Химия. Актуальность Менделеева.



Темы Слайды
Введение. Время. 2-7, I
Периодическая система. Интерактивная таблица – на http://ptable.com/. 8-10, I
The Art of Science, the Science of Art. 11-30, I
Семья и учёба. 31-35, I
Образы науки. 36-39, I
Труды. 40-45,
Образы науки. 46-67,
Конгрессы. Карлсруэ-Боблово. 68-73, I
Образы науки. Блоха и клетка Гука. Гомункулус. 74-81, I
Человек и чемодан. 82-83, I
Образы науки. Левенгук. Ядовитый гриб. «Витрувианский человек». 84-93, I
Среда и «среды». 94-96, I
Образы науки. Рентген. Бутылка Клейна. «Дерево» Дарвина. Теорема Пифагора. 97-114, I
Саша и Люба. 115-119, I
Образы науки. Математический туризм. 120-231, I
Геометрия еды. 232-253,
Познание мира, «приручение» мира. Мысля руками. Э.Канетти: «Медленные, спокойные действия рук создали мир, в котором нам хочется жить». Культура как терпение. Что такое терпение: пауза? Дистанция? Умение предвидеть? Искусство ожидания? Гончар, мнущий глину, – терпелив? Как пропитались терпением движения рук? Первый сосуд – рука, черпающая воду. Сложенные в пригоршню ладони раскрывают смысл скорлупы. Кинжал – продолжение кисти (не поэтому ли табуирован указующий жест?). Руки присваивают мир. И превращают вещи в знаки. Что значит: «приручить»? Или – «взять себя в руки»? «Подвернуться под руку»? Или – «не даваться в руки»? Хайдеггер: «Однако произведения рук богаче, чем мы обычно полагаем. Рука не только хватает и ловит, не только давит и толкает. Рука протягивает и принимает, а именно не только вещи, но она протягивается и принимается в другую руку. Рука держит». 254-323,
Меся тесто в уме.Как пластически описать, показать, разбить на операции то или иное действие? 324-330,
Гости. 331-335, I
Образы науки. 336-364, I
Куинджи. 365-382, I
Образы науки. Фракталы. Пузыри. 383-400, I
Образы науки и лженауки. Фальшаки и фальсификаты. 2-47, II
Наши «Архимеды».Петрик, Гробовой, знатоки красной ртути и змеиного яда и т.д.Антишарлатаны.Дорофеев, Кругляков, Голдакр, Зализняк и др.«Большая туфта».Константинов дар, завещание Петра I, «Велесова книга», записка Даллеса, «Протоколы сионских мудрецов», планета Нибуру и т.п. См. Интересная книга. (В.Козлов, «Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников»). 48-139, II
«Березовая ночь». 140-144, II
Образы науки. 145-168, II
Бородин. 169-178, II
Образы науки. «Дворцы и хижины». «Мастерская природы». 179-284, II
Зинин. 285-292, II
Искусство + Наука. 293-327, II
Завершение рассказа. 328-331, II
От Куинджи к Булатову. От Менделеева XIX века к Менделееву XXI века. 1-2, III
Переходное время. Узел №1: кризис или возможность? 3-5, III
Менделеев (далее – Д.М.) о природе труда. Что такое «Just for Fun»? 6-13, III
Вольное экономическое общество как THINK TANK. Шибболет. Паутина или Сеть? Тема: «Фабрики мысли». 14-17, III
Д.М. об образовании. 18-24, III
Д.М. о капитале и монополиях. Таможенная политика и протекционизм. Проблемы государственной поддержки внутреннего производителя. 25-42, III
Проблема инвестиций. Д.М. о расширении и росте потребностей населения. Д.М. об обрабатывающей промышленности. 43-48, III
Голландская болезнь в России. 49-62, III
Д.М. о развитии регионов. Д.М. о связях с Китаем. 63-66, III
Д.М. и авторское право. 67-69, III

 

Обществознание. Россия – многонациональный народ (социально-экономический подход).

Тема Слайды
Цели и задачи. 2, О.
Кто такой «россиянин»? 3-5, О.
Орки и коряки. 6-7, О.
Народ и нация. 8-9, О.
Живаго. 10-11, О.
Поэт и гражданин. 12, О.
Персоны. 13-15, О.
Левитан и Шишкин. 16, О.
Кавказ. 17-21, О.
Сабантуй. 22, О.
