Формирование единого культурного пространства



Справедливости ради отметим, что описанные выше типы, как и любые схемы, условны. Современный мир стремится к интеграции, и, пожалуй, наиболее удачный пример реализации этих идей - формирование единого культурного пространства.

Многие творцы сегодня с одинаковым успехом не только гастролируют, но и подолгу работают в разных странах. Распространены, особенно в области оперного театра, формы совместных постановок, аренды готовых спектаклей. Все это говорит о сходности и определенной совместимости типов организаций исполнительского искусства.

Действительно, "одноразовые" отношения с творческим персоналом в первом случае могут быть лишь формальностью, и организация на протяжении многих лет плодотворно сотрудничает с режиссером N., постоянно приглашает художника В, а актер К, фактически, является постоянным членом труппы,

С другой стороны, очевидно, что во втором случае принадлежность к одному театру некоторых творческих профессий - пережиток системы, и на самом деле люди этих специальностей уже давно работают на условиях разовых постановок с различными коллективами. В результате появляется впечатление, что творческий процесс одинаков в любой системе и формальные различия не имеют для его реализации особого значения. Несмотря на определенное сходство, разница между "проектным" и "организационным" типами функционирования все же есть.

Очевидно, что более устойчивое и длительное совместное творческое существование позволяет по-иному выстроить художественный процесс, а гарантии работы, обеспечиваемые постоянным финансированием, дают право на "пробы и ошибки", которые также являются необходимой частью творческого поиска. Игра артистов, долго работающих вместе, приобретает особые черты, нашедшие отражение в таких понятиях, как артистический ансамбль, коллектив единомышленников. Близко к этим категориям находится и понятие режиссерского, авторского театра.

Таким образом, даже не проводя глубоких художественных исследований, можно утверждать, что эти условия во многом определили особое "качество", художественный уровень российского искусства

Множество же независимых проектов, появившихся в последнее время и сделанных, казалось бы, именно по "проектным" принципам, своим успехом лишь подтверждают основы репертуарного театра, так как существуют они в контексте этой системы и пользуются ее плодами.

Очевидно, что просто отказаться от традиционного существования учреждения культуры в пользу проектного не только неправильно, но и практически невозможно.

 

Думается, что вопрос о противодействии менеджмента проектов и менеджмента организаций или их взаимодействии необходимо рассмотреть в контексте динамики организационного состояния учреждений культуры от закрытости к открытости.

 

 

Открытая и закрытая организационные системы

 

Под закрытыми понимаются организационные системы, цели деятельности которых конструируются внутри организации и выводятся в основном из "тенденций развития". Тем самым закрытые организации уже на уровне целеполагания своей деятельности обособляются, т. е. закрываются от сигналов и вызовов внешней среды. По большому счету, внешняя среда в этом случае не является осознанным фактором организационного развития. Здесь-то мы и наблюдаем феномен "планирования от достигнутого". Оценка деятельности закрытых организаций целиком и полностью базируется на количественных показателях их деятельности, поскольку качественный аспект невозможно обнаружить вне осознанной связи с внешней средой.

Очевидно, что закрытые организации принципиально не обладают ни стратегиями, ни инструментами адаптации к внешней среде, более того, они не испытывают в этом ни малейшей потребности.

Открытые организационные системы, продемонстрировавшие на практике явные адаптационные преимущества перед системами закрытыми, обретают свою устойчивость, в т. ч. и через сложный процесс целеполагания, в котором ведущее место принадлежит приему и анализу сигналов внешней среды. Именно благодаря этому сложному процессу организационные системы получают возможность выступать в системе управления в роли субъектов, определяющих собственную стратегию развития и взаимодействия с другими субъектами, т. е. вступать с ними в "горизонтальные", партнерские отношения.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!