Условия совершения хиротонии.



Хиротония (рукоположение) – важнейший акт поставления на священные степени для священнослужителей. Для действительности и законности хиротонии требуется соблюдение ряда условий, касающихся как лиц рукополагающих и рукополагаемых, так и самого совершения Таинства. ● Власть совершать рукоположение принадлежит епископам, и только им, как преемникамсвятыхапостолов. ● Рукополагающий епископ должен быть православным. (Ныне нашаЦерковьпризнает действительность хиротоний, совершаемых в Католической, Старокатолической и нехалкидонских Церквах. Однако, невозможно признавать благодатным иерархическое значение протестантских ординаций). ● Епископ, совершающий хиротонию,должен пребывать у церковной власти. (В древности хорепископы, как не вполне самостоятельные архиереи, могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа. В наше время это правило применяется в отношении викарных архиереев и епископов, ушедших на покой). ● Епархиальный архиерей вправе преподать хиротонию лишь лицам, находящимся в его юрисдикции, клирикам своей епархии. ● Рукоположение в епископскую степень совершается собором архиереев (2 или 3 епископа). ● Пресвитера и диакона поставляет один епископ.

При совершении акта хиротонии требуется:1) чтобы он осуществлялся в храме, в алтаре, в собрании молящегося народа (пение слова «аксиос»); 2) хиротониядолжна совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в канонах; 3) хиротония действительна, если она связана с назначением на определенное место, в определенной церкви;
4)рукоположение, единожды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях.

● Рукоположениево епископа – не должно совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру. ● Присутствие греха симонии при поставлении на священную степень – упраздняет действие благодати, делает рукоположение недействительным.

Священная и правительственная иерархия. Титулы правительственной иерархии различных степеней священства.

Священная иерархия. Три степени – диаконская, пресвитерская,епископская –апостольского происхождения; они пребудут до скончания века.Церковьне властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.
● Церковнослужительские чины:иподиакон, свещеносец, певец, чтец.

Будучи равными на уровне сакраментальном, епископы (пресвитеры и диаконы) могут различаться по объему полномочий и месту, занимаемому в диптихах или перед престолом. Различие священнослужителей по этому признаку называется правительственной иерархией.

Правительственная иерархия епископской степени. ●Титулы епископов – папа, патриарх, католикос, экзарх, примас, митрополит, архиепископ, хорепископ.
● Исторически первый епископский титул – митрополит. ● Титул экзарха имеет длительную историю; в течение веков значение этого термина радикально менялось. (Первоначально экзарх был самостоятельным иерархом;позже экзарх был только органом Патриаршей власти; в настоящее времятитул экзарха возвращается к первоначальному своему значению).На Западе, в латинской половине империи, экзархам соответствовали примасы.● Патриарший титул получил распространение вVI веке. ● Слово «папа» со временем закрепилось как титул за епископами трех первых Престолов Христианской Церкви, первенствовавших до возвышения Константинополя, – Римским, Александрийским и Антиохийским. ● Католикос – в древности – предстоятель Церкви, находившейся за восточными границами Византийской империи; Армянская, Грузинская Церкви. ● Хорепископ – сельский епископ – в середине II века.Со временем хорепископы были заменены периодевтами в пресвитерском сане.

Правительственная иерархия пресвитерской и диаконской степени.В Русской Церкви ныне есть священники, протоиереи и протопресвитеры; в монашестве – иеромонахи, игумены и архимандриты. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, мы знаем также протодиаконов и архидиаконов.

Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии. ●Все степени правительственной иерархии – исторического происхождения; устанавливаются и упраздняются самой Церковью. ● В отличие от священных степеней, которые сообщаются чрез Таинство священства – хиротонию, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью.

Степени правительственной иерархии и церковные должности. ●От степеней правительственной церковной иерархии, которые носят постоянный характер, следует отличать церковные должности, имеющие временный характер, связанные с совершенно определенными властью и обязанностями. На церковные должности ставят только путем назначения и производства, без хиротесии. ● Чрезвычайно сложной была иерархия церковных должностей в Константинопольской Церкви.9 рангов (9 пятериц). Первый ранг: великий хартофилакс, великий эконом, великий сакеларий, великий скевофилакс, сакелий. Перечисленные чины именовались церковными архонтами (князьями) и составляли особое сословие, подобное сословию римских кардиналов. ● Весьма высокое положение в системе церковного управления занимали патриаршие синкеллы (сожители), поначалу являвшиеся чем-то вроде келейников Патриарха, наблюдавших за порядком в их домашней жизни. Впоследствии синкеллы стали чрезвычайно влиятельными помощниками Патриарха в делах церковного управления. Это почетное звание в средневековье стремились получить и епископы.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 445; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!