более развитого общества.

Помимо «Институций», которые оказали огромное влияние на «Институции Юстиниана», Гай являлся автором комментариев к эдиктам судей, «Законам Двенадцати таблиц» и нескольких других не менее важных произведений. Его интерес с древних римским законам очевиден и по этой причине труды Гая представляют ценнейший источник для историков. В спорах между двумя школами римского юридического права - сабинианская и прокулианская – он оставался приверженцем той, которая в максимально возможной степени следовала древним правилам и сопротивлялась нововведениям.

Право делится Ульпианом, по природе норм, его составляющих, на три рода: jus naturale («естественное право») обнимает все живые существа, jus gentium («право народов») касается лишь людей, jus civile («гражданское право») относится лишь к известному политическому целому. Идея всеобъемлющего, вседовлеющего закона природы, нормы которого лежат вне человека, вне его воли и усмотрения, составляет ту основу, из которого истекло понятие римских юристов о jus naturale. Praecepta juris gentium — обнимают собой нормы, свойственные только людям в их взаимных друг к другу отношениях (hoc solis hominibus inter se commune sit). Комбинацией praecepta jus naturalis и juris gentium обуславливается теоретический взгляд Ульпиана на институт рабства. Поклонник стоической философии, посягнувшей даже на государственное начало во имя космополитизма, называвшей каждого человека гражданином всего orbis terrarum, Ульпиан не мог быть убежденным сторонником рабства. Jure naturali, — говорит он, — omnes liberi nascerentur (по естественному закону все рождаются свободными); в золотом веке, предшествовавшем социальной жизни, рабство не существовало. Но рабство признавалось в Риме и во всех других современных Ульпиниану государствах; это был факт, с которым надо было считаться.

Если рабство — институт общенародный, хотя и contra naturam rerum («против природы вещей») существующий, то оправдание для римского права, его допускавшего, налицо: чем omnes genies utuntur, тем и Рим. Jus civile или jus proprium — это положительное право римского народа, возникающее aut ex scripto, aut sine scripto («или по-писанному, или без писаний»). В основание деления права на частное и публичное Ульпиниан кладет понятие интереса (utilia); что клонится к пользе государства, представляет известный интерес ad statum rei Romanae (для состояния римского государства), то относится к области публичного, все, что клонится ad singulorum utilitatem (для пользы отдельных людей) — к сфере частного права. Высокой нравственной чистотой и гуманностью дышат многие фрагменты Ульпиниана; начала чисто этические часто подсказывают ему разрешение юридических вопросов. Человеческая природа, одинаковая у всех людей, независимо от их социального положения, внушает Ульпиниану мысль о той естественной связи, которая должна быть между всеми людьми (inter nos cognationem quandam natura constituit). Ярче всего принципы Ульпиниана отразились в его знаменитой формуле: juris praecepta sunt haec — honeste vivere, alterum non laedere, suum cuique tribuere («положения права таковы: жить честно, не вредить другому, воздавать каждому своё»). В этих словах сжато и сильно выражена вся нравственная система стоицизма. Даже стоическая проповедь самоубийства нашла место в трудах Ульпиниана: он признает действительными завещания самоубийц (ut quidam philosophi in ea causa sunt ut testamenta eorum valent).

Юриспруденция, по определению Ульпиниана, есть divinarum atque humanarum rerum notitia, justi atque injusti scientia (знание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом). В первой части этого определения проявляется миросозерцание последователя стоической системы: всеобъемлющий закон природы проникает и в область права. Ульпиниан дал Риму одного знаменитого юриста, своего ученика Модестина, окончившего собой блестящую плеяду «созидателей права».

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!