Теория Ницше. Смысл ницшеанства



Nbsp; Проблемно-тематический анализ произведения План:   1. Несколько слов о писателе (какое место он занимает в русской и мировой литературе), его творческой манере (чем отличается его творчество, какие темы и проблемы затрагивает он в своих произведениях). 2. В каких произведениях данная тема (проблема) проявляется наиболее ярко. Какими критиками и писателями это отмечалось и каким образом. 3. Раскрыть суть данной проблемы (темы): • в каких эпизодах произведения она проявляется наиболее ярко; • с помощью каких элементов произведения (герои/сюжет/ вставные эпизоды/ эпилог/эпиграф/пейзаж и др.) она раскрывается; • почему именно эту тему (проблему) затрагивает автор, почему она значима и важна; каков взгляд автора на эту проблему,как он решает ее. 4. Указать ее значение данной темы (проблемы) для раскрытия основной идеи произведения.     Теория Родиона Раскольникова и ее крушение в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую передовую, и самую преступную. То есть жизнь не может проходить по теории. И поэтому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека (то есть Раскольникова), одержимого теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова о возможности стоять над людьми («Кто я: Наполеон или тварь дрожащая?»), презирая все их законы, построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других (надо отметить, что тема «униженных и оскорбленных» прошла через все творчество Ф. М. Достоевского и даже один из романов носит название «Униженные и оскорбленные»). Убийство старухи-процентщицы было задумано Раскольниковым как жизненная проверка своей теории на частном примере. Преступление, которое он совершил, — это низкое и подлое дело. Разумихин, Дуня, Порфирий Петрович, а больше всех Соня Мармеладова — все они подталкивают Раскольникова к мысли о неправильности, антигуманности его теории. Но самую значительную роль в развенчании «наполеоновской» теории Раскольникова сыграла, конечно же, Соня Мармеладова. Раскольников был первым человеком, который отнесся к Соне с искренним сочувствием, принял ее как «приличную» барышню, усадил рядом со своими родными. Поэтому и неудивительна та страстная преданность, какой ответила ему Соня. Она не понимала, чем может быть интересна для такого человека, как Раскольников. Ей, конечно же, не приходило в голову, что Раскольников видит в ней почти такого же преступника, как и он сам: оба они, по его мнению, убийцы; только если он убил старуху-процентщицу, то она совершила, может быть, даже более страшное преступление — убила самое себя и тем самым обрекла себя на одиночество среди людей. Именно в разговорах с Соней Раскольников начинает сомневаться в своей теории. Ему хочется получить ответ на утверждение, можно ли жить, не обращая внимания на страдания, мучения и гибель других. Раскольников совершил преступление сознательно, что наиболее страшно, презрев свою человеческую натуру. Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей «как будто ножницами». Его человеческая натура не принимает этого отчуждения от людей. Раскольников начинает понимать, что даже такой гордый человек, как он, не может жить без общения с людьми. Поэтому его душевная борьба становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в тупик. Раскольников пока по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называет себя подлецом. Но в то же время страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если он начнет о них думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему разряду», к «тварям дрожащим», и, следовательно, топор другого «необыкновенного» человека может обрушиться на их головы, а также на головы Сони и Катерины Ивановны. Раскольников, по своей теории, должен отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать, ненавидеть тех, кого любит. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» В этом монологе действительно выявляется весь ужас его положения: его человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Сразу после этого монолога Достоевский дает сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она смеется над ним. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Наконец, Раскольников не выдерживает и открывается Соне Мармеладовой. Происходит столкновение их идей, каждый из них упорно стоит на своем: Раскольников утверждает, что настоящий человек имеет право игнорировать моральные устои общества; Соня же не менее упорно утверждает, что нет такого права. Его теория приводит ее в ужас, хотя с самого начала она была охвачена горячим сочувствием к нему. Раскольников, страдая сам и заставляя страдать Соню, все же надеется, что она предложит ему какой-нибудь иной путь, а не явку с повинной. «Соня же представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут — или ее дорога, или его». Раскольников идет с повинной. Следователь Порфирий Петрович сознательно старается побольнее задеть совесть Раскольникова, заставить его мучиться, выслушивая откровенные и резкие суждения о безнравственности преступления, какими бы целями оно ни обосновывалось. Порфирий Петрович увидел, что перед ним не ординарный убийца, а один из тех, кто отрицает устои современного общества и считает себя вправе хотя бы в одиночку объявить этому обществу войну. К личности Раскольникова, к его теории и преступлению Порфирий Петрович относится совершенно определенно, — несмотря на необходимость все время хитрить, он однажды высказался прямо: «…убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит…» Однако при самых резких суждениях о Раскольникове Порфирий Петрович прекрасно понимает, что перед ним отнюдь не уголовник, позарившийся на чужое имущество. Самое страшное для общества заключается именно в том, что преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: «Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!» Раскольников был сослан в Сибирь. Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что он не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявил желание сам еще более обвинить себя. Задача Ф. М. Достоевского состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной бывает сама идея. Идея героя о праве избранных на преступление оказывается абсурдной и ложной. Жизнь победила теорию, хотя Раскольников стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так бессмысленно и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться, покориться «бессмыслице» нелепого приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя. Крах теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Как известно, бывший студент Родион Раскольников совершает страшное преступление: убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Однако он идет на это преступление не из-за бедности, как может показаться на первый взгляд. Вскоре после убийства Раскольников признается своей подруге Соне Мармеладовой в том, что главной причиной его преступления является не бедность, а теория, которую он сам изобрел: "И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое…" (Раскольников Соне) "Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно!..." (Раскольников Соне): "...убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес..." (Порфирий Петрович) Согласно теории Раскольникова, люди делятся на "обыкновенных" и "необыкновенных", на "вшей" и на "право имеющих". Сам Раскольников надеялся, что он относится к числу "людей", а не "вшей": "Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…" (Раскольников Соне о теории) Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что его теория потерпела крах. Почему? Дело в том, что истинно великие люди, вероятно, не сомневаются в своем величии. Раскольников же усомнился в том, великий ли он человек или нет, а значит он уже не может считать себя "Наполеоном": "...если уж начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? – то, стало быть, не имею права власть иметь... ...если задаю вопрос: вошь ли человек? – то, стало быть, уж не вошь человек для меня, а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто прямо без вопросов идет..." (Раскольников о себе) "А вы ведь вашей теории уж больше не верите..." (следователь Порфирий Петрович о крахе теории) "Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло!" (следователь Порфирий Петрович) В конце концов Раскольников признает, что сам он является "вошью, как и все": "Эх, эстетическая я вошь, и больше ничего ... Да, я действительно вошь ... (Раскольников о себе) "...я такая же точно вошь, как и все!" (Раскольников о крахе своей теории) "... я окончательно вошь ... заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью!... (Раскольников о себе) Вскоре после своего страшного преступления Раскольников совершает явку с повинной и отправляется на каторгу в Сибирь. Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/03/teorija-Raskolnikova-i-ee-krah.html© Сайт: www.alldostoevsky.ru Теория Раскольникова, его замысел восстановить униженное достоинства человека путем «справедливого» распределения благ, зародилась в атмосфере, характерной для того периода. С одной стороны – честные, порядочные люди, превращенные крайней бедностью в «тварей дрожащих», с другой – бесполезная, но очень богатая «вошь», сосущая кровь из тех самых честных людей. Да еще и новые, до конца несформированные, часто лишенные основ морали и духовности идеи подливают масла в огонь. Не дарите любовь тем, кто ее не ценит Плохие привычки, мешающие общению Каковы признаки, что вы тратите жизнь впустую? Чтобы подчеркнуть правоту (кажущуюся) Раскольникова, Достоевский намеренно рассеивает по всему роману картины горя, нищеты, усиливая тем самым тягостное ощущение безысходности. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения и привела к тому, что теория Раскольникова из стадии абстрактных размышлений перешла в стадию практической реализации, стала исповедь Мармеладова и письмо от матери. Наступил момент материализовать идею, долго вынашиваемую героем в его убогой каморке: это кровь по совести, которую избранным лицам (и ему в том числе) позволено проливать. Теория Раскольникова находилась одновременно в зависимости и в противоречии с популярными тогда позитивистскими теориями Г. Спенсера, Д. С. Милля, Н. Г. Чернышевского. Все они уповали на экономическую выгоду и материальные удобства, достаток. Достоевский считал, что сознание, постоянно заполненное такими категориями, теряет потребность в добродетелях христианских, в высокой духовности. Его герой пытается соединить обе стороны. Он мечтал, чтобы человек и эгоцентризм проявлял в разумных пределах, и чтобы он не стал рабом современных экономических отношений, не слишком погружался в свои физиологические потребности. Почему люди видят призраков? Как легко испортить разговор: 4 плохие привычки в общении 17 фактов о принцессе Диане, которых вы не знали Теория Раскольникова, реализованная на практике, открыла самому герою парадоксальное соседство в его душе любви к людям и презрения к ним. Он считает себя избранником, который имеет право (и даже должен) убить, чтобы облагодетельствовать не только себя, но и все человечество. И здесь же он вдруг понимает, что его притягивает и власть ради самой власти, желание господствовать над другими. Чтобы хоть как-то оправдать свои выстраданные идеи, Раскольников приводит в пример некоторых законодателей, которых не останавливала даже кровь. Однако их действия не представляются содержательными и спасительными, наоборот, они поражают бессмысленным разрушением ради лучшего. Подобный ход мыслей Родиона не облагораживает его идеи, как он того хотел, а только разоблачает их и приводит к той же оценке, которую дал всему происходящему Порфирий Петрович. Он определил преступника как индивида, который обожествляет себя, умаляя при этом личности других людей, и посягает на их жизни. Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал как туманность спасительности и благодетельности новой идеи, ее неопределенность может послужить некой психологической завесой, способной усыпить даже совесть человека, чтобы уничтожить, размыть границы между понятиями добра и зла. Теория Раскольникова и ее крах имеет и историческую сторону. Она показывает, насколько неоднозначными могут быть те или иные исторические нововведения, насколько благоразумию и благонравию может быть обратно пропорционален закон «Я». Духовное возрождение главного героя автор не описывает так же подробно, как и его душевные мытарства, однако, контуры намечает. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Он испытывает сильнейшие муки совести и готов к покаянию, готов отныне руководствоваться в своей жизни только заповедями Евангелия. По мнению Достоевского, восстановить в герое человеческий облик способна только жертвенная, дающая любовь, причем не абстрактная, ко всему человечеству, а конкретная, к конкретному ближнему. Для Раскольникова таким спасением является сострадательная любовь между ним и Соней Мармеладовой. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/40734/teoriya-raskolnikova-i-ee-krushenie · ·         Теория Родиона Раскольникова и ее крушение Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Сам Достоевский в письме издателю М. Н. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: “Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности ...поддавшись некоторым странным неоконченным идеям... решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху...” При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству”. В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: “студент... живущий в крайней бедности” и “поддавшись некоторым странным неоконченным идеям”. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории, или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова? Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. “Я не старуху убил, я себя убил”, — признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать ему о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории, они должны быть отнесены к “низшему” разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит эти теории, но не имеет права на эту ненависть. “Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?” Человеческая натура Раскольникова здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою. Сразу же после этого монолога он описывает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя (точнее, показывает его только в эпилоге), потому что его роман не о том. Задача писателя — показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной, какой преступной может она оказаться. