Образование Поместных Церквей в эпоху Вселенских Соборов.



Эпоха Вселенских соборов: 4-8 века.

● Самая ранняя в истории форма объединения нескольких епископий в одну поместнуюЦерковь – Церковь отдельной провинции Римской империи (Вифиния, Ликия, Египет, Понт). Епископы главных городов этих провинций именуются в 34-м Апост. правиле «первыми епископами». ● Христианствораспространялось по провинциям из их центров. Христианские общины, обязанные своим рождением епископам и проповедникам из апостольских Церквей провинциальных столиц – митрополий, чтили эти Церкви как своих матерей, признавали для себя их авторитет, а в известном смысле и юрисдикцию предстоятелей материнских церковных общин.Так складывались первые поместные Церкви, возглавляемые автокефальными первыми епископами.

Экзархаты. Середина IV столетия. В 6-м каноне Сардикийского Собора впервые упоминается сан экзарха. ● Экзархи, о которых говорится в 9 и 17 правилах Халкидонского Собора, были епископами церковных диоцезов, которые, как показала история, явились эфемерным образованием – всего лишь промежуточным этапом на пути к оформлению более крупных церковных образований (Патриархатов).

Патриархаты. Процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с тем новым административным делением, которое сложилось в IV столетии. При св. равноап. Константине Великом империя была разделена на 4 префектуры: Италию, Галлию, Иллирик, Восточную префектуру. (Иллирик, префектура Восток – грекоязычная половина государства;Италия, Галлия – латиноязычная).В свою очередь префектурыделились на диоцезы. ● Введение диоцезальной организации гражданского управления привело к объединению митрополий в более крупные церковные области, первые епископы которых назывались «экзархами», а еще чаще «архиепископами». ● Исключительное положение Константинополя, «города царя и сената», обусловило его церковное возвышение. ● Ко времени Халкидонского Собора окончательно сложился диптих первых епископов Христианской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. В таком порядке пять первых престолов перечислены в 36 правиле Трулльского Собора.

● В IX веке сложилось своеобразное учение о пентархии, о том, что в Церкви может быть лишь пять Патриархов, подобно тому как есть только 5 чувств, и вся Вселенная должна быть поделена между ними. ● Теория «пентархии» лишена и канонических, и исторических оснований.

● Между тем уже III Вселенский Собор (381г.), подтвердив в своем 8 правиле автокефалию Кипрской Церкви, которую оспаривала Антиохия, не оставил никаких разумных церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах пяти первых Престолов христианского мира. ● Поучительно положение, которым оканчивается это правило: «То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях; дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников; но аще кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила Отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь нашИисус Христос, освободитель всех человеков».

Высшее управление РПЦ в синодальную эпоху.

●10-й Патриарх Московский Адриан (1690-1700). ● Местоблюститель Патриаршего Престола – митроп. Рязанский Стефан Яворский (1700–1721) ●«Духовный регламент» (Февраль 1720г.; автор – еп-п Псковский Феофан (Прокопович)). ● 14 февраля 1721г. состоялось открытие новой Коллегии. Состав: Президент, 2 вице-президента, 4 советника, 4 асессора, 1 из «греческих черных священников». ● На первом заседании Духовной Коллеги было принято название нового церковного правительства –«Святейший Правительствующий Синод». ● Учреждение Святейшего Синода признали все Восточные Патриархи (1723г.). ● Святейший Правительственный Синод – заменил Патриаршую властьи Поместный Собор. ● Упразднение первосвятительского сана, замена его «безглавым» Синодом; исчезновение более чем на 200 лет Поместных Соборов из жизни Русской Церкви, явилось грубым нарушением 34 Апост. правила.

● Святейший Синод – высшая административная и судебная инстанция Русской Ц-ви. ● Права Св. Синода: 1) открытие новых кафедр, 2) избрание иерархов и поставление их на вдовствующие кафедры, 3) верховное наблюдение за исполнением церковных законов всеми членами Ц-ви и за духовным просвещением народа, 4) установление новыхпраздников и обрядов, 5) канонизация святых угодников, 6) ходатайство перед Высочайшей властью о нуждах РПЦ, 7) вынесение окончательных решений по большей части бракоразводных дел, по делам о снятии сана с духовных лиц, об анафематствовании мирян, 8) органканонического общения Русской Ц-ви с автокефальными Православными Церквами, со Вселенским Православием; и др.

Изменения в составе Синода. Состав Синода со времени его учреждения неоднократно подвергался основательным переменам. В 19в. Синод приобрел исключительно архиерейский состав (постоянные члены – митрополиты Петербургский, Киевский, Московский, экзарх Грузии; «присутствующие в Синоде»– архиереи, которые вызывались в Синод указами императора на неопределенный срок).

Обер-прокуроры Святейшего Синода. При учреждении в 1722г. должности обер-прокурора – ему вменялось в обязанность быть «оком государя и стряпчим по делам государственным». Со временем права обер-прокурора были расширены настолько, что из чиновника, контролирующего ведение синодальных дел, как это было предусмотрено в Инструкции, он стал полномочным министром, ответственным перед императором не только за соблюдение юридической формы в деятельности Синода, но и по существу.

Синодальные учреждения: 1) Хозяйственное управление, в ведении которого находилось все имущество и денежные средства Синода (1839г); 2) Учебный Комитет при Св. Синоде (1867г);3) Две синодальные конторы: Московская, Грузино-Имеретинская.

Проекты преобразования высшего управленияРПЦ. ● Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. ● В 1880-е гг. в епархиальных городах России (Петербурге, Киеве, Казани) проходят совещания епархиальных архиереев отдельных регионов, на которых обсуждаются вопросы церковной жизни, особенно острые в этих местностях. У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества. ● Революция1905–1917 гг. ● Манифесты, предоставлявшие широкие права иноверцам, инославным, старообрядцам. ●Церковная общественность встревожилась тем, что ПравославнаяЦерковь, находившаяся в течение 200 лет под жесткой опекой государственной власти, может оказаться в худшем положении, чем иноверцы и инославные религиозные объединения. ● Созыв Поместного Собора почти всеми в Церкви осознан был как необходимое, безотлагательное дело. ● Поместный Собор 1917-1918 гг.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 701; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!