Экономические концепции М. Вебера и В. Зомбарта



Макс Вебер(1864-1920)

 «Протестантская этика и дух капитализма» 1905;  «Хозяйственная этика мировых религий» 1916-1919

Выдающийся немецкий социолог, философ, историк, экономист.

Вебер предложил понятие «идеальных типов» или «типов рациональности» - логических конструкций, характеризующих основные принципы хозяйственной организации различных цивилизаций. Эти типы рациональности задаются различными религиозными картинами мира. Он выделил три «идеальных типа»:

1) Западный тип (иудаистско-христианский).

2) Китайский (даоистско-конфуцианский).

3) Индийский (индуистско-буддийский).

Соответственно разные «идеальные типы» определяют различное отношение к миру, дают человеку разные установки. Даосизм и конфуцианство задают приспособление к окружающему миру, природному и социальному. Индуизм и буддизм ориентируют на бегство от мира. Иудаизм и христианство настраивают человека на овладение миром, преобразование мира.

Наиболее подробно Вебер проанализировал западную цивилизацию. Термин капитализм он использовал в двух смыслах: узком (как тип хозяйственной организации) и широком (как цивилизацию). Капитализм как цивилизация возник на европейском континенте благодаря совпадению объективных и субъективных факторов.

К объективным относятся: рациональная наука, право, рациональный способ производства, а также лежащие в их основе частная собственность, денежное обращение, информационное обеспечение.

Субъективный фактор – дух предпринимательства, сформировавшийся на основе протестантской религии и творческой активности индивидов. Стратегическая линия развития общества, по Веберу, - это нарастание рациональности. Развитие в рамках капиталистической системы означает переход от материальной рациональности (задаваемой внешними условиями существования людей) к формальной рациональности (задаваемой самим социумом). Одним из результатов рационализации является нарастание бюрократизации, переход управления и производством и обществом в руки профессионалов. С одной стороны это положительная тенденция – она помогает преодолеть хаос рыночной экономики. С другой стороны – чрезмерная бюрократизация приводит к угрозе формирования «контролируемого общества» с тотальным подавлением граждан. Такая система также не рациональна, как и абсолютно свободная, хаотизированная. Оптимальной является социально-экономическая организация, сочетающая профессиональное управление с относительной свободой граждан.

Вернер Зомбарт (1863-1941).

«Современный капитализм» 1 т. - 1902, 2, 3 т. - 1926

 «Герои и торгаши» 1915 г.

Исследовал генезис капитализма от его зарождения в феодальном обществе до исчерпания потенциала развития. Предложил понятия «хозяйственных систем» и «хозяйственных эпох», которые соединили в себе абстрактный, логический и эмпирический анализ. Хозяйственная система – это идеальная модель, с помощью которой анализируются конкретно-исторические хозяйственные эпохи. Реальные хозяйственные эпохи характеризуются тремя наборами факторов:

1) социально-психологическим (общественное сознание, тип мышления, идеология);

2) социально-организационным (институциональный);

3) технико-экономическим.

Каждая хозяйственная эпоха в своём развитии проходит три фазы: ранее хозяйство, его кульминационный период и позднее хозяйство. Для капиталистической системы этим фазам соответствуют: ранний капитализм (до промышленной революции), высокий или развитый капитализм (до первой мировой войны) и «поздний» капитализм. В формировании капиталистического хозяйства основную роль играет капиталистический дух, состоящий из двух частей: предпринимательского духа (инновационной и организационной активности человека); бюргерского духа (расчётливости, бережливости). Как и Вебер, Зомбарт главной характеристикой капитализма считал рациональность.

Зомбарту принадлежит концепция «социального плюрализма». В рамках хозяйственной организации позднего капитализма объединяются различные хозяйственные уклады (государственный сектор, крупное предпринимательство, кооперативное хозяйство, крестьянское хозяйство, натуральное хозяйство и ремесло). «Предпринимательский дух» выдыхается, предприниматели стремятся к росту потребления, а не развитию своего дела. Они превращаются в буржуа («простых бюргеров», по Зомбарту). Происходит постепенная эволюция капитализма к социально ориентированному обществу. Социализация экономики достигается мирной борьбой наемных работников за рост своих доходов. Основную роль в организации рабочего движения должны играть профсоюзы.

Зомбарт отмечал и отрицательные стороны возникающего общества «социального плюрализма»: бюрократизацию экономики, превращение некогда свободной экономической системы в иерархическую организацию. Особенно ярко этот процесс проанализирован им на примере модели «немецкого социализма».


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 885; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!