Веры. 23, О.
Гербы. 24-25, О.
Алмазы и борти. 26-27, О.
Нефтепровод «Дружба». 28-29, О.
Белуха и чукча. 30-31, О.
Фотографии Д.Бальтерманца. 32-38, О.
Снегоступы и «снеговзоры». 39, О.
Материальный мир оленевода. 40-52, О.
Кейс. 53-63, О.
Выводы. 64-65, О.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О КОМИ  
Тема Слайды
С кем граничит? 2, К.
Коми и ненцы – братья навек? 3-4, К.
Хозяйство: тогда – так. Как сейчас?Подобрать информацию о сегодняшнем положении дел. Оценить траекторию и темп развития. 5, К.
Чьё гнездо? 6-7, К.
Демография и полиграфия. 8-9, К.
Кейс. Зоопарк. 10, К.
Кейс. Школьный автобус. Проложи маршрут. 11-12, К.
Школа Коми. 13-15, К.
Промышленность Коми. 16-20, К.
Светский Сыктывкар. 21-25, К.
Коми – грибное место.Маркетинг территорий. Многочисленны программы ребрендинга разного масштаба и успешности (от г.Мышкина до ЮАР). Какие критерии важны для формирования имиджа (города, страны)? Насколько устойчив символический «ореол» места? Каковы символические значения советских городов (Тбилиси, Сталинграда, Ташкента, Баку, Самарканда, Ленинграда)? 26-34, К.
Если заревёт или затрясёт. 35-37, К.
Печоро-Илычский заповедник, Маньпупунёр и т.д. 38-52, К.
± Коми.Фотографии, требующие ответа на следующий вопрос: могут ли они иметь какое-либо отношение к Коми или нет? Почему вы так думаете? Ссылки и пояснения к фотографиям – для учителя. Приём может использоваться и при обращении к другим регионам. 53-68, К.

 

История. Средние века. Экономическое пространство средних веков (13 век и Кº).

Тема обсуждения Слайды
Текст с неточностями. 4-13, I
Карты Европы разных периодов (с возможностью увеличения). Можно по одним только картам (где пятна государств то срастаются, то дробятся) выдвигать различные гипотезы о специфике исторических процессов и эксцессов. 14-20, I
Мировые карты-анаморфозы (население и благосостояние) разных периодов. Здесь прилагается и небольшая серия анаморфических карт, знакомящая и с их принципом, и с современным миром. Можно попытаться применить «профили» этих карт к прошлым векам (как обстоит дело с самолетами или детскими игрушками, какого рода туризм имеется и т.д.). Еше раз упомянем о том, что к ряду слайдов комментарии (почти всегда очень краткие) сделаны на английском языке. Как правило, в таких случаях использовались англоязычные ресурсы. Сами комментарии оставлялись без перевода (не всегда) в тех случаях, когда они становятся понятными из схватывания контекста. Это полезно, потому что размывается языковая граница и происходит фиксация наиболее существенных значений. 21-42, I
КУЛЬТУРА И НАУКА 43-63, I
Логическая машина Раймунда Луллия (и другие инновации XIII века). 44-45, I
Средневековые инициалы и шрифты. 53-63, I
Новая фигура на исторической сцене – фигура «интеллектуала». Интеллектуальная деятельность и социальная мобильность. 64-69, I
ВЕЩИ И ОБРАЗЫ  
Ходули, папские перстни, мошны, товарные пломбы, шотландский Камень в английском Троне и т.д. 70-96, I
Верблюжьи сёдла.Ковры, постилаемые на верблюдов, можно узнать по тому, что они состоят из двух одинаковых и симметричных частей. 97-104, I
Шелкопряд и Шёлковый путь. 105-111, I
Шпалеры. 112-116, I
Открытие слонов… 117-123, I
…И носорогов. 124-127, I
Бестиарии. Коты и катары. Кто – в иголках и охоч до винограда? К волку – без жабо. 128-143, I
Средневековые растения. 144-146, I
Португалия и пробковый дуб. 147-151, I
Гренландия в цвету. 152-154, I
ЗАМКИ  
Каэрнавон, Каркассон и т.д. 3-16, II
В ЗАМКЕ  
Замки Абенберг и Роннебург. Колодцы, кухни, камины, окна, свечи, залы, спальни. 17-52, II
У СТЕН ЗАМКА 53-64, II
Как приготовить требуше? 58-63, II
ОТ ТВЕРДИ ЗАМКА К «ГОРОДСКОМУ ВОЗДУХУ» 65-76, II
Площади и улицы городов.  