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила       Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижение и страдание Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен Лужиными и Свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты. Раскольников «чувствовал» и видел мир, его историю, его победы и поражения, его неудачные попытки перестроить основы существования. Этому человеку, слишком увлеченному окружающим, казалось, что он понял людей, добрался до корня жизни и несчастья народов. Раскольников решил все взять в свои руки, использовать закон по своему разумению, направить "ход корабля" по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит героя к утверждению о неизбежной, сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Раскольников выдвигает теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих «великих» людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой и что суд других ему безразличен. Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь», из всех «вшей самую наибесполезнейшую». Когда он слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Возможно, если бы теория осталась только на бумаге, она была бы просто плодом изможденного и бедного человека. Но Раскольников начал ее практически осуществлять! Старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», она не приносит никому пользы, она должна умереть, она – та самая «тварь дражащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело одного человека – вот так судить о других. Мы живем в обществе, где у каждого свое мнение, если все начнут строить безумные теории и проверять их на практике – люди со временем станут дикарями. И еще в одном теория Раскольникова неверна: нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления - сцена его признания Соне. Впрочем, временами Раскольников жалеет и огорчается, что не смог стать Наполеоном. Он не смог достичь власти ради власти, хотя и был готов на самые жестокие и кровавые преступления. «О подлость! …. О, как я понимал «пророка», с саблей, на коне: велит Аллах, и повинуйся, дрожащая тварь! Прав, прав «пророк», когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и – не жалей, потому – не твое это дело! О, ни за что, ни за что не прощу старушонки!» Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь удивительными, отпадают один за другим. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» прослеживается авторская идея о том, что нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он спорит с революционерами, утверждающими, что единственный путь ко всеобщему счастью – «призвать Русь к топору». Для того, чтобы глубже раскрыть характер Раскольникова, Достоевский вводит в повествование двойников и антиподов главного героя. Духовно похожи на него Лужин и Свидригайлов. Лужин, как и Раскольников, хочет превратиться из раба в «хозяина жизни». Но, если Родион желает блага всем окружающим, убивает ради благополучия других людей, то причина «доброжелательности» Лужина кроется в эгоизме. Его мечты ограничиваются лишь самим собой, и поэтому он еще больше противен, чем Раскольников. Роль образа Свидригайлова в романе – убедить читателя в том, что идея Родиона ведет в конечном счете к духовному тупику, к смерти личности, как это и случилось со Свидригайловым. Если Раскольников способен на раскаяние и возрождение, то его «двойник» - даже не хочет стремиться к этому. Антиподами главного героя в романе выступает Сонечка, Лизавета, Мармеладов, Разумихин, Миколка, Порфирий Петрович. Все они - выходцы Петербургских «низов», как и Раскольников, но они не потеряли веру в Бога и нравственное начало человека. Как бы ни была тяжела их жизнь, они не опускаются до убийства себе подобных, не считают себя «хозяевами» бытия. К этому, в конце концов, приходит и Раскольников: к раскаянию, нравственному перерождению, обретению веры. Лучше понять главного героя, его настоящие душевные порывы помогают сны, которые Раскольников видит на протяжении всего романа. Достоевский использует этот прием для того, чтобы показать истинное «лицо» Родиона, его человечность и доброту. Например, в сне про то, как пьяные мужики насмерть забивают лошадь, маленький Раскольников жалеет бедное животное, сочувствует ему, не может понять, почему люди так несправедливы по отношению к старой кобыле. Важно в этом сне то, что ребенком Раскольников обладал отзывчивостью и добротой, и эти качества остались в нем и во взрослой жизни, но обстановка Петербурга, в которой он жил, не дала этим качествам развиться. Нищета и безысходность не позволили благодатным росткам пробиться на свет в душе главного героя… Антигуманные мысли и дела никогда не могут быть во благо человечеству, и никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов. Счастье нельзя «построить» на крови, жестокости, насилии. Раскольников приходит все-таки к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Достоевский считает, что только через положительное, высокое, человечество может возвыситься. В индивидуализме, в возвышении себя над остальными – нет будущего, утверждает автор. Поэтому теория Раскольникова оказалась несостоятельной. Она противоречит жизни, человечности. Каждый из нас имеет право на жизнь, и никто не вправе решать, кто достоин жить, а кто – нет. Не бывает «тварей дрожащих» и «власть имеющих», не бывает плохих и хороших, есть только Человек, обладающий душой и неотъемлемым правом на жизнь. В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Роман Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела нищеты и нравственных мучений. Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения, его неудачные попытки перестроить основы существования. Этому человеку, слишком увлеченному окружающим, казалось, что он понял людей и добрался до корня жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, использовать закон по своему разумению, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой и суд других ему безразличен. Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда он слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Раскольников анализирует причины и дает различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери, ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте всех и вся, об утверждении своей личности. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?..» - именно здесь и проявляется идея Родиона в чистом виде. Эти слова превращают его в героя наполеоновского типа. Раскольников берет на себя решение: «… тому, или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» Он не может перенести, чтобы такие, как Соня, были несчастными, не может вынести несправедливости. Да, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть у ненормального человека, но они тут же пресекаются здравым смыслом и законом. Возможно, если бы теория осталась только на бумаге, она показалась бы плодом изможденной фантазии бедного человека. Но Раскольников начал ее осуществлять! Старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», она не приносит никому пользы, она должна умереть, она – та самая «тварь дражащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело одного человека – судить других. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления - сцена его признания Соне. Впрочем, временами Раскольников жалеет и огорчается, что не смог стать Наполеоном. Он не смог достичь власти ради власти, хотя и был готов на самые жестокие и кровавые преступления: «О подлость! …. О, как я понимал «пророка», с саблей, на коне: велит Аллах, и повинуйся, дрожащая тварь! Прав, прав «пророк», когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и – не жалей, потому – не твое это дело! О, ни за что, ни за что не прощу старушонки!» Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь удивительными, отпадают один за другим. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» прослеживается другая идея - о том, что нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, своим романом он спорит с революционерами, утверждающими, что единственный путь к всеобщему счастью – «призвать Русь к топору». Антигуманные мысли и дела никогда не могут стать во благо человечеству, и никакое зло не оправдать счастьем миллионов: его нельзя построить на крови, жестокости и насилии. Раскольников приходит-таки к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Достоевский считает, что только через гуманное начало человечество может возвыситься.   Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Сломать что надо, раз и навсегда, да и только; и страдание взять на себя! Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"   “Преступление и наказание” – одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф.М.Достоевского. Писатель работал над ним в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции. Герой Достоевского – не только непосредственный участник событий, но и человек, идеологически оценивающий происходящее. Родион Романович Раскольников – бывший студент. Уже в самом начале, на первых страницах, мы узнаем, что “странная мысль наклевывается в его голове, как из яйца цыпленок”. Она заключается в следующем: “Убить старуху, взять ее деньги, “обреченные в монастырь”, взять не себе – для погибающих, умирающих от голода и порока, и "будет восстановлена справедливость”. Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови. Герой создает теорию, по которой все люди делятся на “имеющих право” и на “тварей дрожащих”. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом: к какому разряду людей относится он сам? “…Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?.. ” Убийство старухи- процентщицы – это самопроверка героя. Вынашивая идею в своем воспаленном сознании, Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеона) и спасителя человечества (Христа) одновременно. Существует много мотивов преступления. Сам же герой объясняет их следующим: во-первых, “ …я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…”, во-вторых, “хотел помочь матери, спасти сестру… всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…”, в-третьих, “я просто убил; для себя убил, для себя одного…мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как и все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..”. Значит, убийство совершено со справедливой целью – взять деньги и облагодетельствовать ими нищее человечество? И преступления никакого нет?.. Теперь перейдем к моментам, когда Раскольников осознает свою ошибку. После того, как Родион совершает убийство, он пытается найти человека, которому можно поведать свою страшную, мучительную тайну и который поймет его. Соня Мармеладова была именно таким человеком. Узнав о том, что именно Раскольников убил процентщицу и Лизавету, Сонечка в первую минуту “…отошла от него к стене, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет ”. Она увидела в лице своего друга глубокие страдания и сожаление. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!” – воскликнула она. После долгого и мучительного разговора ей стало еще больше жаль Родиона. Она предположила, что он сделал это не ради себя, а ради дорогих ему людей. В то же время Раскольников совершает для себя открытие. Раньше, исходя из своей теории, он относил себя к “имеющим право”, а теперь он убеждён, что его теория не верна и что он попадает в разряд “тварей дрожащих”. Поняв это, герой считает, что жизнь не стоит продолжать: “Разве я старушонку убил? Я себя убил… а старушонку эту черт убил, а не я…” Но Соня подсказывает ему выход: “Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: “Я убил!”… страдание принять и искупить себя им, вот что надо”. Незадолго до признания у Раскольникова начинается почти распад сознания, он как бы теряет разум. Его охватывает то болезненная тревога, то панический страх, то полная апатия. Он уже не владеет своими мыслями, волей и чувствами, старается убежать от ясного и полного понимания своего положения. Вся его арифметика оборачивается страшной ложью, а теоретическое преступление – полной бессмыслицей. Не медля ни минуты, герой отправляется в контору, где и делает чистосердечное признание: “Это я убил тогда старуху-процентщицу и сестру её Лизавету топором и ограбил ”. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина – преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели же не достиг. Конечно, мы понимаем, сколько силы воли нужно иметь, чтобы прийти с повинной и все рассказать. Раскольников жестоко наказан. Но в этом наказании - его спасение. Идея поработила Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в пешку, лишенную воли. После признания героя отправляют на каторгу в Сибирь. Раскольников, дитя огромного мрачного города, оказывается в новом, необычном для него мире, он вырван из фантастической больной жизни Петербурга, из той искусственной почвы, которая взрастила его страшную идею. Это иной, доселе чуждый ему, мир - мир народной жизни, вечно обновляющейся природы. Приговор оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению. Но судьи учли тот факт, что “причиной всему было скверное его положение, его нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью по крайней мере трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами”. И вот, он один, без друзей, без дорогих ему людей, без мечты, без цели в жизни, в мрачной пустой холодной крепости. И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий написанную Достоевским в “Преступлении и наказании” картину человеческого бытия, мы видим просвет в жизни героя. Мы верим в нравственную силу, мужество и решимость Раскольникова найти путь и средства истинного служения людям. Ведь он был и остался “человеком и гражданином”.   Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. В центре этого романа Ф.Д. Достоевского - хаpактеpгеpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшаетпpестyпление: убивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестру, безобидную, простодушную Лизаветy. Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем. Мне он кажется героем скорее трагическим. Своего Раскольникова Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион был "замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен". В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Герой презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за "униженных и оскорбленных", совершил убийство "по теории". Он реализовал абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию "крови по совести", а теория вылилась в преступление. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а "тварь дрожащая", "вошь", сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека", она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. В этом то и состоит трагедия Раскольникова. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление. Что может быть страшнее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину, и, к концу повествования, полностью раскаявшегося? Мы не можем осуждать человека, который руководствуется своими жизненными принципами, несмотря на то, что все его умозаключения приводят к роковым ошибкам. Успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека". Наверное, именно глубинная вера помогает ему не потерять человечность до конца и заслужить жалость и сострадание к себе в эпилоге романа. Достоевский показывает, что его герой не только противоречивая натура, его образ – сложная борьба между добром и злом. Раскольников страдает, видя любовь к себе близких людей, но чувствуя себя убийцей. Родион все время колеблется между верой и неверием, и Достоевскому не удается убедить нас, даже в эпилоге, что евангельская правда стала и правдой Родиона. Однако эпилог содержит, в какой-то мере, раскаяние и осознание вины Раскольниковым, хотя это и нельзя оценивать однозначно. Душа Раскольникова не черства, как у «право имеющих», она способна на человеческие порывы. «Мир спасет Красота», - утверждает Достоевский. Он был уверен, что только нравственное перевоспитание человека сделает абсурдным преступные теории, найдет выход из жизненных тупиков. И «золотой век» придет только тогда, когда люди будут любить друг друга и человеческое восторжествует над всем злом и ненавистью. На каторге Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его все больше крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество - «Возлюби ближнего как самого себя». В эпилоге «Преступления и наказания» автор описывает одинокие размышления Раскольникова ранним утром в Сибири, на берегу реки: «Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на сложенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних…» Как заключительный аккорд всего романа, звучит в этих словах непреодолимый порыв Достоевского и его героя к «широкому» и вольному бытию свободных людей… Человеческое неизбежно и с полной справедливостью восторжествовало в конце романа. Столкновение теории и жизни в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела нищеты и нравственных мучений. Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения, его неудачные попытки перестроить основы существования. Этому человеку, слишком увлеченному окружающим, казалось, что он понял людей и добрался до корня жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, использовать закон по своему разумению, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой и суд других ему безразличен. Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда он слышит слово «преступление», то кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Раскольников анализирует причины и дает различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери, ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте всех и вся, об утверждении своей личности. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?..» - именно здесь и проявляется идея Родиона в чистом виде. Эти слова превращают его в героя наполеоновского типа. Раскольников берет на себя решение: «… тому, или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» Он не может перенести, чтобы такие, как Соня, были несчастными, не может вынести несправедливости. Да, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть у ненормального человека, но они тут же пресекаются здравым смыслом и законом. Возможно, если бы теория осталась только на бумаге, она показалась бы плодом изможденной фантазии бедного человека. Но Раскольников начал ее практически осуществлять! Старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», она не приносит никому пользы, она должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему в таком случае гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело одного человека – судить других. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена его признания Соне. Впрочем, временами Раскольников жалеет и огорчается, что не смог стать Наполеоном. Он не смог достичь власти ради власти, хотя и был готов на самые жестокие и кровавые преступления: «О подлость! …. О, как я понимал «пророка», с саблей, на коне: велит Аллах, и повинуйся, дрожащая тварь! Прав, прав «пророк», когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и – не жалей, потому – не твое это дело! О, ни за что, ни за что не прощу старушонки!» Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь удивительными, отпадают один за другим. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» прослеживается другая идея - о том, что нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, своим романом он спорит с революционерами, утверждающими, что единственный путь к всеобщему счастью – «призвать Русь к топору». Антигуманные мысли и дела никогда не могут совершить благо для человечества. Никакое зло не оправдать счастьем миллионов: его нельзя построить на крови, жестокости и насилии. Раскольников приходит-таки к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Достоевский считает, что только через гуманное и высокое человечество может возвыситься. Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). Роман «Преступление и наказание» по своей форме — детектив, но задача его гораздо шире, чем разоблачение преступника. Достоевский пытается разгадать саму природу преступления, увидеть корень зла, из которого произрастает грех и проникает в самые темные глубины души, самые потаенные уголки сердца, сокровенные мысли главного героя — Родиона. Роман отличается глубочайшим психологизмом. Писатель ищет ответы на все жизненные вопросы в человеческой душе, ищет внутренние мотивы поступков. Роман начинается не с убийства старухи, а кончается не признанием Раскольникова в полицейской конторе. Границы преступления и наказания простираются гораздо шире чисто внешних поступков героя. Действие романа разворачивается, в первую очередь, в душе Раскольникова, который начинает вынашивать план убийства задолго до его осуществления. Обстановка нищеты, грязи, пьянства, разврата, беспомощности и унижения, которая окружает Родиона, отравляет его существование. В его воспаленном, болезненном мозгу рождается чудовищная теория: в неподвижное болото жизни, где царит несправедливость и отчаяние, необходимо внести момент движения, свежую струю, которая сметет все ненужное, ничтожное, недостойное, мешающее жить тем, кто «право имеет». Тогда на земле настанет, наконец «всеобщее счастье», не будет ни голода, ни страданий. Ради тех, кого любишь, нужно «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим». Именно с этих, казалось бы, «светлых» мыслей и начинается преступление