Зарождение научного представление об экономике в античный период.



Греческая философия считается вершиной научной мысли Античности. В Древней Греции и современном ей Китае количество философов было примерно одинаковым, хотя Грецию населяло всего 1.5 млн., а Китай – 60 млн. человек. Наука античности была синтетической, целостной, экономические вопросы осмыслялись философами совместно с другими проблемами социальной жизни общества. Мыслителями, внёсшими наибольший вклад в разработку экономических проблем, считаются Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.).

«Домострой», «О доходах», «Экономикос».

Ввёл термин «экономия» (ойкос - дом, хозяйство, номос - правило, закон) - правила ведения домашнего хозяйства. Понимал под экономией основанное на рабском труде крупное земледельческое хозяйство, полностью удовлетворяющее все потребности входящих в него людей. По сути, он рассматривал рациональную организацию натурального хозяйства, основанного на самообеспечении.

Одним из первых мыслителей древности проанализировал проблему разделения труда, при этом занял двойственную позицию. С одной стороны как учёный признавал необходимость отделения ремесла и развитие торговли, отмечал пользу, которую они приносят хозяйству. С другой стороны, как идеолог натурального сельскохозяйственного производства, считал ремесло и торговлю второсортными занятиями, допустимыми только для рабов. Ксенофонт осуждал торговый и ростовщический капитал, особенно крупный, разоряющий сельскохозяйственных производителей.

Платон (428-347 до н.э.)

Основные труды: «Законы», «Государство».

Исследовал проблемы государственного устройства общества, а экономические вопросы рассматривал как производные от политических. В работе «Политика или государство» предложил модель «идеального государства», основанного на натуральном хозяйстве, рабовладении, мелком товарообмене и жёстком сословном делении. Платон считается родоначальником нормативного подхода в экономической науке. Его иногда называют «первым социалистом», основываясь на отрицательном отношении к собственности правящих сословий. Аристократические сословия, управляющие обществом, философы и воины, не должны иметь имущества, чтобы забота о нём не отвлекала от общественных обязанностей. Остальная часть общества (земледельцы, ремесленники, торговцы)  занимается хозяйствованием и распоряжается собственностью. Рабы приравнены к имуществу свободных граждан. Экономической основой идеального города-государства считал земледелие, признавал необходимость ремесла и мелкой торговли, которая возникают из-за разделения труда. В целом относился к торговле отрицательно, считал её занятием, не достойным свободного человека.

Идеальное государство Платона основано на социальном неравенстве. Однако он считал вредной сильную экономическую дифференциацию и выдвинул требование об ограничении максимальных размеров имущества граждан. 

 Аристотель (384-322 до н.э.), крупнейший философ Греции, оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие европейской научной мысли. 

Основные труды: «Никомахова этика», «Политика».

Родился в семье врача. Учился в афинской Академии у Платона, был воспитателем Александра Македонского. В 335 году основал собственную школу – афинский Ликей. Занимался естественными науками, философией, литературой, историей, экономикой. Его труды отличаются стремлением создать целостную систему экономических взглядов, вмещающую весь объём знаний той эпохи.

Аристотель рассматривал товар как единство пользы (полезности, потребительной стоимости) и меновой стоимости. Например, обувью можно пользоваться, чтобы носить её, или чтобы обменять на другой товар. Любой обмен справедлив, если каждый получает столько же, сколько даёт другому. Он понимал, что в основе обмена должна лежать соизмеримость различных по своим характеристикам товаров, общая субстанция, делающая все товары сопоставимыми. В основе обменных пропорций, по Аристотелю, лежит полезность товара для потребителя. Чем выше полезность, тем больше ценность и, соответственно, денежная стоимость блага. Деньги естественным образом возникают для удовлетворения потребностей обмена, но приобретают самостоятельную ценность.

Общественное богатство делится на натуральное и денежное. Истинно только натуральное богатство, оно имеет границы, так как определяется потребностями людей. Денежное богатство границ не имеет. Соответственно, искусство приобретать богатство Аристотель разделил на два направления. Цель первого - удовлетворение потребностей. Эту деятельность людей он назвал «экономией». Цель второго - накопление денежного богатства или «хрематистика» (от «хрема» - владение, состояние). Между ними трудно провести резкую черту, так как каждое благо может использоваться двояко. Естественное употребление блага - удовлетворение потребности человека. Неестественное - для обмена. Если обмен осуществляется, чтобы человек мог получить необходимый ему товар, то это экономическое действие. Если же целью обмена является получение денег - такая сделка является объектом изучения хрематистики. Таким образом, к экономике Аристотель относит непосредственно натуральное хозяйство (процесс создания благ), меновую торговлю (бартер) и мелкую денежную торговлю. Хрематистика включает в себя денежную торговлю (обмен с использованием денег) и ростовщичество. Последнее он считал несвойственным природе человека, проявлением отрицательных его черт (алчности, подлости) и резко осуждал.

Аристотель считал естественным деление общества на социальные группы (классы), существование рабства и социальное неравенство. Он защищал частный интерес и  частную собственность. Но при этом Аристотель определял человека как общественное животное, не существующее вне социальной организации (рода, государства). Поэтому интересы государства, в том числе экономические, могут быть поставлены выше интересов отдельных личностей.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 575; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!