Основные положения ницшеанства



Дмитрий Новиков 25 мар 2011 в 17:13

Несмотря на всю сложность и противоречивость ницшеанства, можно выявить его основные постулаты.

Во-первых, это нигилистическая философия. И хотя ряд исследователей называет Ницше «анархистом», он прежде всего нигилист. Правда, нигилист не в том значении, в каком принято воспринимать это слово: нигилизм Ницше – это переходное состояние, преодоление всего того отжившего и ветхого, что уже не нужно человечеству. Ведь «человек есть нечто, что должно превзойти» [Ницше 2004: 8]. В определённом смысле слова Ницше также антигуманист и имморалист. Человек для него – лишь этап, ступень на пути от животного к Сверхчеловеку: «Я люблю всех тех, кто являются тяжёлыми каплями, падающими одна за другой из тёмной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.

Смотрите, я провозвестник молнии и тяжёлая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек (здесь и далее в цитатах – выделено Ницше)» [Ницше 2004: 12].

Во-вторых, Ницше – один из основоположников «философии жизни». Его произведения – это своеобразный гимн Жизни как явлению. Недаром Заратустра поёт ей свою песнь. Как ни парадоксально это прозвучит, ценности, воспеваемые философом, – это жизненные ценности, не приемлющие любое насилие.

Когда Заратустра Ницше говорит, что он – «туча», это означает, что вскоре должна появиться и молния (Сверхчеловек). Заратустра – это сам Ницше – философ так же яростно критикует современное ему европейское общество обывателей (автобиографичность книги проявляется даже в мелочах: например, Заратустре в произведении сорок лет, и примерно столько же было Ницше, когда он опубликовал произведение). Подчеркнём, что здесь взгляды Ницше во многом совпадают как со взглядами консерваторов (в т.ч. русских – К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского), так и со взглядами марксистов и социалистов (антибуржуазный пафос). Для него нет ничего более жалкого и ничтожного, чем «последний человек» – житель выродившейся, «закатившейся» (по Шпенглеру) Европы, чьи дни уже сочтены.

Мораль для философа – это нечто закосневшее, отжившее. Её, как и человека, «должно преодолеть»: «Как устал я от добра моего и зла моего! Всё это бедность и грязь и жалкое довольство собою!» [Ницше 2004: 9]. Правда, Ницше критикует самодовольство человека, поскольку тот недостоин быть собой довольным. Сверхчеловек – совсем другое дело. Но для него и не будет вопроса – быть довольным или нет, он ни секунды не будет сомневаться в своей правоте.

В «Так говорил Заратустра» описывается, что должно произойти с человеческим духом в течение его жизни: он «становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребёнком становится лев» [Ницше 2004: 22]. Будучи определённым предтечей символизма, Ницше, видимо, хочет этим сказать, что каждый человеческий дух для начала чем-то обременяет себя, затем – напротив, хочет от всего освободиться, а в конечном итоге приходит к детской непосредственности как «венцу творения» и новой жизни (поразительно, как эта идея совпадает с жизнью самого Ницше, последние свои годы пребывавшего в умственном забытьи).

 

Ницшеанство в философии

Краткая философия Ницше: основные понятия и специфические черты

Имя немецкого философа Фридриха Ницше является одним из самых известных в мире. Его основные идеи проникнуты духом нигилизма и жесткой отрезвляющей критики современного положения в науке и мировоззрении. Краткая философия Ницше включает в себя несколько основных пунктов. Начать следует с упоминания источников воззрений мыслителя, а именно с метафизики Шопенгауэра и закона Дарвина о борьбе за существование. Хотя эти теории и оказали влияние на идеи Ницше, он подверг их серьезной критике в своих работах. Тем не менее идея борьбы сильнейших и слабейших за существование в этом мире привела к тому, что он проникся стремлением создать некий идеал человека - так называемого "сверхчеловека". Философия жизни Ницше, кратко говоря, включает положения, которые описаны далее. 11 человек, чересчур увлекшихся пластикой 17 признаков, что у вас лучшая в мире мама Не дарите любовь тем, кто ее не ценит Философия жизни С точки зрения философа, жизнь дается познающему субъекту в виде единственной реальности, которая существует для определенного человека. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение "мыслю, следовательно существую" подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воли, а именно воли к ней. Воля к власти По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Краткое содержание этой идеи можно изложить в следующем. Воля к власти представляет собой не банальное стремление к господству, к командованию. Это сущность жизни. Это творческая, активная, деятельная природа составляющих существование сил. Ницше утверждал волю как основу мира. Поскольку все мироздание представляет собой хаос, череду случайностей и беспорядок, именно она (а не разум) является причиной всего. В связи с идеями о воле к власти, в трудах Ницше появляется "сверхчеловек". Как вести себя, если вас окружают хамы? Каким мужчинам можно не рассчитывать на знакомство? Странные факты о новорожденных, которые вас удивят Сверхчеловек Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила - это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, краткая философия Ницше рассматривает идею христианства как насаждение рабского мировоззрения с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие ее. Истинное бытие Фридрих Ницше яростно критиковал противопоставление некоего "истинного" эмпирическому. Якобы должен существовать некий лучший мир, противоположный тому, в котором живет человек. Согласно Ницше, отрицание правильности реальности приводит к отрицанию жизни, к декадансу. Сюда же следует отнести понятие абсолютного бытия. Его нет, есть лишь вечный круговорот жизни, бесчисленное повторение всего того, что уже имело место быть. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/106684/kratkaya-filosofiya-nitsshe-osnovnyie-ponyatiya-i-spetsificheskie-chertyi

 