Раскольникова, его ложь самому себе. А она оказывается для него капканом, откуда выбраться невозможно: «Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в него втягивать». Эта ложь удаляет Раскольникова от людей и от Бога. В своей непомерной гордыне герой заходит слишком далеко, видя себя сверхчеловеком, вершителем человеческих судеб. «Наполеоном хотел сделаться, оттого и убил» — одно это признание перечеркивает все, что было им сказано о справедливости и счастье. Если до убийства Раскольников еще не признается себе в том, что источник его теоретических построений кроется в эгоизме и самолюбии, то после преступления ненависть к людям становится настолько явной, что он этого не скрывает: «Я один хочу быть один, один, один». Родиону не нужен даже Бог: «Может, и Бога-то совсем нет?» Но, в то же время, он не может вынести одиночества и опустошения, в которые погружена его душа. Теперь, когда он доказал себе и другим, что он не «вошь», а «право имеет», он, как никогда раньше, ощущает себя «тварью дрожащею», «нечеловеком». Герой оказывается в тупике и сам признается себе в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается...» Но, видя всю лживость и несостоятельность своих взглядов, Раскольников все еще стоит на месте. Он окаменел в гордыне и лжи и не может сдвинуться ни на шаг. Чтобы облегчить совесть, Раскольников создает видимость движения, снова идет на обман: он является с повинной, «кается» на площади и в суде, отправляется на каторгу. Но это мнимое раскаяние не решает его внутренних проблем, он по-прежнему остается отчужденным от людей и от Бога. Можно заметить, что вера в «спасительность» его мировоззрения идет не по убывающей, а по нарастающей. За час до явки в полицию Раскольников говорит Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, он все еще не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что промах, который со всяким мог случиться». Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старушонку убил, я себя убил». «Я есмь Воскресение и Жизнь», — читает ему Соня слова Христа. Но истинный смысл евангельского повествования о воскрешении Лазаря открывается Раскольникову лишь в тот момент, когда воскресает к новой жизни его собственная душа, когда он раскаивается и понимает, что вся его жизнь «была каким-то внешним, странным; как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, это была не его жизнь — ибо он теперь другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям и Богу. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»). Тема падения и духовного возрождения – важнейшая в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что «падение» главного героя начинается в тот момент, когда рождается его теория, согласно которой у человека есть обоснованное право убить другого человека. Основания этой теории лежат в идее о разделении людей на тех, «кто право имеет», и на остальных – «тварей дрожащих». Первые, к коим помимо Наполеона относил Родион Раскольников и себя, могут делать со вторыми все, что угодно, в том числе и убивать. Откуда у героя взялись подобные мысли? Чрезвычайно важна для рождения подобной идеи вся жизнь героя. А в ней не последнее место занимает город, в котором Родион живет. Сама атмосфера города кажется порождающей чудовищ. Петербург Достоевского – это город, в котором нет воздуха, пространство которого чудовищным образом искажено, город, изначально построенный на костях и ставший оплотом несправедливости по отношению к человеку и ужасающих преступлений и пороков. Особое внимание читателя привлекают контрастные пейзажные описание в романе: парки и роскошные дворцы, увиденные глазами Раскольникова, и уродливые улицы и подворотни, желтые дома и вонючие распивочные в районе Сенной площади. И комната главного героя только добавляет жути в эту атмосферу бесконечного унижения личности: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок". Образ этой комнаты-гроба сам по себе символичен, в ней и рождается чудовищная теория героя. К своему падению Родион идет, как бы спускаясь вниз по кругам ада. Конечно, социальный аспект также немаловажен в возникновении его теории. Бедность и зависимость от материальных рамок привели героя в состояние, сродни безумию. Сцену убийства предваряют несколько эпизодов, каждый из которых как бы подталкивают героя к его падению. Встреча с Мармеладовым раскрывает Раскольникову униженное состояние человеческого духа. Вместе с тем, в этой сцене впервые проявляются проблески будущего возрождения. Рассказ о Сонечке, письмо матери с рассказом о Свидригайлове и Лужине, встреча с падшей девицей на улице – все это приводит Родиона к мысли о несправедливости нашего мира, о необходимости его переустройства, о том страшном давлении, которое среда оказывает на человека. Апогеем подобных мыслей становится сон Раскольникова, в котором он видит убийство лошади перед дверьми кабака. Этот сон можно расценивать двояко. С одной стороны, он выражал символически то, о чем думал Раскольников: лошадь – подавленная, униженная личность и хозяин, добивающий ее, – среда. С другой стороны, этот сон был пророческим, и лошадь в этом ракурсе могла означать душу Родиона, а хозяин –убийца был он сам. Неслучайно Соня позже воскликнет: «Что это вы над собой сделали?» Так как убив ближнего, человек убивает себя. И, прежде всего, свою душу. Но возможно ли воскресение и очищение после совершения столь страшного греха? Достоевский отвечает на этот вопрос однозначно: «Да». Что может воскресить человека? Вера и любовь – таков ответ писателя. Все, что касается «духовного возрождения» главного героя, остается, скорее, за пределами сюжетной сферы романа. Однако в эпилоге и в последних главах «Преступления и наказания» писатель изображает искреннее раскаяние и страдание Раскольникова, тем самым оставляя надежду на перерождение героя в дальнейшем. В процессе духовного перерождения Раскольникова главную роль играла Соня Мармеладова. Это не значит, что герой сам не был способен к возрождению. Но искренняя вера Сони в возможность очищения и начала новой жизни сотворила с Родионом настоящее чудо. Только через страдания очищается душа, и Соня это понимает. Но избавление от страданий еще мучительнее самих страданий. Ведь признаться в содеянном преступлении – почти нечеловеческой воли поступок. Между тем, с помощью Сони, Раскольников совершает его. И это один из шагов на его пути к очищению. А первым шагом на этом пути можно считать отказ героя от своей теории сверхчеловеков. Он признает себя «вошью», тем самым признавая равенство людей перед Богом. Это и есть истинная основа раскаяния: признание, что сделал больно такому же, как ты, признание того, что любой человек имеет душу. В эпилоге романа даже настроение и атмосфера повествования меняются и становятся более светлыми. Удивительно, но именно на каторге Раскольников впервые почувствовал себя свободным. Впервые впереди забрезжил свет надежды. И этот свет был уже не материальный, он нисколько не зависел от нашего мира. Нет, свет этот был светом божественной любви, которую открыла для него Соня. Проследив историю человеческого падения, Достоевский выделяет некую притягивающую, завлекающую, непреодолимую силу движения вниз. Вырваться из пут дьявола чрезвычайно трудно, но возможно. Трудно, потому что путь наверх – всегда путь мучений. Только преодолев тернии, можно почувствовать в душе свет новой жизни. А для того, чтобы все-таки пройти этот путь, надо искренне и беззаветно любить. Бога и всех тварей, им созданных. Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Среди огромного наследия Ф.М.Достоевского чуть ли не наибольшей популярностью пользуется его роман «Преступление и наказание». Однажды В.Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Я думаю, в самые тяжелые дни жизни эти слова великого критика и писателя согревали молодого Достоевского. А сама идея написать роман о человеке, который был преступником, зародилась у него на каторге. Нужно сказать, что Ф.М. Достоевскому самому пришлось многое пережить и пройти в своей жизни. Я считаю, что в переживаниях и мировоззрении героя романа «Преступления и наказания» есть что-то авторское, что-то из судьбы самого писателя, хотя в произведении идеи Раскольникова осуждаются Достоевским. Теория Раскольникова, конечно же, имела под собой почву, ибо такие мысли не могли возникнуть на пустом месте. Она могла сформироваться только тогда, по моему мнению, когда внешние, материальные проблемы сильно давят на человека, а духовная пища либо отсутствует, либо ничтожно мала и не способна изменить действительность. Родион решился на убийство. Целью данного преступления было не желание наживы, не желание помочь матери. Совсем нет! Просто он захотел проверить свою теорию, а в чем-то и себя. Ему было важно понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Смысл этой идеи заключался в том, что люди жестоки и низки, при этом сущность человеческую невозможно заменить, а, следовательно, «и труда не стоит тратить». Однако, можно и нужно встать над этим «муравейником» людей и управлять им. Отсюда следует возможность разделить все человечество на подвластных и властителей, которых очень мало в общей массе. Властители мало чем отличаются от остальных, но, тем не менее, они могут добиваться власти любыми способами, им «разрешается» переступать не только законы общественные, но законы морали и этические устои. Герой романа уверен, что людям можно силой навязать какие-то блага. Важно заметить, что Раскольников все же чувствует противоречивость своих идей, ибо все «Магометы и Наполеоны» были ведомы личными интересами, они всего лишь прикрывались общим. Казалось бы, теперь, после совершенного преступления, Раскольников может преспокойно идти к власти. Но здесь Родион постепенно отступает от своей идеи: наступает переломный момент в жизни этого человека. Читатель видит, что Раскольников – личность незаурядная. Начинается противостояние разума героя и его духовного мира. Поначалу он не может отделить себя от железной логики его теории, но вскоре душа восстает. Значит, на самом деле Родион все же не смог перешагнуть через моральные и этические законы. По своей теории ему следовало жить только для себя и не «чувствовать» окружающих его людей, однако он отдает последние деньги Мармеладовым на похороны отца. Я думаю, Раскольников подсознательно чувствует, что стрежнем, основой человеческого общества являются любовь и сострадание. Родион Раскольников не в состоянии спокойно пережить свое преступление. Моральная боль у него переходит в боль физическую. Герой начинает изолировать себя от людей, пытается перебороть муки совести. Все это приводит к осознанию беспочвенности и жестокости своей теории. «Я себя убил, а не старушонку», - наконец признается Родион. Внутренние терзания главного героя, по моему мнению, настолько его разъедали, что постепенно становились видимыми и накладывали определенный отпечаток на внешность: «Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный». Автор романа показывает несостоятельность теории Родиона, ибо она противоречит, а главное, противостоит извечным человеческим ценностям: любви, доброте, пониманию, искренности. Следовательно, такие идеи не могут быть целью жизни людей. И история человечества, да и история нашей страны, не раз подтверждала эту мысль. Вспомним хотя бы эпоху Сталина, который, по моему мнению, как никто другой подсознательно жил и действовал по подобной же теории. И с полной уверенностью можно говорить о том, что этот человек шел к власти путем насилия. То же самое можно говорить и о других исторических личностях, начиная с самого начала существования общества: Александр Македонский, Наполеон, Гитлер и многие другие. Все это люди, которых, по теории Раскольникова, можно считать властителями. Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Убийца… Такой приговор выносит справедливое общество главному герою романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". И автор соглашается, его герой убийца. Но этим определением не исчерпывается характеристика образа. Достоевский пишет не детективный роман о преступлении и наказании, а произведение о нравственных категориях, являющихся альфой и омегой психологии человечества – причинах и последствиях поступков. Достоевский мастерски подходит к вопросу изображения души героя. Он постепенно разворачивает перед нами картину внутренних переживаний Раскольникова, сравнивая его состояние с состоянием душевнобольных, и, в то же время, пытаясь как бы объективно показать действительность. Так, к примеру, можно говорить о ряде случайностей, которые утверждают Раскольникова в мысли о том, что старуху необходимо убить и что в этом убийстве нет ничего плохого. Вот Родион слышит случайный разговор в трактире, из которого узнает, что смерти процентщицы желает не только он. Старуха становится в его понимании бичом человечества, гнойником, который необходимо удалить. Потом герою легко попадает в руки топор – все обстоятельства за него. Окружающие обстоятельства подталкивают Раскольникова к убийству. И он не может пройти мимо этих «знаков». Они, эти случайности, в конечном счете, начинают играть главную роль в разворачивающейся перед нами драме. Ведь именно они лишают Родиона последних сомнений по поводу того, необходимо ли совершать этот проступок. Не будь этих случайностей – кто знает, чем бы все закончилось… Но, с другой стороны, Достоевский описывает происходящее так, что можно принять эти «знаки» за плод воображения героя, искусственно сформированные мозгом факты. Этим автор желает подчеркнуть сложность психологии человека. Он убеждает читателя в том, что однозначность вообще не является качеством жизни и что одно и то же происшествие можно рассматривать с различных сторон. Ведь мог же Раскольников не отнести случайно подслушанный разговор к себе... Но если бы не было благодатной почвы, то семена случайностей не дали бы всходов… Такой благодатной почвой для убийства можно считать статью Раскольникова об обыкновенных и необыкновенных людях. Читатель узнает о ней, когда Родион Романович встречается с Порфирием Петровичем, который читал эту статью. Вообще одни из самых ярких психологических картин в «Преступлении и наказании» появляются тогда, когда на сцену выходит следователь. Раскольников понимает, что если он будет неправильно себя вести, то Порфирий Петрович будет подозревать его в причастности к убийству, поэтому каждый раз готовится к разговору. Первая встреча двух будущих противников состоится только в третьей части романа. И их разговором начинается напряжённейшая идейная и психологическая борьба преступника и следователя. Раскольников сам направляется к Порфирию Петровичу в гости, чтобы, во-первых, познакомиться, а во-вторых, сообщить, что был закладчиком у Алёны Ивановны и что хотел бы со временем вернуть заложенные вещи. Раскольников совершенно выдаёт себя, когда речь заходит о его статье, которую он написал полгода назад, а она только теперь была напечатана. Порфирий Петрович сам вызывает Раскольникова на этот разговор, прося разъяснить некоторые положения статьи, а именно утверждение, что люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Раскольников сначала нехотя, а затем всё более разгорячаясь, забывая об осторожности, поясняет: «Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово. Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего». Раскольников также утверждает, что необыкновенные люди имеют право по совести на совершение преступления, если оно служит достижению цели. Порфирий Петрович просит пояснить, как же можно отличить один разряд от другого: «Потому, согласитесь, если произойдёт путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнёт «устранять все препятствия, то тогда…». Родион начинает понимать, что следователь намекает именно на него, и поэтому уже с неподдельной ненавистью смотрит на Порфирия: «Фу, как это явно и нагло!». Одним из самых главных моментов в эпизоде является вопрос Порфирия Петровича о том, что будет с «обыкновенным» человеком, если он совершит преступление, посчитав себя «необыкновенным» и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. Раскольников отвечает, что, если совесть есть, тот будет страдать, коль осознает ошибку: «Это и наказание ему, - опричь каторги». Эти слова героя стали пророческими. Наказание, которое определил себе сам Раскольников, оказалось намного страшнее каторги, на которую он в итоге попадает. Вот они, последствия идеи Раскольникова – двойное убийство, угрызения совести, паранойя… Герой не ожидал, что будет именно так, в своей теории он предусмотрел все, кроме последствий… И действительно, не ошибся ли герой, считая себя «хозяином будущего»?   «Теория идеи Родиона Раскольникова и её крах» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10.11.2013 размещено Сочинитель ... 3.00/5 (60.00%) 2votes Фёдор Михайлович Достоевский всегда отличался глубиной, проникновенность своих произведений. Писатель даёт персонажам свободу, поэтому они часто непоследовательны. Особое место в списке его великих творений занимает социально-философский роман «Преступление и наказание». Это произведение является яркой и правдивой картиной общества середины девятнадцатого века. Роман «проводит» читателя по всем уголкам жизни, порой жестоким и мрачным уголкам. Главный герой социально-философского романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского – Родион Раскольников, бывший студент. Родион умный и гуманный человек, но при этом живущий в глубокой нищете. Он наблюдателен, да только наблюдения его печальны. Видит Родион лишь страдания людей и в связи с увиденным размышляет об общественном устройстве. Будучи окружённым сплошным горем, Раскольников создаёт свою бесчеловечную теорию деления людей на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на свершение преступления ради всего человечества. Особые люди могут морально переступить через людей для достижения своих целей. Специфика Достоевского в том, что он показывает своих героев в самые сложные периоды их жизни. Во время сильнейшего стресса человек раскрывается во всей своей полноте. Страдание вообще занимает важное место в романах Федора Михайловича. Как писатель с православным мироощущением, Достоевский показывает в своём творчестве, что через страдание человек идёт к истине и свету. Теория Родиона Раскольникова – это детище общественной жизни России девятнадцатого века. В то время уже намечались революционные настроения, социальные противоречия всё чаще будоражили общество. Раскольников пытается понять, к какой категории его теории принадлежит он. Родион очень хочет быть «власть имеющим», особенным, но неодолимый страх гложет его – а вдруг он «вошь», вдруг он, являясь «тварью дрожащей», осмелился определять, кому жить, а кому умереть. Раскольников придумал совершить пробу – сильная ли он личность. Жертвой этого эксперимента Родион выбирает старуху-процентщицу. По его мнению, смерть старухи пойдёт всем на пользу, что ей не зачем жить. Раскольников долго не решается на убийство – ведь это просто лишь на бумаге, в мыслях, но не на деле. Когда преступление совершено – дело за наказанием. Этим наказанием для Раскольникова становится тяжёлое и трудное осознание своего преступления. Теория, которая должна была спасти «униженных и оскорблённых», сделать Родиона Романовича сильной личностью, только ухудшила ситуацию. Ведь теория эта была создана Раскольниковым на основе собственного самоанализа и некоторых наблюдений. И это довольно эгоистично – превратить свой самоанализ, собственные догадки в пафосную теорию. Крах теории для героя означает крах всего. Он теперь отрезан от мира, от людей. Если бы не Соня, Родион не смог бы жить дальше. Мармеладова открыла ему свою «правду» –веру в людей и Бога, искренность. Но всё равно в глубине души Родиона живёт его теория, хоть он и раскаялся, жизнь его остановилась без идеи, без нового смыла. Лишь на каторге, в последнем из четырёх снов, в котором люди жестоко убивают друг друга ради всего человечества – только тогда мы видим окончательный и бесповоротный крах теории. Родион Раскольников полностью переродился и обратился к христианским – истинным ценностям. Роль этого и других снов в романе особая. Ведь сновидения – это часть нашего бессознательного. Описывая сны своего героя Достоевский проникает в святая святых – в глубины души Родиона, скрытые от него самого. Эволюция снов показательна – первые два сна отражают мироощущение героя, его готовность к решительным действиям. Последние же два – это отражение внутреннего наказания, неспокойной совести героя, когда ему в сновидении приходит уже убитая старуха-процентщица, а в самом последнем ставится идейная точка теории. Герой освободился теории, освободился для жизни. Теория оказалась ложной и абсурдной. Будучи порождённой жизнью тяжёлой, несправедливой, жестокой жизнью, теория побеждается так же жизнью, но светлыми её сторонами. Любовь, вера, добро – вот что спасёт человечество. Фёдор Михайлович показал в своём романе правду – простую, но такую важную истину. Преступление всегда остаётся преступлением. Наказание в любом случае настигнет преступника. Смерть человека ничего не даст, каждый достоин жизни. Теперь нам незачем повторять путь Родиона, чтобы понять это.   ТЕКСТ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М, ДОСТОЕВСКИЙ http://ilibrary.ru/text/69/index.html    

Теория Ницше. Смысл ницшеанства

Ницшеанствоэто философия, в основу которой легли работы и представления немецкого философа Фридриха Ницше.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 2023; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!