Экономическая мысль древнего мира.



Самые ранние памятники экономической мысли связаны с великими речными цивилизациями древности – Индией, Китаем, Египтом, Вавилоном. К ним относят индийские «Веды» и «Законы Ману», вавилонский «Свод законов царя Хаммурапи» (XVIII век до н.э.), индийский трактат «Артхашастра» (учение о доходах, учение о пользе) (конец IV века до н.э.), труды китайских философов. Все источники Великих речных цивилизаций древности отражают одну общую черту – значительную роль государства в организации экономической жизни. Масштабы огосударствления экономики определялись спецификой хозяйственной организации – существованием сложных ирригационных систем, требующих централизованного контроля.

Первые аграрные цивилизации появились в IV веке до н.э. в Междуречье (Месопотамии) и Египте. Первые государства сложились в этих регионах к началу III тыс. до н.э. Законодательство государств Междуречья было более развитым, чем в Египте.Законы Эшнунны (ХХ в. до н.э., Старовавилонское царство) жёстко фиксировали цены на почти все производимые в стране продукты, ставки наёмной и арендной платы, величину штрафов за различные провинности, норму ссудного процента. В законах царя Хаммурапи наблюдается некоторое ослабление государственной регламентации: разрешался рост частной собственности, регулировалось наследование имущества, аренда земли и крупное землевладение. В законах Хаммурапи предпринята попытка отрегулировать рабство и ограничить рабство долговое, ставшее результатом развития частной собственности.

«Веды» -сборник древних молитв и религиозных гимнов. Это один из древнейших письменный памятник в истории человечества. Они отражали процессы разложения общины и социальной стратификации. Их писали брахманы (жрецы) как свод предписаний, ниспосланных людям высшими силами. В «Ведах» упоминаются три высшие варны, которые затем закрепились среди индийцев. «Законы Ману»(«Ману-смрити»- «Предписания Ману»). Согласно современным данным, писались на протяжении I тыс. до н.э., закончены примерно в II в. до н.э. -  II в. н.э. Они отражали социальное деление древнеиндийского общества, взаимоотношения свободных и рабов, в том числе имущественные, регламентировали патриархальное рабство, провозглашали ведущую роль государства в хозяйственной деятельности людей. Согласно Законам, население Древней Индии делилось на четыре варны: брахманы - священнослужители; кшатрии - воины, вайшьи - купцы, земледельцы, ремесленники, шудры - лишенные имущества бедняки. Формально шудры не были рабами, но из-за своего зависимого положения могли попасть в рабство. В I тысячелетии до н.э. в Индии началось формирование каст - замкнутых групп, выделяемых по месту жительства или профессии.

Автором «Артхашастры» считается министр царя Чагдрагупты Каутилья (321-297 гг. до н.э.). (В переводе «Артхашастра» – учение («артха») о доходах («шастра»). В этом трактате рассматриваются практически все проблемы, с которыми сталкивался государственный деятель (кастовое деление населения и взаимоотношение каст, регламентация рабовладения, экономические функции государства, рациональная организация налогообложения, поощрение и ограничение торговли и т.п.). В «Артхашастре» подробно рассматривается организация отношений собственности, определяются сроки, по истечении которых владелец, не использующий имущество, теряет власть над ним - 10 лет для движимого и 20 лет для недвижимого имущества (в том числе земли).

Практически одновременно, в середине I тысячелетия до н.э. (VI-IV века) в Китае закладываются основы двух противоборствующих идеологий – конфуцианства и легизма.

Кун Фу-цзы или Конфуций (551-479 гг до н.э.) не оставил собственных сочинений. Его взгляды были изложены последователями в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Конфуцианство до настоящего времени остаётся главной идеологической доктриной Китая. Его основная идея – в сочетании патриархальных общинных традиций (отсутствии резкой имущественной дифференциации, взаимопомощь, социальное партнёрство) и сильной государственной власти, находящейся в руках мудрых просвещённых правителей. Безусловное подчинение младших старшим (по возрасту или месту в социальной иерархии), полностью сковывающее их инициативу, смягчается ответственностью за подчинённых и заботой о них (патернализм). В трудах учеников Конфуция рассматривались основные экономические принципы государственной политики (охрана частной собственности, налогообложение), сфера денежного обращения (ростовщичество и ссудный процент), общественное разделение труда, общественное богатство.

Противниками конфуцианцев выступали легисты (законники). Ведущим идеологом легизма считается Шан Ян, министр цинского императора Сяо-Гуна. В середине IV века до нашей эры он провёл в царстве Цинь реформы, укрепившие государственную власть и поставившие всё население под её жёсткий контроль. Ему принадлежит фраза, которая выражает кредо легизма: «Слабый народ, сильное государство». Последователи Шан Яна были сторонниками укрепления государственной власти, сокращения рыночного пространства и частной инициативы, монополии государства на изготовление железных орудий, продажу товаров повышенного спроса (вина и соли). Конфуцианцы, наоборот, выступали за увеличение экономической свободы граждан, разумеется, под контролем государства. На современном языке противостояние легизма и конфуцианства можно назвать дискуссией сторонников и противников тотального огосударствления экономики. 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1069; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!