Территориальный принцип церковного устройства и исключения из него.



ВселенскаяЦерковьсостоит из отдельных поместных Церквей. Поместные Церкви включают в себя епископии (епархии), а епархии – приходы. ● Иные единицы административно-территориального деления Церкви: автономные церкви, экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура Церкви сложилась в течение первых столетий ее истории, и с тех пор в основе своей она остается неизменной. ● Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В своем территориальном размежевании поместные Церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами.
● 38-е правило Трулльского Собора: «Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен, будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел».

Исключения в разграничении церковной юрисдикции: 1) В древности главы одних поместных Церквей для поддержания постоянного общения с другими Церквами направляли к их митрополитам (экзархам, Патриархам) своих представителей –апокрисиариев. Монастыри (иначе – метохи или подворья), в которых пребывали апокрисиарии, находились в канонической власти той Церкви, которая их направила.
2) ПравоПатриаршей ставропигии. Патриарх может водрузить крест при устроении монастыря или церкви вне пределов своей епархии, включив их тем самым в свою непосредственную юрисдикцию. 3) Диаспора. Территория православной диаспоры может находиться в юрисдикции разных поместных Церквей (Западная Европа, Америка). Подобная ситуация носит временный характер. В конце концов должныобразоваться новые автономные или автокефальные Церкви.

41. Церковная автокефалия. Условия дарования автокефалии.
Автономные Церкви и причины их появления.

● Основать новую автокефальную Церковь может: 1) епископат Вселенской Церкви, 2) епископат Церкви автокефальной. ● Конст-ский Патриархат предоставил автокефалию: Болгарской, Сербской, Русской, Элладской, Румынской, АлбанскойЦ-вам. ● Русская Церковь даровала автокефалию: Польской, Чехословацкой, Американской Церквам. ● Известно о слиянии нескольких автокефальных Церквей в одну (Сербская Ц-вь в 1920г.).

Условие дарования автокефалии1)воля кириархальной Церкви.2) Самочинное провозглашение автокефалииместным епископатом;позжесовершалось законное дарование автокефалии со стороны Церкви-матери. (Элладская, Румынская; Польская, Грузинская Ц-вь).3)Провозглашение автокефалии в случае, если власть кириархальной Церкви уклонится в ересь или раскол (Русская Ц-вь, 1448г.).

● Автокефальная церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ поставляется своими архиереями. В ней – не менее 4 епископских кафедр. Она сама приготовляет для себя святое миро. Она самостоятельнав административной и судебной деятельности.Все автокефальные Церкви равноправны.

Автономные Церкви. ●Не обладают полной самостоятельностью: их первые епископы поставляются архипастырями кириархальной Церкви; Святое миро – от Церкви кириархальной. ● Основания для провозглашения автономии:1) нахождение ее в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь; географическая отдаленность; этническое своеобразие. 2) Исторически провозглашение автономии часто следовало за приобретением политической самостоятельности гос-вом, где находится эта Церковь. Утрата же гос-ной самостоятельности обычно ведет и к упразднению автономии. ● Статус автономных Церквей – промежуточный; в истории наблюдаются 2 тенденции в судьбе автономных Церквей: 1) дорастают до автокефалии 2) утрачивают автономию, превращаясь в обычные епархии. ● В настоящее время наши диптихи знают 3 автономных Церкви: Синайская, Финляндская,Японская.

Канонические принципы высшего управления Поместной Церкви.

● В ходе истории поместные Церкви становились все более крупными образованиями, но основные принципы их внутреннего устройства, будь то митрополии IV века или позднейшие Патриархаты, оставались неизменными и незыблемыми.

1) Каноническая основа структуры управления автокефальной поместной Церквиопределена в34-м Апост. правиле: 1.1) Первенствующих епископов в каждой епархии почитать главою; без них не делать ничего такого, что имеет отношение к общему состоянию Церкви (догматические исследования, мероприятия по поводу общих заблуждений, поставления архиереев и т.п.); 1.2) Первенствующему епископу не позволительно, по злоупотреблению честию, превращать оную в преобладание, действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо указанное выше, или подобное тому.

2) Митрополитсозывает Поместные Соборы и имеет право председательствовать на них (19 прав. Халкид. Собора.). 3)Первоиерархиимеют попечение о вдовствующих кафедрах; осуществляют руководство при избрании епископов; утверждают избранных (4 и 6 каноны I Ник. Собора). 4) Главе поместной Церкви принадлежит право принимать жалобы на епископов и назначать соответствующие расследования (9 прав. Халкид. Собора). 5) Первоиерарх имеет право визитации (посещение подчиненных епископий)(63 прав. Карфаген. Собора). 6) Подчиненные первоиерарху епископы обязаны возносить его имя за богослужением (14 прав. Двукратного Собора).

Границы власти Первоиерарха. 1) В делах, касающихся всей поместной Церкви, он не может решать ничего важного без согласия собора епископов; 2) Первоиерарх избирается и поставляется собором зависящих от него епископов; и в случае печальной необходимости подлежит их суду; 3) В парикии подчиненного ему епископа первоиерарх действует лишь как административная власть, но не как архиерей: он не вправе здесь ни рукополагать, ни учить, ни совершать каких-либо архиерейских действий без согласия местного епископа; 4) При решении церковных дел Первоиерарх действует не единолично, а от лица всей поместной иерархии, которая представлена на Соборе.

Соборы. 1)Созывать собор не реже одного раза в год (8 прав. Трул. Собора); 2) По зову первоиерарха все епископы обязаны являться на указанное им место. Отсутствующие без уважительной причины подлежат прещениям. 3) Чтобы постановления Собора имели законную силу, он должен состоять не менее чем из 3 иерархов (митрополита и двух епископов). 4) Вопросы, относящиеся к ведению соборов, разделяют на «канонические» и «евангельские» (7 В.С.). 5) Поместный Собор – также и судебное учреждение:первая инстанция – при рассмотрении споров между епископами о границах их областей, по жалобам клириков на чужого архиерея, по жалобам на епископов с обвинением их в действиях, несовместимых с достоинством архиерейского сана; вторая инстанция – для всех мирян и клириков, в отношении которых епископ изрек приговор об их отлучении.

Высшее управление в Патриархатах.● Права Патриархов – в главном аналогичны правам автокефальных митрополитов, но круг их более широкий. ● Патриархам принадлежит право утверждать митрополитов, избранных провинциальными соборами, рукополагать их. ● Патриархи имеют право ставропигии. ● Канонические постановления об избрании митрополитов распространились вначале и на избрание Патриархов. Впоследствии право утверждения Патриархов присвоили себе светские государи (императоры).


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 533; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!