Школа как культурно-образовательное пространство – это 18 страница
Культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. О важности воспитания К.н. у детей и обусловленности ее нормами морали говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми; но выводите необходимости всего этого из общего и из высшего источника — не из условных требований общественного знания или сословия, но из высокости человеческого знания, не из условных требований общественного знания или сословия, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом» (Поли. собр. соч., т. 4, 1954, с. 96).
Культура профессионального самообразования педагога —
высокий уровень развития и совершенствования всех компонентов профессионального самообразования педагога. Являясь высшей формой удовлетворения профессиональных познавательных потребностей педагога, она связана с проявлением значительных волевых усилий с его стороны, с высокой степенью сознательности и организованности, принятием на себя внутренней ответственности за свое совершенствование.
Культура речи— степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выразительности, лексическим богатством. Значимы:тон речи, использование единичных суждений, манера обращения к воспитанникам и манера отвечать им, характер мимики и жестов, сопутствующих речи; хорошая вербальная память, правильный отбор языковых средств, умение ориентировать речь на собеседника, предвосхищение влияния речи на слушателей, техника речи.
|
|
Культура самообразования(самообразовательная культура) — высокий уровень развития и совершенства всех компонентов самообразования. Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом ее духовной жизни. Устойчивая потребность в самообразовании, ставшая качеством личности, включает в себя не только потребность в знаниях, но и потребность в умственном труде.
Культура труда— умение работать с применением рациональных приемов, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда; бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии.
Культура управления— комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. К.у. включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношения к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. К.у. проявляется также в эстетике работы, стремлении оформить и выполнить ее красиво.
|
|
Культура учителя (педагогическая культура)— совокупность реализуемых в деятельности учителя общекультурных и профессиональных знаний, умений, навыков, способов и форм общения, и опыта результативной пед. деятельности, уровня развития пед. сознания, самосознания и мышления, сформированных личностной и профессиональной Я-концепции, концепций Воспитанника и Деятельности. Компоненты К.у.: пед. направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, пед. эрудиция и профессиональная компетентность.
Культура физическая — уровень сформированное™ правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленного образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
|
|
Культура чтения— составная часть обшей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики чтения, его систематичность и последовательность, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библио-графическим аппаратом, ориентироваться в книге с целью максимального усвоения и глубокого восприятия прочитанного, применять рациональные приемы работы с книгой (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.) и бережно обращаться с произведениями печати.
Культура «экранная»— культура, основанная на системе экранных изображений. Экранная речь вмещает поведение и устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многое др. Создает условия для постоянного и полноценного диалога, «обмена смыслами» между человеком и текстом. Экранная культура — планетарна.
Культура эмоциональная— воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, к-рый предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.
|
|
Культурная среда для ребенка— совокупность следующих сред: а) культурная
среда обучения и преподавания, формируемая с помощью культуроемких технологий и многообразия качественных средств различных дисциплин гуманитарного и естественного знания, а также культурных компонентов содержания всех учебных курсов; б) культурная среда собственной активной учебной деятельности; в) мультикультурное пространство образования в учебном заведении; г) культурная массмедиа — среда самообразования; д) культурная среда общения детей и взрослых; е) культурная среда семьи; ж) культурная среда детско-подростковой самодеятельности; з) культурная среда дополнительного образования и культурная среда зон саморазвития личности (как внутреннее культурное пространство).
Культурно-историческая теория психического развития личности—
концепция психического развития человека, разработанная в 20—30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании К.-и. т. п. р. л. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, фр. психол. школы (прежде всего Ж.Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении («формальная школа» в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.). Согласно К.-и. т. п. р. л. главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками деятельности. В итоге прежняя структура психических функций изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово. Этапы этого процесса: коллективная деятельность и общение — культура (знания) — присвоение культуры (обучение и воспитание) — индивидуальная деятельность — психическое развитие человека. В разные эпохи и в разных культурах эта абстрактная структура наполняется конкретным содержанием, придающим историческое своеобразие развитию психики индивида.
Культурология— наука, учение, знание о культуре.
Куррикулум— I. общий план проведения занятия, включающий содержание занятия,
его цели, методы и результаты; 2. совокупность учебного содержания, плана, метода, структуры, учебников, задачников, иллюстративного материала, всех видов наглядных и технических средств, компьютерных программ и т. п.
Л
Лабильный— нестойкий, неустойчивый, изменчивый.
Лапидарный(от лат. lapidarius — высеченный на камне) — краткий, но отчетливый и
ясный. Предельно сжатый слог, первоначально свойственный надписям на древнеримских памятниках.
Латентный период — скрытый период в психическом и физиологическом отражении,
время от момента воздействия на организм раздражителя и до момента появления ответной реакции.
Леворукость (левшество)— функциональное преобладание левой руки над правой.
В нек-рых случаях Л. обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользования ею (вынужденная Л.) Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л., встречается скрытая Л., когда человек, приученный с детства пользоваться правой рукой, в непривычных условиях или в состоянии аффекта пользуется левой (амбидекстрия). Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного устранения. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к любым моторным актам, в том числе и относящимся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенностей его ЦНС. Переучивание левшей нецелесообразно и вредно. Это приводит к психическим травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям, в частности заиканию.