Ницшеанство в литературе

Ницшеанство –связанное с именем и с идеями немецкого философа Фридриха Ницше литературное течение конца XIX и начала XX века. Представляя собой реакцию против социальных тенденций натурализма, ницшеанство ставило на пьедестал сильную личность или «сверхчеловека», часто вкладывая в это понятие совсем иное, не предусмотренное самим Ницше, содержание. В литературе ницшеанства «сверхчеловек» выступает или как цивилизатор низшей расы, черни (Стриндберг «Чандала», «В шхерах») или как маг, воплощение духа и знания (Пеладан, «Как становятся магом» и др.), то как стоящий «по ту сторону добра и зла» эстет, пользующейся людьми и миром, только как материалом для художественного творчества (поэт Алессандро в драме д'Аннунцио«Мертвый город», Дж. Мур «Признание молодого человека»; Г. Манн «ПиппоСпано»; П. Луис: «Человек в пурпуре» и т. д.), то как эротик, губящий женские сердца и тела (Пшибышевский, «Homosapiens»). Культ суверенной личности соединялся в ницшеанстве с резко отрицательным отношением к социальному низу и к социальному движению (мысль героя «Чандалы» возродить «законы Ману»; инвектива Кантельмо в «Девах скал» д'Аннунцио против социализма).

Фридрих Ницше. Рисунок Х. Ольде, 1899

 

Другой чертой литературного ницшеанства является заимствованное у Ницше («Антихрист») отрицательное отношение к христианству, которому противополагается новая религия красоты и силы (Гауптман «Потонувший колокол»), и любовь к эпохе Возрождения (Гальбе «Завоеватель»; Шницлер «Завеса Беатриче» и др.). Противопоставление язычества и в частности Ренессанса христианству лежит и в основе трилогии Мережковского, особенно романа «Воскресшие боги».

В лирике ницшеанство сказалось (главным образом в немецкой поэзии), как проникновение в нее «дионисийских» настроений, как повышенное чувство индивидуальности, экстатическое упоение жизнью и космосом, – настроений, представлявших реакцию против пессимизма натуралистической школы. Своим учением о «воле к власти» Фридрих Ницше оказал влияние и на психологическую концепцию идеи империализма, как она изложена в сочинениях французского философа Сейера («Аполлон и Дионис»; «Введение в философию империализма» и др.).

Против ницшеанства выступили в Германии с полемическими романами Вильбрандт («Остров Пасхи»), П. Хейзе («Над всеми вершинами») и Шпильгаген («Фаустул»), а также швейцарец Видман – (с драмой «По ту сторону добра и зла»).

См.: Л. Берг, «Сверхчеловек в литературе»; Ландсберг, «Ницше и немецкая литература»; Танчер, «Ницше и неоромантика».

Http://rushist.com/index.php/literary-articles/2846-nitssheanstvo-v-literature

НИЦШЕАНСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО

Введение

 

В западной литературе существует целая плеяда писателей, в произведениях которых продлился и длится по сей день опыт идейных исканий Федора Михайловича Достоевского. Творческое наследие Достоевского исторически органично вошло в контекст западной культуры - вошло во всем своеобразии. Здесь, разумеется, не обойдется без оговорок, но именно феномен Достоевского, столь живо воспринятый западной культурой, породивший традицию продолжателей и множество римейков , - именно он и сформировал вокруг себя определенного рода рефлексивное поле, которое может и должно быть использовано для выработки новой, адекватной современным цивилизационным запросам методологии в мировом достоевсковедении.

Всечеловечность, обращающая человека к первозданно трансцендентным истокам рода людского, вновь и вновь привлекает к себе исследовательскую мысль. Оттого творчество русского писателя так горячо востребовано по всему миру. Однако формирование мировоззрения и творческого метода Ф.М. Достоевского происходило в тесном контакте с философией и огромным корпусом текстов западноевропейской литературы. Неслучайно поэтому западноевропейский читатель включает Достоевского в контекст всеевропейского пространства и через Достоевского во многом постигает сущность основных жизненных категорий. На Достоевском собственно (а также на Толстом, на Чехове) была вскрыта известная герметичность, замкнутость русской культуры. Философские воззрения Ф. Ницше, провозгласившего смерть бога для всей западноевропейской литературы, было предметом пристального интереса русской культуры и Ф.М. Достоевского в частности.

Цель данной работы - выявить специфику трансформации философских идей Ф. Ницше в романном творчестве Ф.М. Достоевского.

 

Целью продиктован круг частных задач:

выявить роль идей Ф. Ницше в мировоззрении Ф.М. Достоевского;

определить место Ф.Ницше в истории русской культуры;

определить характер рецепции философии Ф.Ницше в произведениях Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования: характер рецепции философии Ф.Ницше в творчестве Ф.М. Достоевского.

Объект исследования: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методологической основой являются средства историко-функционального, сравнительного и генетического методов. В работе использованы работы отечественных литературоведов по творчеству Ф.М. Достоевского, отражающие общий характер творчества русского писателя и вскрывающие характер влияния на романное творчество западноевропейских философов и художников. Среди них выделены работы М.Н. Бахтина, Н. Бердяева, Г.М. Фридлендера, Л.П. Гроссмана, Н.В. Кашиной, Ю.Г. Кудрявцева, В.Г. Одинокова, Ю.И Селезнева, Л.И. Сараскиной

Актуальность данной работы очевидна: творчество Ф.М. Достоевского является объектом пристального внимания отечественного и зарубежного литературоведения, кроме того сравнительное литературоведение расширяет возможности интерпретации знакомых текстов.

Новизна данной работы формируется самим предметом исследования: выявление истоков мировоззрения и творчества в сопоставлении с философской системой Ф. Ницше дает возможность появлению нового ракурса, ньюансов трактовки творчества Ф.М. Достоевского.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при подготовке и проведении занятий по творчеству Ф.М. Достоевского в школе и в вузе.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 4440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!