Другие специализации менеджеров



В отечественной театрально - концертной практике также существуют следующие специализации менеджеров:

•     менеджер отдельного коллектива либо артиста;

•     менеджер по гастролям (тур-менеджер);

•     менеджер по рекламе;

•     менеджер по связям с общественностью и др.

 

 

Проектный менеджмент и менеджмент организаций.

 

В последние годы в России появились новые формы культурной деятельности, в частности, проекты. Они существуют наряду с традиционными организациями или возникают и реализуются внутри них. Соотношение, взаимодействие и дальнейшее развитие этих форм - предмет обсуждения и споров. С одной стороны, проект кажется более современным и совершенным видом работы, который должен прийти на смену привычной деятельности в сфере культуры. Согласно другой точки зрения, проект не существует сам по себе, он неразрывно связан с организациями культуры и искусства, и без их реформирования привести систему в соответствие с требованиями сегодняшнего дня не удастся.

Под термином "проект" (от лат. ргоjеktes - буквально "брошенный вперед") традиционно понимался замысел, план, нацеленный на некое преобразование. В современном мире это понятие включает в себя и процесс реализации идеи.

Проект, таким образом, - это разработка и осуществление ряда мероприятий, ограниченных во времени и направленных на достижение определенного результата, изменение существующей ситуации.

Обращение к понятию "проект" в России сегодня - не только мода, поскольку является объективным то, что именно конкретные, укладывающиеся в определенный срок, результативные действия наиболее эффективны.

 

Проект как реализация творческого замысла

Проект как форма существования культуры подразумевает определенные экономические и организационные условия

Границы творческого процесса теоретически могут быть представлены с помощью термина "проект". Сформированный творческий замысел реализуется на определенном временном этапе, требует материальных и трудовых ресурсов, а также организационного, юридического и финансового обеспечения. Результаты проекта оцениваются с точки зрения как творческих, так и экономических параметров. Можно сказать и следующим образом: сама творческая идея - "проект" в первом значении, а ее воплощение - пример современного понимания этого слова.

Образцом реализации театрального проекта может служить модель бродвейского спектакля. Для постановки спектакля формируется команда, состоящая из творческого, технического и организационного персонала. Обычно специально для реализации проекта создается и юридическое лицо. В рамках этой организации происходит поиск инвесторов, аренда репетиционной базы и сценической площадки, изготовление художественного оформления; проводятся рекламные PR - кампании и т. п.

Театральный проект состоит из двух частей - постановки спектакля и его проката. Для того чтобы постановка окупилась - а это одна из основ­ных целей проекта - спектакль играется не менее восьми раз в неделю.

После прекращения проката спектакля организация ликвидируется, команда распускается, вещественное оформление распродается, - таким образом, проект подходит к своему логическому завершению.

В случае решения о возобновлении или гастролях спектакля формируется новый, практически ничем не связанный с предыдущим проект со своим творческим составом, комплектом декораций и костюмов, организационной и финансовой базой. Новый проект проходит собственный "жизненный цикл".

 

В мировой практике подобную организационную структуру можно обнаружить и при постановке отдельных некоммерческих спектаклей. Однако более характерной формой существования некоммерческого сектора искусства являются постоянные и относительно устойчивые институты.

В современном мире существует несколько типов организаций исполнительского искусства.

 

"Проектный" способ функционирования

 

Проектный менеджмент - популярный и актуальный термин. С помощью проектов государство надеется вывести из системного кризиса многие отрасли российской экономики, внедрить новые направления деятельности организаций и т. д.

 

"Проектный" способ существования организации исполнительского искусства нуждается в соответствующей инфраструктуре.

Основу организаций этого типа составляют лица, определяющие художественную программу, а также менеджеры и технические работники. Непосредственно же творческие деятели (режиссеры, художники, актеры) привлекаются лишь для конкретных постановок. Сам процесс реализации постановки технически мало, чем отличается от описанного выше примера с Бродвеем. Вслед за решением сыграть какую-то пьесу или осуществить постановку с конкретным режиссером происходит подбор актеров, художника, композитора и других творческих исполнителей, а также большинства технических работников, отношения с которыми ограничиваются рамками данного проекта.

