Основные принципы, регулирующие совершение Божественной Литургии и других последований.



● Священнослужебная власть имеет право устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение. ● Формы богопочитания могут быть различны; различия в обрядах допускаются, но обряд должен строго и точно выражать догматическое учение, веру Церкви. ● В РПЦ с конца XVIII в. существует единоверие: в единоверческих храмах богослужение совершается по церковным книгам дониконовской печати с соблюдением дониконовской обрядности.

● Всякие изменения в богослужение вносятся законной церковной властью. ● Самовольное изменение обрядов, принятыхЦерковью – противоправное действие, угрожающее расколом. ● В соответствии со 116-м правилом Карфагенского Собора произвол в богослужении запрещается. ● Наша Церковь ныне совершает богослужения по заимствованному ею на Христианском Востоке Иерусалимскому Уставу. В случае необходимости новые обряды или новые праздники вводятся по постановлению законной церковной власти (в настоящее время у нас — Поместного и Архиерейского Соборов, Патриарха и Священного Синода).

● Богослужения совершать могут лишь священные лица: епископы и пресвитеры.
● Диаконы и церковнослужители помогают епископу и пресвитеру в совершении богослужения. О том, что только посвященным лицам дозволяется читать с амвона, говорится и в 14-м правиле VII Вселенского Собора.● Богослужение должно совершаться благообразно, благоговейно и в тишине, с соблюдением ясности и внятности в чтении и пении. ● Молящиеся в храме обязаны вести себя прилично святости храма, приходить к началу богослужения и оставаться в храме до окончания службы. ● В воскресные и праздничные дни при общественном богослужении должны присутствовать все верующие. На основании 80 правила Трулльского Собора прещениям подвергаются те, кто без благословных причин пренебрегает этим: «…в три воскресные дни <…>не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

Священнодействия: 1) Таинства (установлены самим Спасителем как средства сообщения людям Божественной благодати); 2) Различные молитвословия (установлены Церковью в силу полученной ею от своего Основателя власти для призывания благословения Божия).

Средоточие христианского богослужения– совершение Таинства Евхаристии (Божественная Литургия). ● Место её совершения:1) освященный храм; 2) ввиду исключительных обстоятельств – вне церкви (оснащение храма и престола заменяется антиминсом; антиминс – шелковый плат с изображением Спасителя во гробе и частицей мощей, зашитой под изображением; внизу антиминса должна быть подпись епархиального епископа).

● В одном храме на одном престоле Литургия может совершаться не более одного раза в день, а священнослужитель не может в течение дня совершать более одной Литургии.

Канонические постановления, касающиеся церковного календаря.

● Богослужения совершаются в то время, которое предусмотрено уставом; общественное богослужение включает в себя особые последования, связанные с временем суток, днем недели, календарным днем. ● В пределах года есть праздники и посты. Праздники различаются по степеням. ● С годовым церковным кругом связано и совершение треб; браковенчание запрещается накануне среды, пятницы и воскресенья, а также великих храмовых праздников, в продолжение постов, святок, на сырной седмице, в течение Светлой седмицы, а также в дни накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня (1 Всел. 13).

● Ныне: 1)по Юлианскому календарю(старый стиль) живут: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская Церкви; 2) по Григорианскому календарю (Новоюлианский стиль) живёт большинство Православных Церквей (Постановление о переходе на Новоюлианский календарь вынесено было на Константинопольском Совещании 1923г.).

● Абсолютно точным астрономически не может быть вообще никакой календарь, так как продолжительность суток не кратна продолжительности солнечного года. Григорианский календарь не особенно удачен и с астрономической точки зрения. Хронографы и астрономы предпочитают пользоваться древним Юлианским календарем – при пользовании им нет необходимости переводить даты из одного исчисления в другое.

● Григорианский год – истинное мучение для хронографов (профессор В.В. Болотов).● Не одобряли новый календарный стиль – профессор Н.П. Глубоковский, математик и астроном А.Н. Зелинский.

● Самый главный недостаток Григорианского (Новоюлианского) календаря – в литургическом отношении он уступает традиционному Юлианскому (с его введением связано выпадение из литургического года целых 13 дней (в XX веке)). Переход к Новоюлианскому календарю при сохранении Александрийской пасхалии приводит к тому, что в некоторые годы совершенно исчезает Петров Пост.

Московское Совещание 1948г.: официальное постановление, касающееся календарной проблемы:1) для всего православного мира обязательно совершать праздник Святой Пасхи только по старому (Юлианскому) стилю, согласно Александрийской пасхалии, 2) для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем, 3) клирики и миряне обязательно должны следовать календарю или стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают.

● Руководствуясь принципом икономии, Священный Синод РПЦ в 1967г. вынес постановление: «… разрешить православным прихожанам, проживающим в Швейцарии и находящимся в юрисдикции Московской Патриархии, совершать неподвижные праздники и праздники Пасхального крута по новому стилю».

● Спор о времени празднования Пасхи потряс Церковь уже во II веке. Общины Азии праздновали Пасху 14 нисана, независимо от дня недели, а остальные Церкви Пасху переносили на воскресный день, при этом в расчет принималась дата иудейского празднования. ● После I В.С. (325г.) Александрийская пасхалия стала Пасхалией Вселенской Церкви. ● В определении дня празднования Пасхи следует руководствоваться 3 принципами: полнолуние, равноденствие, воскресение (Св. Епифаний).


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!