СТРАХИ И ЧАЯНИЯ. ТАЛИСМАНЫ И РЕЛИКВИИ. 77-143, II
В часовне чаще бьётся … 77-85, II
Нарвалы и единороги. 89-96, II
Нефритовые чаши и змеиные зубы. 97-103, II
Святой Франциск. «Путь сердца».Мысль, выраженная не в слове, а в слезе. 104-111, II
Реликвии и реликварии. Мощи святых. От Святого Николая до Санта Клауса. Советская «Антирелигиозная азбука».Язык святого Антония и череп Ильи Муромца. Опустевшие саркофаги и загустевшее миро. Мощи, которые исцеляют и мощи, которые мешают. 112-143, II
Блок М. «Короли-чудотворцы». Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти.Истоки. Исцеляющий жест короля. Обряд с целительными кольцами в XIV веке. 144-158, II
ТЕХНОЛОГИИ. 159-203, II
История зеркала. Диего Веласкес, Менины. 1656. Что отражалось в средневековых зеркалах? 159-172, II
Очки. «Каста чтецов». Близорукость и достаток. 173-187, II
«Прикованные библиотеки».Зачем книги сажают на цепь? 188-192, II
То, как определяют время, определяет и само это время. Как идет время в юрте? Тувинская юрта и предметы в юрте могли служить солнечными часами, потому что ориентация её двери и расстановка немногих предметов домашнего быта были постоянными (например, полки с посудой стояли у двери направо от входа). Солнце освещало предметы через дымовое отверстие на куполе юрты. Находясь на пастбище, тувинские пастухи чертили на земле план юрты, в его центре втыкали палочку и по тени, отбрасываемой ею на тот или иной предмет, определяли время (например, для возвращения скота с пастбища для доения). 193-203, II
Сергей Валянский и Дмитрий Калюжный, Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона. Темны ли «тёмные века»? Отрывки из книги. Многочисленные цитаты собраны вокруг XIII века. Они могут использоваться как отдельные вставки. После них мы видим те вещи, о которых идет речь в книге. 3-86, III
Арбалет. 87-90, III
Стремя. 91-94, III
Подкова. 95-100, III
Вайда и индиго. Тема: «Цвет в истории». Российская история в цвете. 101-103, III
Мальорка и майолика. Фаэнца и фаянс. Сюда можно прибавить: Кёльн и одеколон, Брюгге и брюки, Геную и джинсы и т.д. 104-111, III
Старейшие мосты. 112-117, III
Удивительные «карты» Маршалловых островов. 118-121, III
Геомантия и китайский компас.Компас для покойника. 122-125, III
Представление о мире через карты. 126-137, III
Восприятие времени и пространства. Пигмеи и буйволы. Чуринги (тьюринги). Мандалы. «Книга Мёртвых». Камлание шамана. 138-157, III
Университеты. 158-161, III
Абак. 162-164, III
Составьте свою «десятку» инноваций. Самые важные научные законы для современного мира. 165-176, III
ДЕНЬГИ. ТОРГОВЛЯ. НАЛОГИ 177-263, III
Королевские мерные рейки. 177-183, III
Жак Ле Гофф, «Цивилизация Средневекового Запада». 184-193, III
Смерть хорошая и смерть плохая. 194-202, III
Торговля и общество в средневековой Европе. 203-214, III
Фальшмосты – для фальшгусей? 215-219, III
Окна рисуют, а хвосты – вычёркивают. 220-227, III
Штральзунд и Ганза.Лучшие дороги – те, что влажны. 228-235, III
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА Виноградов П.Г. Экономические теории средневековья. 236-245, III
Средневековый купец. Гуревич А.Я. 246-251, III
Средневековая Англия: что почём? Примерные соотносимые цены и зарплаты. При понятной условности подобных вычислений они дают возможность поразмышлять (на основе соотношения цен) о стоимости производства, распространении, востребованности и т.д. многих вещей. 252-263, III
ВРЕМЯ ЦЕРКВИ И ВРЕМЯ КНЯЗЯ. ВРЕМЯ КОЛОКОЛА И ВРЕМЯ ЧАСОВ НА БАШНЕ. 264-276, III
ДЕЙСТВА И УБРАНСТВА.  
