Монашество. Монастыри. Важнейшие канонические правила, регламентирующие монастырскую жизнь.



«Монах» (μοναχος) – уединенный. ● Монашество – особое состояние в Церкви; не третье сословие в церковном народе; одни монахи принадлежат к чину клириков, другие (как миряне) не имеют сана. ● Корни монашества заложены в евангельскойпроповеди. ГосподьИ. Христоспризывал Своих учеников к совершенству, отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит через обет девства. «… не все вмещают слово сие, но кому дано…» (Мф.19:10–12). ● Евангельское совершенство предполагает нестяжательность, бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим…»(Мф.19:21).

● Первоначально христианские девы и девственники не разрывали связи с семьей и миром. В III веке некоторые из давших обет девства стали уходить в пустыню. Так родилось монашество. Первые монахи – отшельники, анахореты. ● Пустынножительство(преп. Антоний Великий). ● Общежительное монашество (Пахомий Великий). ● Василий Великий: 55 пространных, 313 кратких правил для монастырей и монахов– поныне являются законом для монашества. Монахи должны неукоснительно соблюдатьтри обета: послушание старшим;целомудрие; нестяжательность. ● IVв. – первые женские монашеские общины. ● IVв. – монашество распространяется на западе Рим. Империи. Преп.Венедикт Нурсийский (†543г.)● Монашеские ордена: бенедиктинцев (устав св. Венедикта), доминиканцев, францисканцев, предикаторов, иезуитов. ● «Специализация» католических монастырей по орденам связана с церковно-практическими целями (просветительская, миссионерская, аскетическая, благотворительная). ● На Востоке различали общежительные и особожительные монастыри. ● Общецерковноезаконодательство впервые коснулось монастырей только в V веке. Не позволялось бесчинное вмешательство монахов в церковноеуправление.Монашеские общины подчиняются своему епископу.

Каждый монастырь должен иметь своих священников из числа монашеской братии (иеромонахи, иеродиаконы).

Каноническая регламентация монашеского пострига.

Для пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом. Необходимо только искреннее покаянное настроение. Даже самый порочный образ жизни в прошлом не препятствует постригу, ибо монашество – суть подвиг непрестанного покаяния: а каяться должен всякий грешник.

● Каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу 10-летних. ● Для произнесения самих обетов – 17-летних. ● В России в синодальную эпоху дозволялся постриг мужчинам – 30 лет, женщинам – 40 лет. Из этого закона допускались отступления, но при рассмотрении ходатайств Святейшим Синодом. Учащимся духовных семинарий дозволялось принимать постриг в 25 лет. Не распространялся возрастной ценз и на вдовых священников.● Предварительный послушнический искус – нормальным образом должен продолжаться 3 года (мог быть сокращен). ● Лица, окончившие духовно-учебные заведения, и вдовые священнослужители освобождались от послушнического искуса (указ Святейшего Синода от 25 мая 1832г.). ● Необходимое условие для пострига – свободное и непринужденное стремление к иночеству.

● В Российском законодательстве особое значение придавалось тому, чтобы ищущий пострига был свободен от обязанностей, не совместимых с монашеством. ● Законами запрещалось постригать мужа при живой жене и жену при живом муже, если только не было взаимного согласия со стороны и того и другого поступить в монастыри. При этом требовалось также, чтобы супруги были бездетными, или чтобы их дети уже не нуждались в родительском попечении. В таком случае жену можно было постричь в любом возрасте, но муж должен был достичь 30 лет. ● Запрещалось постригать лиц, обремененных долгами, находящихся под судом, состоящих на военной или гражданской службе без увольнения от городских или сельских обществ.

● В VI веке считалось, что пострижение может совершать только монах-пресвитер.
● По 19-му прав. VII В.С. пострижение может совершать всякое лицо из священного чина. ● Постриг – «второе крещение» (блаж. Иероним).Как при крещении присутствует восприемник, так и при постриге присутствует духовный отец, который берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни.

● 3 монашеских чина (по степени приближения к идеалу иноческого жития): рясофорные монахи (получившие черную монашескую рясу в залог будущих обетов монашества); действительные (мантийные) монахи (произнесшие3 установленных обета – послушания, целомудрия и нестяжательности – и получившие при постриге мантию);схимники (связанны обетом совершенного отречения от мира и человеческого общества и отличаются особыми одеждами, называемыми великою схимою).Из содержания монашеских обетов, смысл которых в отречении от обыкновенного человеческого общежития, вытекают определенные ограничения: 1) монахи не могут вступать в брак; 2) монастырскими уставами им запрещается употребление мяса;
3) монахи не могут быть восприемниками; 4) монахам в священном саневозбраняется служение в приходских церквах и совершение приходских треб; 5) монахи не могут иметь личной собственности; все имущество, внесенное ими в монастырь, должно принадлежать монастырю.Поэтому законы Российской Империи предписывали, чтобы перед постригом ищущий монашества распорядился своим имуществом; отдал родовое имение законным наследникам, а благоприобретенное – по усмотрению. На этом же основании государственные законы не признавали за монахами ни права на завещание, ни права получать имущество по наследству и по завещанию. ● По российским законам из этих правил делались исключения:1) для начальствующих монахов, 2) для монахов необщежительных монастырей.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 610; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!