От технократизма к социокультурному подходу в управлении



 

Таким образом, основное различие закрытых и открытых организационных систем состоит в том, что закрытые организации являются технократическими, возводящими в ранг ценностей в основном производственно-технологические или, в лучшем случае, экономические нововведения.

Деятельность открытых организаций обогащена социальными смыслами и подчинена им. Она связывается с воспроизводством личности, способной решать задачи, стоящие перед обществом, распространением культурных образцов поведения, обеспечивающих возможность общежития и совместной деятельности.

В логике подобной постановки проблемы объективно обнаруживается нынешняя методологическая и методическая обедненность системы управления в сфере культуры. Экономических методов управления, приоритетных на данный момент, явно недостаточно.

Система управления должна иметь, прежде всего, социокультурный контекст. Важно также осознать место государства в этом процессе и затем дифференцировать управленческую деятельность на каждом из управленческих уровней - федеральном, региональном (субъектном), муниципальном и на уровне отдельной организации культуры. И пока это не произойдет, в инновационной деятельности будет продолжать господствовать технократический подход, и проектный менеджмент будет с трудом совмещаться с менеджментом организаций.

 

С этой точки зрения мы не склонны думать: чем больше реализуемых проектов, тем интенсивнее процессы развития организации. Более того, допускаем, что больший объем проектной деятельности может создать заметные трудности в управлении организацией и, в конечном счете, блокировать ее развитие.

 

Сбалансированность интересов - условие устойчивого развития учреждения

 

С точки зрения обеспечения устойчивого развития чрезвычайно важно добиться, чтобы инновационный импульс возник внутри организации, а не насаждался извне, особенно за счет чужеродных институтов или ценностей.

Новая парадигма управления, сформировавшаяся в конце XX в., базируется не столько на количественном росте инноваций - новых услуг и продуктов, новых технологий и оборудования и т. п., сколько на сбалансированности отдельных элементов организационной системы: интересы руководства - интересы подчиненных, интересы потребителей - интересы производителей, внутренняя среда организации - ее внешняя среда и т. д.

 

 

Идеология деятельности организации

 

В процессе целеполагания деятельности важно не только уловить сигналы внешней среды, но и соответствующим образом их объяснить, придать им определенный смысл. Необходимую помощь в этом оказывает идеология единой организационной системы, т. е. совокупность целей, ценностей организации и принципов ее деятельности.

Очевидно, что в этом случае цели деятельности какого-нибудь удаленного сельского клуба и Минкультуры будут иметь определенную смысловую связь. Более того, только благодаря этой связи работа сельского клуба обогатится социальными смыслами и обретет те направленность и форму, которые согласуются с институциональными требованиями и социокультурным развитием общества в целом.

Иными словами, место культуры в современном обществе и место организации культуры в современном общественном процессе - это вопрос в первую очередь федерального управленческого уровня. И все последующие управленческие уровни, если речь идет о сфере культуры, как единой организационной системе (в противном случае отпадает надобность в Министерстве культуры), действуют в логике решения этого вопроса.

Представляется, что в реальной практике это могло бы выглядеть следующим образом. Первым сигналом внешней среды, который улавливается учреждением культуры в процессе целеполагания деятельности, является своего рода федеральный заказ с соответствующим финансированием на определенный набор социокультурных услуг по объему, ассортименту и качеству. Кроме этого, могут быть различные формы дополнительной деятельности, но это - тот обязательный минимум, без которого невозможно функционирование ни одного учреждения культуры как структуры, финансируемой за счет налогоплательщиков. Это - предмет ответственности и контроля институционального уровня управления в сфере культуры.

 

От экономических интересов к "надэкономической" мотивации

Поскольку "свято место пусто не бывает", постольку на место высших смыслов перемещаются смыслы сугубо инструментальные, ситуативные, прагматические. В частности, в сигналах управленческих структур регионального и муниципального уровней, направляемых учреждениям культуры и призванных сориентировать их на региональные и местные социокультурные проблемы, нередко преобладает властное, политическое, эгоцентрическое содержание, т. е. то, что никоим образом нельзя отнести к институциональной управленческой деятельности. К тому же задания региональных и муниципальных властей не имеют совсем или получают чрезвычайно слабое финансовое обеспечение.

В этой ситуации привлечение финансовых средств за счет дополнительной, в том числе проектной деятельности начинает рассматриваться рядом экспертов как ориентация на развитие организации. Это, безусловно, оправдано, если только проект воспринимается как осознанный фактор оптимизации деятельности учреждения, а не как способ привлечения дополнительных финансовых средств.

Итак, объективно, т. е. независимо от воли отдельного руководителя, в процессе целеполагания деятельности учреждений культуры преобладают ситуативные смыслы, выражающие в основном экономические интересы их работников. В этом проявляется горький парадокс российской истории. В то время, когда ныне западная культура, заглядывая в постиндустриальное общество, стремится изобрести надэкономические способы трудовой мотивации, в Российском менеджменте в сфере культуры настойчиво культивируются экономические интересы.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!