МЕНЕДЖМЕНТ В ОБЛАСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА



 

Когда театральные и концертные залы заполняются публикой, мало кто задумывается над тем, что за этим стоит не только репетиционный процесс и решение творческих задач, но организация концерта или подготовка театральной постановки начинается задолго, иногда за многие месяцы до выхода артистов на сцену.

Эта ответственная работа может быть поручена только специалистам. В 70-е годы прошлого столетия видный деятель отечественной эстрады А. П. Конников, перечисляя требования, предъявляемые к театральному, концертному менеджеру и называя его именно этим, едва ли не запрещенным тогда словом, писал, что тот должен справляться с горой обязанностей, которая не под силу целому штату работников в иных конторах. Менеджер может не уметь играть ни на одном музыкальном инструменте, петь или читать стихи, но он должен быть образованным человеком, любящим и понимающим искусство, активным участником творческого процесса, который называется театрально - концертной деятельностью.

 

Директор

Творческую организацию возглавляет директор (генеральный директор, генеральный менеджер, продюсер), осуществляющий на принципах единоначалия в пределах своей компетенции и на основании устава организации текущее руководство ее творческой и производственной деятельностью. Директор представляет интересы организации, заключает от ее имени договоры и иные сделки, выдает доверенности, открывает и закрывает расчетные и иные счета, определяет структуру и штаты организации, утверждает штатное расписание, принимает на работу и увольняет работников, издает приказы, указания и распоряжения.

В некоторых театральных и концертных организациях должность директора совмещена с должностью художественного руководителя.

 

Художественный руководитель

Определяет художественные принципы работы организации, непосредственно или через руководителей художественных коллективов осуществляет творческое руководство артистическим и художественным персоналом организации по созданию новых постановок, концертных программ и номеров, формирует составы трупп и постановочных групп, является режиссером основных постановок. Через филармонический и лекторский отделы руководит организацией филармонических концертов, концертов-лекций и концертов для детей, формированием абонементов.

 

Заместитель директора

Заместитель директора по творческой работе через оперативный отдел либо импресарскую службу руководит организацией театральной постановки или эстрадных концертов; в его же ведении находится вся выездная и гастрольная деятельность.

Основной обязанностью заместителя директора по административно-финансовым вопросам является финансово-хозяйственное обеспечение деятельности организации.

 

Типовых штатов театрально - антрепризных и концертных организаций нет ни в государственной, ни тем более в негосударственной системах Численность работников и их распределение по структурным подразделениям определяются также в зависимости от содержания и объемов деятельности.

В силу своей специфики театрально - концертная деятельность не только требует формального соответствия штата работников реализуемым функциям, в большинстве случаев определяющим является именно уровень профессионализма менеджеров.

 

Менеджерские специализации

В результате накопленного во всем мире, и в частности в нашей стране, значительного опыта организаторская работа в сфере театрально-концертной деятельности постепенно становится законченной профессиональной дисциплиной, отдельной специальностью, называемой "менеджмент театрально-концертного дела".

Как отмечал уже упоминавшийся нами А.П. Конников, функции менеджера безграничны: он - и администратор, и воспитатель, и местная власть, и законодатель художественной политики.

Рассматривая менеджмент как совокупность принципов, средств и форм организации театрально-концертной деятельности, отметим, что здесь, как и в других сферах, вряд ли можно обойтись без реализации определенных управленческих функций и применения традиционных методов управления - организационно-распорядительных, социально-психологических и экономических.

Классики менеджмента утверждают, что успешный руководитель должен положительно относиться к власти, а предприниматель по складу своего характера, как правило, не желает признавать власть и подчиняться ей, не всегда способен работать под руководством и часто стремится избежать этой ситуации.

 

Термин "менеджер" (англ. manager - управляющий) несет двойную смысловую нагрузку: менеджером называют и предпринимателя, и наемного управляющего.

Поскольку практически все предприниматели активно участвуют в формировании целей предприятия или организации и управляют ими, всех их можно считать менеджерами.

Теория и практика менеджмента, однако, свидетельствуют о том, что такие характеристики человека, как личный риск, реакция на финансовые возможности, умение много и упорно работать, то есть все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, не обязательно свидетельствуют о его способности эффективно управлять организацией так же, как далеко не все предприниматели имеют способности или склонности эффективно выполнять такие управленческие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль.

Организации, действующие в условиях неустойчивой среды, не могут дожидаться изменений в ней и потом на них реагировать. Их руководители - менеджеры должны думать и действовать как предприниматели.

Именно это обстоятельство способствует формированию в сфере театрально - концертной деятельности особого слоя менеджеров - продюсеров.

 

Продюсер

Привычное для нас толкование английского слова producer (лат. producere - производить, создавать) пришло из кино: в США и ряде других стран продюсер является владельцем кинофирмы, главой или доверенным лицом кинокомпании, организующим постановку кинофильма или спектакля и осуществляющим финансовый контроль над ней. Иногда продюсер сам является режиссером-постановщиком. Однако более близким по смыслу все же представляется дословное значение этого термина - производитель, человек, который производит.

Именно продюсер организует дело, продвигая проекты своим именем и авторитетом. Он формирует технологический процесс их реализации, под его ответственность выделяются инвестиции, он принимает на себя основной риск. Продюсер обеспечивает необходимое качество концертной программы, т. е. конечного продукта, являющегося результатом творчества других.

Должности менеджера может не быть в штатном расписании, но и директор или начальник отдела, заведующий постановочной частью или администратор - все по сути должны быть, настоящими менеджерами.

В современной России нередко продюсером ошибочно называют директора творческого коллектива или менеджера какого-либо артиста, занимающегося не комплексной организационно-творческой и организационно-экономической деятельностью, а конкретной административной работой: устроительством концертов, гастролей и т. д.

Следует понимать различие между продюсером и двумя другими частными предпринимателями в сфере театрально- -концертной деятельности - антрепренером и импресарио.

 

Антрепренер

Антрепренер (франц. entrepreneur - предприниматель) - владелец, арендатор или содержатель частного зрелищного предприятия, осуществляющий свою деятельность в условиях сложившейся структуры. Его основная функция - выбор предложения со стороны исполнителей и организация спроса со стороны публики.

В отличие от продюсера, антрепренер в основном занимается эксплуатацией предприятия - антрепризой. Тем не менее, антрепренер, работающий с творческими проектами, может быть продюсером так же, как продюсер, занимающийся одновременно эксплуатационными вопросами, может быть антрепренером.

 

Импресарио

Импресарио (итал. Impresario от imprendere - предпринимать, затевать) - это профессиональный устроитель концертов, представлений, организатор зрелищных мероприятий или агент какого-либо артиста, который действует от его имени, находит для него работу и заключает для него контракты. Импресарио, иногда называемый промоутером, от своего имени заключает договоры с артистом и театральной площадкой. Основная функция импресарио - организация предложения. Таким образом, он специализируется на посреднической деятельности, хотя может выступать в роли и продюсера, и антрепренера.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1665; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!