Для постановки конкретного спектакля ищется финансирование. Репетиционный период строго лимитирован шестью, максимум восемью неделями. После премьеры играется серия спектаклей (обычно в течение четырех - восьми недель) После этого спектакль закрывается, его место на сцене занимает следующая постановка.

Как видно, реализация творческих идей в этой системе имеет вполне очерченные границы, ясный бюджет и исполнителей и может быть вычленена из общей деятельности организации.

 

Поэтому в райках такой структуры существование творческого процесса можно рассматривать с точки зрения отдельного проекта, а деятельность организации представить как реализацию ряда последовательных проектов.

 

Театры этого типа имеют возможность существовать благодаря поддержке Попечительского совета, масштабным фандрейзинговым кампаниям и, конечно, собственным заработанным средствам.

Важно понимать, что в данном случае и вся окружающая организацию система выстроена на основе этих принципов. Государственная поддержка здесь - лишь один и, чаще всего, не основной источник финансирования, главная же функция государства - посредническая: законодательное обеспечение условий функционирования культуры.

Благотворительные организации и коммерческий сектор, оказывающие ощутимую поддержку культуре, формируют программы, исходя из финансирования либо расходов отдельных постановок, либо поддержки деятельности организации в целом. При этом каждый такой институт заинтересован лишь определенными направлениями, связанными с его основной деятельностью: так, фонду, помогающему отдельной этнической группе, будут интересны постановки, темы или авторы, которые, так или иначе, причастны к ней.

Творческие деятели, являясь "свободными художниками", объединяются в достаточно мощные профессиональные союзы, защищающие их интересы и обеспечивающие определенные социальные гарантии и т. д.

Казалось бы, такой принцип существования в наибольшей степени отвечает ходу и логике творческого процесса.

Этот путь развития сторонники проектного менеджмента считают наилучшим, к такой системе, по их мнению, должны стремиться российские организации исполнительского искусства.

 

В целом, в России сформировался тип организации культурных процессов, который нельзя рассматривать с точки зрения отдельных проектов.

 

Однако насколько возможен и корректен будет перенос данного принципа на отечественную почву - вопрос далеко не простой.

 

"Организационный" способ функционирования

В России исторически сформировался принципиально иной тип организации художественного процесса, Здесь вся творческая деятельность происходит в рамках постоянно действующих структур - системы репертуарных театров, за которыми закреплено большинство творческих работников, а также львиная доля финансирования культуры (основа которого - бюджетные средства).

Такое существование предопределило другой подход к творческому процессу. Наличие постоянной труппы предполагает соответствующий выбор репертуара и распределение ролей. С другой стороны, финансирование, выделяемое организации в целом, практически не привязано к конкретным названиям спектаклей.

В репертуарной системе возможен более длительный, менее запрограммированный репетиционный процесс. Здесь премьера - лишь начало жизни спектакля, срок эксплуатации которого часто не ограничивается нескольким десятком представлений, а может растянуться на многие годы. Безусловно, при необходимости здесь также можно вычленить расходы отдельных постановок, исполнителей, непосредственно участвующих в их реализации, и т. д. Но так как система существует иначе, этот расчет всегда будет нуждаться в дополнительных комментариях. Кроме того, эксплуатация постановок, сильно отличающаяся от "одномоментного" проката, диктует свои условия. Необходимость ремонта и пополнения художественного оформления, ввод новых исполнителей, гастроли, юбилейные показы спектакля - вот лишь некоторые моменты проката спектакля, нуждающегося в данном случае в привлечении дополнительного финансирования, исполнителей, освещении в прессе и т. д.

 

Такой подход представляется многим современным театральным предпринимателям менее продуктивным и динамичным, не нацеленным на конкретный результат, предполагающим "рутинное существование", расплывчатость творческих задач и т. п.

Однако есть мнение что в организационном способе функционирования культуры отражаются не только проблемы и негативные черты российской системы, но и ее преимущества.

В принципе, любой аспект деятельности, связанной с реализацией театрального процесса в репертуарном театре, можно подвергнуть приведенному выше анализу и увидеть, насколько прочно он связан с "организационной" системой.

Истоки становления этой системы легко обнаруживаются в отечественной истории, в нашем государственном устройстве. Но отметим, что Россия - далеко не единственная страна с такой системой функционирования исполнительского искусства, примером может служить Германия.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 955; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!