Менестрели и рыцарские поединки.В каждую из эпох бывают определённые действия, выражающие символические связи, играющие роль социальных разрядок, служащие репрезентативными практиками. Это могут быть карнавалы (см. – М.Бахтин), гладиаторские бои, античные пиры, время страды или время праздника, воцарения и перевороты, парады (как в николаевской «парадной» России), похороны или женитьбы и т.д. Интересно: отслеживать, выцеживать эти события из повседневной суеты. Это было одной из задач и в уроке «МХК», посвящённом советскому времени. Гнилые висельные веревки для декабристов могут как раз говорить об ослаблении тиранических, репрессивных практик, «рутин» (когда все веревки и дула «точны», как часы). Музыкальные инструменты.Вопрос о ритмах эпохи может быть поставлен и более масштабно (и сопровождаться поискам «ритмов» в разных темах). Скажем, пришедший с Востока барабан меняет сам характер битвы, придавая ей тот общий и отмеренный ритм, который был вовсе несвойствен рыцарским сражениям, распадающимся на отдельные, индивидуальные схватки. Позы и жесты. Благословляющий жест; воздетые к небу руки; фехтовальный выпад; рука, протянутая для поцелуя; пощечина рыцарского обряда (единственная в своем роде); губы, шевелящиеся при чтении молитвы (молитвы не читались «про себя»); осанка всадника; гримаса шута, прищур фискала; смеющийся рот, прикрытый рукой. Эти «позитуры» также можно собирать, съючивать вместе(тогда сутулая походка юной кореянки будет прочитана как красота ее воспитанности и скромности). Позитуры (положения рук и тела, жесты) присутствуют в «Технологиях» (как телесные «ритмы», вписанные в кругооборот ритмов природных и социальных) и в «Химии» (как действие, омытое от телесного «шума» и разъятое на статуарные пластические па). 3-29, IV
Доспехи. Ночные колпаки. Корсеты. Дресс-код средневекового европейца. 30-36, IV
Средние века от Гальяно и Шанель. 37-42, IV
Массимо Монтанари. Голод и изобилие: история питания в Европе. 42-59, IV
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. «Пуп земли» и Гроб Господень. Тамплиеры. 60-76, IV
БИТВА ПРИ ГАСТИНГСЕ. Ковёр из Байё. 77-86, IV
Характер рыцаря. Пересечение с «Информатикой» (см. – стратегии растраты и сбережения). 87, IV
Мечом не только сводят счёты, но и чтят. 88-90, IV
Льюисские шахматные фигуры (XII век, Норвегия) как иллюстрация. 91-94, IV
РЫЦАРИ: ОТ АСКЕТИКИ К ЭСТЕТИКЕ. 95-109, IV
Парадные латы и шлемы.  
Перстни для лучников. Парадное кольцо Шаха-Джахана. 110-117, IV; 139-141, IV
Лев – это леопард в профиль. 118-119, IV
Лучники – тактика, тренировка.Небольшой текст о подготовке и «работе» лучников позволяет проследить нюансы средневековой технологии. Азенкур. 121-138, IV
СОБОР КАК МИКРОКОСМ. 142-178, IV
Мистерия нервюр и волют. Запрокидывая голову. 149-154, IV
Собор Парижской Богоматери. 155-170, IV
Горгульи. 171-178, IV
Готика. Готический роман. Сегодняшние готы. Интересно, как многократно подменялся смысл, когда явлению приписывалось (уж слишком отчётливо) представление о нем того или иного времени. 179-190, IV
Средневековая миниатюра как свидетель. 191-228, IV
Реконструкция события. 229-235, IV
Практические задания на построение кривых спроса и предложения взаимосвязанных рынков (на средневековом материале). 236-254, IV
Отрывки из книги Мулена «Монахи …». Детали и сцены.Почему монахи нередко говорили на языке жестов; на каких часах писали: «отсчитываю только светлые часы»; что такое «свитки мертвых»; как монастыри стали «мастерскими» и самоограничения, и гастрономии; почему твердые сыры (и немало иных консервированных продуктов) родились именно в монастырях; зачем аббатства скупали солеварни; о цвете монашеских облачений; о шампанском и лосьоне; почему пели псалмы во время брадобритий; какова регулярность кровопусканий; о связи монастырей и нотной грамоты; каково происхождение слов «прострация», «рубрика», «пропаганда»; парадокс монастырской экономики; о банковских операциях, пенсиях, ссудах и залогах; почему места богомолий нередко становились и местами ярмарок; о монастырских владениях – госпиталях, гостиницах, лепрозориях, аптеках, винокуренных заводах, садах; об отравлениях спорыньей; кому для работы были нужны скальпель, бритва, шило и линейка; о мельницах и пчелиных роях. Здесь, конечно, очень многое напрашивается в «Технологии». 255-326, IV
