Христианская смерть. Канонические нормы, регулирующие духовное окормление умирающих и погребение.



● По христианскому учению, человеческие души бессмертны; в разлучении с телом они продолжают жить. ● В символе мы выражаем наше ожидание «воскресения мертвых и жизни будущаго века». ● «Всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися Евхаристии, со испытанием епископа да преподаются Святые Дары». (13 канон I В.С.). ● Всякий верный, даже находящийся под епитимиею, невозбранно удостаивается причащения Святых Тайн. ● Священник, по небрежности которого христианин умер без напутствия, подвергается строгим прещениям. ● Согласно предписаниям Требника, умирающего можно причащать во всякое время, по сокращенному чину. Однако Таинства Причащения не может удостоиться лицо, находящееся в беспамятстве, или упорный грешник, который не желает примириться сЦерковью. ● Недопустимо имитировать Таинство Причащения с останками тех, кто уже испустил дух и отошел на суд Небесного Судии. ● УмершихЦерковьнапутствует молитвами, над ними совершается чин отпевания, их погребают в особо освященном месте (кладбище). ● Исключения допускались лишь в отношении епископов и членов царствующей фамилии; их погребали в церквах. ● В наше время кладбища находятся в ведении государственной власти; на них разрешается погребать всех умерших, независимо от вероисповедания. ● Воспрещается отпевать нераскаянных грешников, не пожелавших перед кончиной примириться с Церковью, и преднамеренных самоубийц. ● Церковьможет отпевать лишь тех, кто принадлежит к ней. ● Усопшие христиане остаются членами Церкви; Церковьвозносит о них своимолитвы (Божественная Литургия, Панихиды, Радоница, Дмитриевская суббота, Мясопустная суббота и др.).

36. Канонизация святых и еѐ критерии. Почитание святых.
Святые общечтимые и местночтимые.

● Суд над усопшими творит Господь. ● Церкви открывается, что некоторые из усопших угодили Богу своим святым житием, достигли вечного блаженства и предстательствуют за нас перед Его Престолом. ● Канонизация – признание Церковью того или иного из ее усопших членов состоящим в сонме угодников Божиих. ● В Православной Церкви ни процедура канонизации, ни характер почитания святых не подвергаются такой тщательной и детальной регламентации, как в Католической Церкви. ● Три разряда древних святых: 1) ветхозаветные патриархи, пророки, новозаветные апостолы; 2) мученики; 3) святые, которых Церковь признала достойным сего признания (по Е.Е. Голубинскому). ● Сверхъестественноесвидетельство самого Бога (дар чудотворений при жизни, по смерти). ● Благочестивый подвижник становился предметом народного чествованияв сравнительно незначительном районе, который с течением времени мог расширяться. Являлся культ святого, к которому присоединялись церковные власти.● Иерусалимский Патриарх Нектарий (†1680): Свидетельствооб истинной святости в людях: 1) православие безукоризненное; 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови,проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес; 3) нетление мощей или благоухание костей.●Местночтимыесвятые: чтимые в пределах целой епархии, в одном монастыре или приходе. ● Святые: почитаемые во всех Церквах Восточного Православия; почитаемые только в Русской Церкви.● Святые призываются в общественных церковных молитвах, в их честь составляют службы, во имя их освящаются престолы и церкви, им устраиваются ежегодные празднества, их изображения почитаются как иконы; почитаются также их мощи. ● Особый вид почитаемых усопших – подвижники благочестия. Иногда при гробницах почитаемых подвижников пели одновременно и панихиды, и молебны. (Примеры: Соломонида, разведенная супруга великого князя Василия III, св. Анна Кашинская, преп. Максим Грек).

Церковные наказания для клириков и мирян.

Гл. цельнаказаний, применяемых духовными судами (епископский суд, тайный суд духовника) – врачевание болезненных состояний душ самих грешников.● Церковныенаказания – отлучение (полное, неполное) – преступник церковных канонов лишается всех (или некоторых) прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. ● Анафема (великое отлучение) – за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Она может быть отменена (за покаяние). ● Четыре ступени покаяния, которые последовательно проходит кающийся грешник: 1) Плачущие (стояли вне Церкви); 2) Слушающие (стояли в притворе, уходили вместе с оглашенными); 3) Припадающие(после удаления из церкви оглашенных, над ними епископ читал молитву); 4) Купно стоящие(оставались до конца Бож. Литургии, но не причащались).● В древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера. Они могли сокращаться, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося.

Наказания для мирян. ●Отлучение от причастия. ● Дисциплинарные правила Василия Великого: произвольное отречение от христианской веры (пожизненное); отречение по страху мучений (8–9л.);вольное убийство (20л.), невольное (10л.), убийство плода во чреве (10л.), прелюбодеяние, блуд монаха (15л.); блуд мирянина (7л.), мужеложство, скотоложство (15л.), кровосмешение (20л.). ● Епитимия (с к. IVв., в замен публичному покаянию): продолжительность покаяния сокращалась; кающийся совершал предписываемые ему подвиги (усиленныйпост, земные поклоны, благотворительство). ● Дисциплина церковных покаяний на Руси: 1) малое отлучение(временное удаление от участия в храмовой молитве, запрет причащаться Святых Тайн);налагал епархиальный архиерей за «великий и явный грех». 2)анафема(великое отлучение)(совершенное отсечение преступника от Церкви). ● Длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически не применялись. ● Особый вид церковного наказания– лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумном состоянии или в беспамятстве.

Наказания для лиц духовных.Извержение из сана(у мирян – анафема) ● Запрещение священнослужения (у мирян малое отлучение). ● За свои преступления клирики не подлежат наравне с мирянами ни великому, ни малому отлучению, ибо в таком случае одно и то же преступление каралось бы двойной карой. ● Извергаются из сана: уклонившиеся в ересь, отпадшие от христианской веры; за убийство; за избиение;нарушившие 7 заповедь;вступившие после хиротонии в брак. ● Лишение сана определяется раз навсегда. Если извергнутый из сана дерзнёт на совершение священнослужения, то он на основании 28 Апост. правила – подлежитанафеме. ● Запрещение священнослужения. По древним канонам, клирики, лишенные права священнодействия, сохраняли за собой право за Литургией приступать к Святым Тайнам вместе с духовенством раньше мирян. ● Наказаниек архиереям: лишение епископов братского общения с другими епископами(епископ не явился на Собор без благословной причины; принял в подчиненный ему монастырь монаха из чужого монастыря и т.п.) В современной дисциплинарной практике Церкви не применяется. ● В Русской Церкви применяются сл. наказания, как правило, за маловажные проступки: 1)епитимия без запрещения священнослужения; 2) отрешение от места и исключение за штат.Ныне обе эти меры называются одинаково –увольнением за штат;3) По Уставу Духовной Консистории были такие наказания клириков: усугубление надзора со стороны благочинных,денежные взыскания (за неисправное ведение метрических книги т.п.), земные поклоны в храме, строгий или простой выговор и замечание; 4) За преступления, подлежавшие светскому уголовному суду, в синодальную эпоху по отношению к монахам – лишение монашества.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 553; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!