Ницше в творческой жизни Достоевского. Ницше в дневниках, заметках, предыстории создания романа. Ницше в других текстах (краткий обзор)



 

«Ницше и Достоевский» стала одной из главных тем западноевропейской мысли XX века. Сегодня найдены десятки случаев почти буквального совпадения высказываний героев Достоевского с основными мыслями философии Ницше. Наметившиеся перемены в немецком литературном процессе не замедлили сказаться и на восприятии Достоевского. Инициатором модернистских истолкований его творчества был Ницше. Наиболее ярко ницшеанские идеи, в особенности идея о сверхчеловеке, можно обнаружить именно в романе «Преступление и наказание».

Многое, что было темно в Достоевском, разъясняется сочинениями Ницше. Достоевский, как известно, любил пророчествовать. Охотно он предсказывал, что России суждено вернуть Европе забытую там идею всечеловеческого братства. Одним из первых русских людей, которые приобрели влияние на европейцев, был сам Достоевский. И что же, сбылась его проповедь? О ней говорили, ей удивлялись, но ее забыли. (Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). Достоевский в конце XX века. М., 1996.)

Достоевский - по суждению Ницше - был гуманистом и демократом. Он питал высокое уважение к "маленькому человеку", к "мужику". Именно это объединяет философию Достоевского, по оценке Ницше, со всем глубоко враждебным его учению циклом гуманистических идей и представлений древнего и нового времени.

О связях Ницше и Достоевского написано немало. Проблема эта породила множество самых разнообразных концепций и гипотез, иногда фантастических, основанных на лжесвидетельствах или произвольных допущениях. Путаница же здесь тем более нетерпима, что факт знакомства влиятельного буржуазного философа с творчеством великого русского писателя имеет значение, выходящее за рамки истории литературы.

Д.С. Мережковский первым в России отметил почти дословные совпадения у Достоевского и Ницше, голосами которых сам дух времени говорит «об одном и том же, на разных концах мира». Критика исторического христианства Ницше предстала как указание на возможность бесконечного творческого движения в самом христианстве. У Достоевского писатель увидел прорисованный с «неимоверной новизной и дерзновенностью» облик нового христианства как высшего утверждения жизни, «новой любви к земле. [9: 46.]

В последние десятилетия в отечественной литературе появились две монографические работы, имеющие отношение к интересующему нас сюжету. Ю.Н. Давыдову принадлежит заслуга сопоставления принадлежащих Достоевскому и Ницше версий нигилизма, которое опирается на глубокий анализ ницшевского конспекта романа «Бесы». Автору удалось продемонстрировать одинаковую масштабность понимания нигилизма Ницше и Достоевским как «всемирно-исторического феномена», показать альтернативный характер их проектов преодоления нигилизма. Однако внимание Ю.Н. Давыдова сосредоточено на противопоставлении нравственной философии Достоевского имморализму Ницше; реконструкция и сопоставление принципиальных метафизических позиций русского писателя и немецкого философа не входят в задачу автора. Философия героев-нигилистов Достоевского дистанцируется от его собственного миросозерцания, в силу чего трагическая двойственность и неортодоксальность метафизического и религиозного мышления писателя остаются в тени. Известному упрощению подвергаются философствование Ницше и образ самого мыслителя. В монографии В.В. Дудкина предметом исследования является проблема человека, которую автор считает средоточием творчества Достоевского и Ницше. Стремясь избежать упрощений в трактовке параллелизма мысли Достоевского и Ницше, В.В. Дудкин подробно анализирует общие для обоих мыслителей темы: сверхчеловека, зла и преступления, войны; сравнивает «подпольного человека» и Ницше, великого инквизитора и жреца, ницшеанского Иисуса и князя Мышкина, наконец, рассматривает сюжет вечного возвращения. Однако автор специально не обосновывает концептуальную «систему отсчета», которая могла бы послужить основанием для сопоставления философских идей интересующих его мыслителей и позволила бы представить их антропологические концепции в цельном виде.

Целый ряд публикаций посвящен сопоставлению отдельных концептов или философских сюжетов Достоевского и Ницше («сверхчеловек» и «человекобог», или «черт» в «Братьях Карамазовых», «великий инквизитор» и «аскетический священник», «подпольный человек » и «житель подземелья» и т.п.), проблеме влияния русского писателя на творчество немецкого философа.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!