Средневековая архитектурная пластика и характер. 327-343, IV
Ландшафты. Ландшафты Бронзового века в Дартмуре.Уникальный комплекс древних поселений – свидетельство обретения человеком места. Пейзажи Лоренцетти. Здесь, разумеется, возможно более полное представление средневекового живописного пейзажа (Лоренцетти взят для примера), дающее ощущение Ландшафта Средневековья (культурологического, а не просто внешнего). Это могут быть не только «поля и виноградники», но и городские улицы, «ночные дозоры», головокружительные и многолюдные «брейгелевы» пространства, морские «пустоши» и т.д. 3-69, V
Индустриальные ландшафты. Буртуски, Гурский, Кей. 19-62, V
Постиндустриальный ландшафт. Компьютерные технологии. Энергосбережение. Городок Селебрейшн, Флорида. 63-75, V
Киндердейк (Голландия) и Выдубичи (Украина). Как можно принципиально различить экономическую структуру этих объектов (в Голландии – ансамбль мельниц, на Украине – шеренга кранов). Здесь важно уловить смысл механизмов индустриальной экономики. 76-79, V
Колизей(Рим),Кёльнский собор (Германия), башни-близнецы Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, северокорейский небоскрёб пхеньянской гостиницы Рёган, проект башни Газпрома(Петербург). Речь идет о монументальных проектах (центральный – собор в Кёльне). Какого рода экономические субъекты осуществляли (или предполагали осуществлять, как в случае с башней Газпрома) их строительство, возведение? Соборы возводились городами (и были знаком их экономической и, во многом, и политической свободы); северокорейский небоскреб – проект, характерный для командных и административно-плановых экономик; башня Газпрома – коммерческий проект, финансируемый из средств компании. 80-92, V
Девичьи крепости. 93-96, V
Вокруг итонской статуи Генриха VI. 97-98, V
Шартрский лабиринт.См., например, Германн Керн, «Лабиринты мира». 99-102, V
Блеск рыцарства. 103-106, V
Сколько пало в Ледовом побоище?Лишь несколько десятков рыцарей, сражённых в битве, отнюдь не умаляют её значения. Здесь можно показать, что значимость события не обязательно связана с его «бюджетом», размахом, числом жертв и т.д. В истории работают именно интенсивные, а не экстенсивные (гигантская яичница для книги «Гинесса») ситуации, понимание, точечность и сосредоточенность, идея. 107-108, V
Локусы истории. Города и замки. 109-134, V
Замок Нойшванштайн и Диснейленд. Здесь весьма любопытная перекличка. Средневековье → рефлексия Нового времени на идеи средневековья, исторический мираж Людвига Баварского и замок Нойшванштайн → очарованность замком Диснея и Диснейленд → дифференциация потребностей (задание: продумать дизайн, функции, цену мобильного телефона для престарелого человека) → бурное развитие детской индустрии в XX веке, связь потребностей и уровня развития экономики → самодельные футбольные мячи африканских подростков → детские доспехи средневековья (детской индустрии в Средние века нет не по причине бедности, а из-за отсутствия ребенка как социального и экономического субъекта – ребенок является «маленьким взрослым» и почти не имеет детских вещей, но располагает имитациями взрослых). От детей без детских игрушек мы пришли к «детским» вещам как бы в отсутствии самих детей. Модель телефона для пожилого человека можно зарисовывать на флип-чарте. Должен ли экран быть «трогательным» (тачскрин)? Нужна ли «тревожная кнопка»? Насколько важна для него экономия заряда батареи? Предложите запоминающиеся иконки. И т.д. 3-24, VI
Производство, которое почти не изменилось с XIII века. Кожевенные мастера Феса (Марокко).Здесь возникает возможность ощутить средневековье изнутри. Это любопытная тема – проследить, как «языки времени» вылезают из своего логова, расползаясь «глюконатными» змеями. Где, в каких местах затаилась и удержалась старина (вещи, смыслы, отношения)? Под какими камнями можно обнаружить XV или XVIII век? Остался ли дух (и приоритеты, и иерархия) университетов средневековых «вольных» городов в современных университетах? В какие времена погружается верующий, входящий в храм? О чём мы думаем, переводя взгляд с семейных фотографий конца XIX века на новогодние фотографии теперешней семьи? 25-42, VI
