Абсолютные и относительные препятствия к заключению брака.



Виды препятствий.1) Абсолютные – исключают вступление в брак с кем бы то ни было;2) Условные – родственные, духовныесвязи.

Абсолютные препятствия к браку, одновременно расторгающие его: ● Лицо, уже состоит в браке ● Священнослужители (иподиаконы).Дозволяется вступать в брак после поставления – лишь чтецам и певцам. ● Монахи, монахини– после принесения ими обетов. ● Вдовство после третьего брака.● Виновность в расторжении предыдущего брака (вина – прелюбодеяние). ● Физическая и духовная неспособность к браку (идиотизм, душевная болезнь). ● Возрастные ограничения. Совершеннолетие для брака: гражданское – 18 лет (жених), 16 лет (невеста); церковное – 15 и 13. (Указ Свят. Синода от 19 июля 1830г.). Высший предел для вступления в брак (Василий Великий): для вдов – 60 лет, для мужчин – 70 лет.● Отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты.

Относительные (условные) препятствия. ● Кровное родство (4 степень бокового кровного родства). ● Отношения свойства (4 степень свойства) ● Духовное родство (3 степень) ● Гражданскоеродство – усыновление (в Византии запрещались браки в родстве по усыновлению до 7 степени). ● Взаимное согласие вступающих в брак – непременное условие законности и действительности брака. ● Единство религии. (запрещены браки православных с язычниками, еретиками (10 прав. Лаод. Соб; 72 канон Трул. Соб.). В России с 1721г. дозволялись браки православных с католиками, протестантами и армянами (вступающие в брак брали на себя обязательство давать детям православное воспитание)

● Как писал епископ Далматинский Никодим (Милаш), «при условной незаконности брака он может быть впоследствии признан законным, если при его заключении были такие препятствия, которые можно устранить без нарушения основы брака. ● Это бывает: 1) когда брак заключен раньше установленного законом возраста, а между тем супруги уже достигли этого возраста; 2) когда во время заключения брака один из супругов был неспособен к исполнению супружеских обязанностей, а затем излечился от недуга; 3) когда старшие не дали своего согласия на брак, а потом согласились и т.п.

● Брачное право нуждается в серьезном его изучении применительно к обстоятельствам секуляризованной эпохи; в которой, возможно, более надежным ориентиром могут служить нормы доконстантиновской эпохи (Древней Церкви), чем нормы византийской эпохи.

Последствия вступления в брак. Расторжение брака.

Последствия вступления в брак. ● Взаимные обязанности супругов● Муж и жена должны любить друг друга, быть безусловно преданными друг другу. ● Хранение супружеской верности. ● Обязанность совместного жительства. ● Преимущество в определении места жительства принадлежит мужу (главе семьи). ● Временное разлучение, не вызванное гражданскими обязанностями одного из супругов и угрожающее семейному миру заслуживает осуждения; но оно не дает права оставленной стороне на расторжение брака (основание – доказательство связиотлучки одного из супругов с прелюбодеянием). Безвестная отлучка мужа не дает права жене вступать в другой брак. ● «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы»(Колос.). ● «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии»(1 Тим.). ● Мужу принадлежитправоуправлять семьей, действовать при этом посредством доброго совета и примера. Жена обязана повиноваться мужу во всем и слушаться его, если только он не требует от нее чего-либо противного заповедям Божиим и Его нравственному закону, ибо в таком случае справедливее более слушать Бога, нежели человека (Деян.).Взаимные права и обязанности родителей и детей Родители-христиане воспитывают, учат детей с младенческого возраста вере, молитве, основам христианского вероучения. ● Рамки личного бытия родителей становятся уже, их жизнь делается «житием» (подвигом). Дети требуют забот, доставляют огорчения, но зато дарят и много радостей. Дети побуждают родителей быть строже к самим себе. ● Даже ради монашеского подвига родители не смеют оставлять детей без попечения. ● Ребенка следует воспитывать так, чтобы он признавал авторитет родителей, осознавал свою обязанность повиноваться родителям, почитатьих. Прямой долг детей молиться за родителей и при их жизни, и после смерти. ● Взрослые дети обязаны помогать родителям в нуждах их. ● Брачноецерковное праворазличает законных детей и незаконных. ● Для пресечения соблазна и уврачевания зла церковное право допускает легитимацию внебрачных детей. ● Взаимные обязанности имеются между усыновленными детьми и их усыновителями.

Расторжение брака. ● Канонические основания ● Смертьодного из супругов. ● Прелюбодеяние. ● Признание недействительности брака. ● Основания для признания брака недействительным (в России, в синодальную эпоху): браки совершены по насилию, в сумасшествии одного или обоих брачующихся, с лицами, не свободных от другого брака, лиц, состоящих в запрещенных степенях родства, лиц, которым по расторжении брака запрещено вступать в новый брак, лиц, не достигших церковного совершеннолетия (15 и 13 лет), монахов, священников и диаконов, пока они состоят в своем сане, православных с нехристианами.● Развод. ● Католическоеправововсе не допускает развода; на практике в Католической Церкви чаще, чем у нас, отменяются как недействительные фактически существующие браки. Такая отмена дает обеим сторонамправовступать в новый брак. Православное церковноеправо запрещает второй брак для виновной стороны. ● Законное основание для расторжения брака(Византийскоезаконодательство): случаи – аналогии супружеской неверности или смерти (аналогия смерти – безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 или 10 (для военных) лет); покушение на царя; покушение одного супруга на жизнь другого; прелюбодеяние;аборт; восприятие собственного ребенка от купели крещения; неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (после 2 лет заключения брака); монашеский постриг одного из супругов с согласия другого; в случае избрания мужа епископом (жена должна вступить в монастырь). Развод в России.● После Крещения, на Руси, в практике весьма часто браки расторгались из-за бесплодияжены; формальное основание для развода в таких случаях – вступление жены в монастырь. ● В синодальную эпоху число законных оснований для развода было ограничено. ● Поместный Собор РПЦ 1917–1918гг.: поводы: отпадение от Православия, прелюбодеяние, противоестественные пороки, заболевание проказой, безвестное отсутствие, снохачество, сводничество и т.п.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 802; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!