Лекция— метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение
системы идей в определенной области.
Лекция школьная— продолжительное устное изложение (45—50 минут) учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала и ДР-).
Лесгафт Петр Францевич(1848-1909) — крупнейший биолог и педагог,
разносторонний ученый, известный русский анатом и врач. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение». Создал теории семейного и физического воспитания, теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Физическому и духовному развитию ребенка придавал решающее значение. Разработал интересную типологию детей: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый-мягкий, забитый-злостный, угнетенный. Л. считал, что различные типы детей возникают прежде всего в условиях их семейной жизни и воспитания. Построил теорию физического воспитания, принципом к-рой является единство физического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внес вклад в развитие женского пед. и мед. образования.
Лживость— черта личности, выражающаяся в соц.-защите «Я» путем сознательного
искажения действительного положения вещей, стремлении дать ложную информацию о фактическом положении дела ради достижения желаемой цели, самоутверждения в глазах окружающих или стремления избежать нежелательных последствий. Дифференциация Л. и оценка ее конкретных проявлений возможны при условии правильного понимания мотивов и причин этого явления.
Либидо(от лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных
концептуальных понятий психоанализа, означающее половое влечение или в более общем плане — влечение к жизни, к ее проявлениям, близкое к платоновскому Эросу. К. Юнг расширил это представление, понимая под Л. психическую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудностей в жизни человека.
Лидер(от англ. leader — ведущий) — член группы с наивысшим социометрическим
статусом, за к-рым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности; личность, способная к самореализации, самосовершенствованию, самостоятельности, самоопределению, саморазвитию, самообладанию, инициативности, обладающая высокой продуктивной работоспособностью, активностью, организаторской проницательностью, ответственностью, силой характера. В психол. приняты различные классификации Л.: I. по содержанию деятельности (Л. — организатор, Л. — программист, Л. — исполнитель); 2. по сфере проявления активности (Л. универсальный, Л. ситуативный); 3. по направленности деятельности и т.д. Л бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом). В процессе формирования детского коллектива чрезвычайно важно добиваться такого положения, чтобы реальный Л. принял систему ценностей, предлагаемую воспитателем.
Лидерство— доминирование в межличностных отношениях; способность оказывать
влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели организации; естественный соц.- психол. процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Выделяют бытовой тип Л. (в семье, в классе, в учебной или досуговой группе и т. п.); соц. тип Л. (на производстве, в спортивных, творческих обществах и т. д.); политический тип Л. (государственные, общественные деятели).
Лицей— тип среднего или высшего учебного заведения. Исторически первый лицей
(ликей) — древне-греч. философская школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 г. до н.э. и просуществовавшая около 8 столетий. Название «лицей» сохранилось до сих пор как в зарубежной, так и в современной отечественной системе образования. В настоящее время — вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание интеллектуальной личности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала. Имеют более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией (технический, биолого-химический и т. п.).
Лицензирование образовательного учреждения— процедура проведения
экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образованием или органами местного самоуправления с целью проведения государственной политики в области образования и регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных органиозационно-правовых форм.
Личностный подход(в пед.) — последовательное отношение педагога к
воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Личность— 1. соц. сторона, соц. качество в человеке; 2. интегральное понятие,
характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое; 3. конкретный человек, представитель определенных соц. общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности; 4. субъект соц. отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 5. прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, к-рыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение (Г. Олпорт). Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Структура личности:направленность, проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, соц. установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях; знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности, проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах. (СЛ. Рубинштейн). Разработка проблемы личности связана с именами А.Ф. Лазурского, Г. Олпорта, Р. Кеттела, 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович и др. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные теории развития личности и их классификации, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.
Личность самоактуализирующаяся — тип личности, по классификации А. Маслоу, для к-рой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Л.с. свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом она легко переносит одиночество, проявляет независимость, отстаивает свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.
Экстраверсия-интроверсия— противоположные друг другу свойства личности. Понятие введено К. Юнгом. Экстраверт непосредственно откликается на внешние впечатления, характерна общительность с большим кругом разнообразных и малознакомых людей. Переживания, действия и реакции интроверта в большей степени опосредованы событиями внутреннего мира — образами и представлениями памяти и воображения; характерна избирательная общительность с узким кругом хорошо знакомых людей. Экстравертированный тип личности побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любит уединенных размышлений, нуждается в поддержке и одобрении людей. Общителен, имеет много друзей. Легко внушаем, подвержен влиянию. Охотно развлекается, склонен к необдуманным поступкам. Э. ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), к-рые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей. Для Э. интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха. У Интроверта активность по сравнению с др. людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью. Для типичного И. характерны следующие черты: самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к увлечениям профессиями, не связанными с общением, с работой с людьми, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться. Интровертный интуитивный тип личности обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии. Интровертный ощущающий тип личности руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логичекими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!