Средневековое общество – общество нормы.Деревянный воротник для швеи, отступившей от нормы. Позорные маски. Мы – вышучиваем, они – прищучивали.Маски замечательно иллюстрируют саму идею нормы. Сколь бы мне не досаждал болтун, я и не подумаю о том, что он заслуживает публичного позора. Болтливость – повод для шутки, но не для маски. Никто не будет преследовать щеголя или неряху. Сами маски (длинным высунутым языком, огромными ушами) показывают пространство норм, границы, нарушение которых опасно. Обыгрывая саму нормативность(цеховость, размеренность) средневекового сознания, можно сказать: длинный язык в нем – не недостаток, а превышение нормы. 43-60, VI
Геркулесовы Столбы. Опять – разговор о норме и нарушении нормы. 62-66, VI
Папская лестница в Ватикане. Особенности перспективного сокращения лестничного створа таковы, что создают иллюзию ее бóльшей, по сравнению с реальной, протяженности. Это позволяет достичь следующего эффекта: фигура Папы, появляющаяся на верху лестницы, кажется неожиданно большой, почти огромной. 67, VI
Тачка и готические соборы. Тачка в картине Кранаха. Реконструкция тачки XVI века. 68-76, VI
Часовня Скравенью с фресками Джотто(и фигурой донатора, держащего в руках церковь, на одной из них). Здесь есть не только – Джотто (один из героев культуры XIII-XIV вв.), но и важная фигура донатора. Ведь все персонажи имеют своеобразный исторический адрес – неважно, меценат это или цензор. Как говорил Фуко, даже сварливая жена и муж-ревнивец появляются в определенное время как исторические типажи. 77-81, VI
Белая Испания и черный теннисный мяч. Об истории тенниса (как одной из знаковых средневековых игр) – в приложении к уроку «Биология. Здоровье».Узнав, что в средневековой Испании мячи для тенниса, как правило, были черными, легко домыслить белые стены. Так, подброшенный теннисный мячик может извлечь целый мир. 82-104, VI
XIII век – в XXI веке.Путешествие по XIII веку (тому, что достигло наших дней, начавшись еще тогда). В этой части собраны темы, позволяющие воссоздать пространство прошлого (где история движется, а не каменеет). 105-147, VI
Что может рассказать замочная скважина? 3-7, VII
Время острова Флорес. Как вы думаете, каким образом можно узнавать время на о.Флорес? Его можно различать по цветам. Насколько мягче это время разворачивающихся лепестков, времени жестких часовых стрелок! Время цветка – не исчезающее, «отсчитываемое» время часов, оно то скрывается, то настаёт вновь. Цветок не боится просрочить время, его краткость все же неспешна. Вопросы о времени (юрта, пигмеи) были и раньше, но думается, что такого рода вопросы и должны повторяться, «просачиваться» в самые отдалённые темы. Снова повторим: нелинейный разговор (а подлинный разговор всегда нелинеен, то есть до некоторой степени непредсказуем и невысказуем – иначе, зачем такой разговор вообще нужен?) ничего не предает забвению, ничто не полагает недостойным, он кружит и блуждает, а темы в нём не приходят по расписанью, а витают в воздухе. Глупо бояться повтора, если этот повтор может стать свежее самой последней новости. 8-14, VII
Сравним ритуальные сосуды Месоамерики и цеховые кружки средневековых городов.Здесь же, например, и рёмеры из «Технологий» (число перекрещиваний и перекличек тем очень велико). Повторим – это не недосмотр, а намерение (параллельные линии существуют лишь в идеальном мире, в реальном же важны пересечения). 15-23, VII
«Послы» Гольбейна-младшего. Что такое анаморфоз? На кого смотрит череп? Череп (плохо различимый при прямом взгляде)«проступает» сквозь пёстрый ворох вещей при боковом («нечаянном») взгляде, как напоминание о тщете и суетности всего посюстороннего, как та изнанка, которой выстлано мироощущение средневекового европейца. 24-26, VII
Что может символизировать муха в портрете картезианского монаха? 27-28, VII
