ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ.



ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

История политических и правовых учений. Шпаргалка

Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политических и правовых институтов, так и общества в целом, а также они оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики.

История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д.

Данная дисциплина затрагивает проблемы политики и права, а также широкий ряд других вопросов. Это определено междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений. Предмет истории политических и правовых учений составляет исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве.

Любое политико-правовое учение содержит в себе составные части:

1) теоретическую (это может быть также философская, как, например, у Платона, или религиозная, как у Конфуция). Теоретическое основание сильно зависит от форм общественного сознания, наличествующих в обществе. Так, всредневековой Европе политико-правовые учения носили ярко выраженный теологический характер. Ведь само мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;

2) категориальный аппарат – категории и понятия:

а) общепринятые;

б) новые, введенные данным политико-правовым учением, и собственно способы и ме

тоды решения проблем на теоретическом уровне;

3) политико-правовую программу, касающуюся желательного устройства анализируемых сфер общества, отражающую видение целей и задач государства и права и интересы социальных групп общества. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью тщательного обоснования значимости определенных проблем и их теоретического анализа. Существенная черта любого политико-правового учения – зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Трансформация последних порождает и концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.

Политико-правовые учения выполняют очень важные социальные функции. Они способствуют идеологической самоидентификации социальных групп, осознанию ими своих интересов и механизмов их реализации, реально влияют на трансформацию политических и правовых институтов в обществе.

Политико-правовые учения представляют историю человеческой мысли, попытки людей преобразовать существующие социальные институты. История политических и правовых учений не просто череда определенных идей, концептов или ученых трудов. Это преемственное и последовательное развитие теоретических представлений.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИППУ

Для исследования и усвоения политико-правовых доктрин применяются: (1) общенаучный метод, требующий единства исторического и логического в подходе к исследуемому материалу. Исторический подход фокусируется на возникновении и процессе развития учений, а логический – на выявлении их зрелости, когда они отличаются разработанностью положений, влиянием на мировоззрение различных социальных сил. С логическим связаны подходы: (2) структурный (анализ составных частей учения и их связей), (3) функциональный (рассмотрение роли и влияния учения в обществе), (4) формально-юридический (оформление идей в нормативных документах). Исторический метод предполагает подходы: (5) сравнительный (сравнение с предшествующими, последующими, современными учениями); (6) биографический (изучение фактов жизни мыслителей); (7) классовый подход (особое внимание на роли классовой борьбы в истории).

 Данные методы и подходы помогают выделять общее и особенное в учениях мыслителей, понимать преемственность той или иной идеи, выстраивать в памяти периоды развития политико-правовой мысли.

 При подготовке к занятиям или экзамену советуем следовать такому порядку: 1) рассмотреть биографический материал о личности мыслителя (представителей школы); 2) охарактеризовать период, в который творил мыслитель, причины возникновения данного учения; 3) выделить основные идеи в учении, а также его основные компоненты; 4) по возможности показать связь их с предыдущими и последующими учениями; 5) оценить влияние учения на государство и политику того времени;

ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУРСА ИППУ

Периодизация истории политических и правовых учений.

 История политических и правовых учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям.

 Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена уже влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Такая связь (преемственность) особенно заметна в те эпохи и периоды истории, в которые воспроизводятся философия и иные формы сознания предыдущих эпох и решаются политико-правовые проблемы, в чем-то аналогичные тем, которые решались в предшествующие времена. Так, в Западной Европе разложение феодализма, борьба с католической церковью и феодальными монархиями вызвали широкое воспроизведение в политико-правовых трактатах идеологов буржуазии

 XVI—XVII вв. идей и методологии античных авторов, не знавших христианства и обосновывавших республиканский строй. В борьбе против католической церкви и феодального неравенства использовались идеи первоначального христианства с его демократической организацией; в периоды революционных событий вспоминались демократические идеи античных авторов, республиканские доблести политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима.

 Ряд историков придавал таким влияниям решающее значение, пытался представить всю или почти всю историю политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний ("филиация идей").

 Такой подход преувеличивает возможность чисто идеологических влияний, которые сами по себе неспособны породить новую идеологию, если нет социальных интересов, создающих почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже одинаковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний. Не случаен и выбор каким-либо идеологом политико-правового учения, если оно берется за образец, поскольку каждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных политико-правовых теорий, и выбор одной из них (или идей нескольких теорий) опять же обусловлен в конечном счете социально-классовыми причинами. Наконец, влияние и воспроизведение далеко не одно и то же: доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, чем-то отличается от них (иначе это та же самая доктрина, которая просто воспроизводится); новая теория соглашается с одними идеями, отвергает другие, вносит изменения в наличный запас представлений. В новых исторических условиях прежние идеи и термины могут приобретать совершенно другое содержание и толкование. История политических и правовых учений — это не чередование идей, воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.

 На всех своих этапах развития история политических и правовых учений действительно связана с прогрессом теории государства и права и учения о политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная с неверным ее решением, либо преодоление старого, мертвящего теоретический поиск мировоззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, основанным на ошибочной методологии.

 История политических и правовых учений — не процесс постепенного познания государства и права, накопления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.

 Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное — неистинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии.

 Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о государстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описательной наукой, прогностическая функция которой очень сомнительна. Большую давность имеет спор о политике — наука это или искусство?

 При разработке политико-правовых доктрин главным стимулом теоретической деятельности были не только любознательность, стремление постигнуть причины существования и перспективы развития государства и права, но и страстное, эмоционально окрашенное стремление опровергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества.

 Основная причина многочисленности, разнообразия и сложности политических и правовых учений — желание каждого из идеологов отстоять идеалы своего класса или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы.

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ.

Какова логическая структура политического и правового учения? Учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов:

1) логической основы, объединяющей мифологию, философию (релятивизм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.), религию, науку (психология, биология, социология и др.);

2) содержания: решение той или иной политической и

правовой проблемы (обоснование договорного происхождения государства, суверенитета государства и др.);

3) программной части, т.е. вывода, который делает сам автор, или вывода, который логично вытекает из его учения. На основании исследования программной части политического или правового учения можно причислить указанное учение к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права, школе юридического позитивизма, политическому реформизму или радикализму и др.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 675; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!