Два старика – Рембрандта и юного Пикассо. В чем главное (разводящее их в разные времена) отличие этих картин? 29-31, VII
Культ Богородицы. Младенческий лик Христа. После 1000 года постепенно все популярнее в христианском пантеоне становятся фигуры Богородицы и младенца Христа. Конечно, это сопровождается общим смягчением религиозной атмосферы, тягой к умилённости и сокровенности, созерцанию и прощению. Религиозный образ призван отныне не только разбудить, но и растрогать. Вероятно, нужно искать «поводы» (обоснованные содержательной интенсивностью ситуации) для вопросов, касающихся вторжения в историю или забвения крупных смыслов. Например, в 1254 г. окончательно формулируется догмат о «Чистилище». И жесткая дихотомия «Ад – Рай» уходит в прошлое. К четко отдифференцированным понятиям «добра» и «зла» добавляется нечто «не вполне доброе или злое»; возникает сфера, доступная для молитвы и исправления, доступная для участия живых в делах умерших; сфера взаимной ответственности (с которой всегда сопряжена забота) живых и мертвых. Но мы (пребывающие в мире относительных, релятивных истин), возможно, скажем, что появляется и своеобразная «духовная коррупция» (когда одно и то же деяние может быть сочтено то злом, то добром). 32-35, VII
Демонические и ангельские черты лица. Демоническое – гримаса и гротеск, ангелическое – уравновешенность и гармония. Мы обнаружим это потом в ... бухгалтерии Пачоли. 36-38, VII
Вещи времени.Пересечение со многими уроками. 39-63, VII
Артур Орд-Хьюм, «Вечное движение. История одной навязчивой идеи». Интересно, что идея вечного двигателя совсем не волнует «искателей» XIII века (не то – идея философского камня или эликсира бессмертия). Почему это так? И почему человек Возрождения обуреваем надеждой добыть вечное движение? Эта тема замечательно подходит для уроков физики, позволяя, например, поговорить о причинах несбыточности проекта как такового, об ошибках двигателя Конгрива, работающего за счет капиллярного эффекта в губках; «Вечного кубка» Роберта Бойла; «поплавкового мотора» и магнитного двигателя. Сами картинки с этими «двигателями» могут сопровождаться вопросом о предполагаемой идее автора, о том, чтó должно было по их мысли обеспечивать «вечное движение». 64-82, VII
Средневековое масонство. Происхождение масонства связывается с корпорациями строителей-каменщиков, однако существуют теории, выводящее масонство из орденов тамплиеров и гильдий каменщиков XIII века. Франкмасоны – «вольные каменщики». Строительство соборов длилось десятилетиями, а то и веками. Получение заказа было для гильдий каменщиков делом первой важности. Секреты мастерства тщательно оберегались (отличительный знак средневековья – корпоративный герметизм, профессиональные тайны составляют серьезную часть цеховой деятельности). Пример герметичного профессионального языка – офенский язык. Замки. 83-127, VII
Серж Ютен, «Повседневная жизнь алхимиков в средние века». Суфлёры и фригийские колпаки, мастера и ученики, алчные суверены, аллегории и собор Парижской Богоматери, Парацельс и Боттичелли, Босх и Ньютон. Алхимия – удивительный феномен средневековой культуры. Странным образом она нередко оказывается за чертой разговора. Алхимия – это точка схождения мифа и металлургии; веры и науки. Крупнейший алхимик Парацельс совершил, по ходу алхимических изысканий, немало вполне научных открытий (вроде создания на основе ртути лекарства от сифилиса или доказательства того, что причиной болезней шахтеров является угольная пыль, а не проклятие горных духов). Таким же образом был изобретен порох. Отсутствие жесткой систематической цензуры (но не возможных расправ – алхимиков-шарлатанов порой вешали на позолоченной веревке) породило многозначные, таинственные и герметичные (то есть ведомые лишь посвященным) образы. Мы можем видеть их, например, на соборе Парижской Богоматери – женщина с ящерицей, объятой пламенем; воин, бьющийся с невидимым врагом и т.д. Алхимия – это: сокрытость от постороннего взгляда, совмещение лаборатории и молельни, первый химический инструментарий (реторты, перегонные кубы и т.д.) и многое другое. 128-204, VII

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!